Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова

Разделы: Преподавание в начальной школе


Задача современной школы - выпускать думающих, самостоятельных, творческих людей, умеющих адекватно оценить себя и других. Урок русского языка был разработан на основе проблемного обучения для учащихся 3-го класса. Предлагаемый урок формирует у учащихся навыки орфографического письма, содержит дифференцированные задания, осуществляет обратную связь, расширяет кругозор учащихся. Урок построен с использованием компьютерной поддержки. Это помогает поднять интерес детей к учёбе. На уроке происходит развитие, совершенствование устной и письменной речи, обогащается словарный запас детей. Урок составлен с использованием здоровьесберегающих технологий.

Урок русского языка с использованием компьютера

Автор: Потапенко Ирина Геннадьевна.

Образовательное учреждение: МОУ “Кривошеинская средняя общеобразовательная школа”, с. Кривошеино, Кривошеинского района, Томской области.

Предмет: Русский язык.

Класс 3.

Тема: “Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова”.

Учебно-методическое обеспечение: учебник Т. Г. Рамзаева “Русский язык 3 класс”, М.: Дрофа, 2007 год.

Необходимое оборудование и материалы: учебники, тетради, компьютер, проектор, экран, модель снеговика, снежинки для каждого обучающегося.

Время реализации занятия: 45 минут.

Авторский медиапродукт:

  1. Опрерационная среда Word, Power Point.
  2. Наглядная презентация учебного материала (27 слайдов).
  3. Технологический сценарий: последовательная модель.
  4. Краткое описание содержания учебных кадров-экранов:

Схема взаимосвязи кадров презентации:

Слайды № 1-2 – Орг. момент урока.

Слайд № 3 – Настрой на работу.

Слайд № 4 – Логическое упражнение.

Слайд № 5 – Проверка логической цепочки.

Слайд № 6 - Текст для определения темы урока.

Слайд № 7 – Заставка темы урока.

Слайд № 8 – Цели и задачи урока.

Слайд № 9 – Правело в стихотворной форме.

Слайд № 10 – Слова из текста с проверяемой безударной гласной.

Слайд № 11 – Вывод: “Как пишутся гласные в ударном и безударном положениях?”.

Слайд № 12 – Слова из текста с непроверяемой безударной гласной.

Слайд № 13-14 – Заставка зимы.

Слайд № 15 – Работа над словом ДЕКАБРЬ.

Слайд № 16 – Задание: Используя слова, составить рассказ на тему “Зима”.

Слайды № 17 – Загадка о снежинке.

Слайды № 18 – Снежинки-буквы о, а, е, и, я.

Слайд № 19 – Минутка отдыха.

Слайд № 20 – Заставка: “Зимние забавы”.

Слайд № 21 – Задание: Восстанови деформированные предложения, объясни пропущенные буквы.

Слайд № 22 – Задание: Объясните пропущенные орфограммы в словах.

Слайд № 23 – Артикуляционная зарядка.

Слайд № 24 – Работа с однокоренными словами.

Слайд № 25 – Домашние задание.

Слайд № 26 – Самооценка учащихся.

Слайд № 27 – Итог урока. Рефлексия.

Части – блоки занятия

Время
(мин.)
Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности
Организационный момент 2 Внимание Точность речи
Мобилизирующий этап 2 Мышление Активность

Логичность, ясность и точность речи

Определение темы и целей урока 4 Внимание.

Мышление

Активность, гибкость и глубина рассуждений
Работа по теме урока 10 Внимание Точность, выразительность речи, активность, аргументированность, культура эмоций и чувств, коммуникативная культура
Минутка красивого письма 3 Память Ответственность

Аккуратность

Физкультминутка 2 Внимание Умение слушать и слышать, культура эмоций и чувств
Продолжение урока 3   Активное слушание, умение слушать и слышать
Работа по учебнику 6 Внимание Активное слушание, умение слушать и слышать, точность и выразительность речи
Самостоятельная работа 5   Самостоятельность, активность, аккуратность, ответственность
Артикуляционная зарядка 1 Внимание.

Мышление

Культура и выразительность речи
Работа с однокоренными словами 2   Понимание материала, самостоятельность, системность
Домашнее задание 1 Внимание  
Самооценка учащихся 2   Аргументированность, рефлексивность
Итог урока. Рефлексия 2   Рефлексивность, ответственность, аргументированность, ясность речи

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  Недостаточное количество наглядного материала.

  1. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
  2. Повышение мотивации к учебному процессу.
  3. Формирование компетентности обучаемых(поиск, отбор, упорядочивание информации).

Задачи занятия:

  1. Образовательные: Закрепить знания учащихся в правописании слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне, закрепить умение распознавать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова, умение подбирать проверочные слова, закреплять знания о составе слова, обогащать словарный запас учащихся, прививать умение делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы.
  2. Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание, память, познавательные способности учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость, продолжить работу по развитию речи учащихся.
  3. Воспитательные: Воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу, воспитывать интерес к русскому языку и ЗОЖ.

Урок русского языка по теме:
“Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова”

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. (см. Приложение)

СЛАЙД 1-2

Эмоциональный настрой. Ребятам предлагается собрать из слов предложение: нас, все, у, сегодня, получится.

Прочитайте это предложение с логическим ударением на разные слова.

СЛАЙД 3

Сегодня у нас все получится.

Надеюсь, что у нас сегодня, действительно, все получиться.

2. Мобилизирующий этап

СЛАЙД 4

Выполним логическое упражнение. На доске запись:

Ребята – Роман, Николай и Алексей рисовали картину: деревья зимой, снеговика и детей на улице. Алексей нарисовал снеговика, Николай не стал рисовать деревья зимой.

Определите, что нарисовал каждый из мальчиков, используя слова ЕСЛИ ЗНАЧИТ СЛЕДОВАТЕЛЬНО.

Составляют текст – рассуждение: Если Алексей нарисовал снеговика, а Николай не стал рисовать деревья зимой, значит, их нарисовал Роман, следовательно, Николай нарисовал детей на улице.

СЛАЙД 5. Мы выстроили логическую цепочку, теперь проверим.

3. Определение темы и целей урока.

СЛАЙД 6

Ребята – Роман, Николай и Алексей рисовали картину: деревья зимой, снеговика и детей на улице. Алексей нарисовал снеговика, Николай не стал рисовать деревья зимой.

Что объединяет эти слова? (Безударная гласная в корне)

В чём различие? На какие две группы мы поделим слова с безударной гласной в корне? (Проверяемая и непроверяемая)

Кто из вас догадался и назовёт тему урока?

СЛАЙД 7

Тема урока “Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова”

СЛАЙД 8

  1. Сегодня мы должны повторить правило проверки безударных гласных в корне.
  2. Упражняться в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.

4. Работа по теме урока.

Как проверить слова с безударной гласной в корне?

СЛАЙД 9

Если буква гласная
Вызвала сомнение, -
Ты ее немедленно
Поставь под ударение!

СЛАЙД 10

Приведите примеры слов из текста с проверяемой безударной гласной. (Роман, Николай, Алексей, зимой, снеговика, детей). Устно подберите проверочные слова.

СЛАЙД 11

Сделайте вывод: Как пишутся гласные в ударном и безударном положениях?

Вывод: в ударном и безударном положении гласные в корне пишутся одинаково.

А что нужно делать, если в слове безударную гласную проверить нельзя? (Найти слово в словаре и запомнить)

СЛАЙД 12

Приведите примеры таких слов из логического упражнения. (Р . бята, р . совали, к . ртину, на ул . це)

СЛАЙД 13

На какую тему ребята рисовали картину? (“Зима”)

Игра: “Ассоциации”. Какие слова вам сразу приходят на ум, когда слышим слово “Зима”?

Ребята, давайте подберём слова, которые у вас ассоциируются с зимой (холод, стужа, мороз, снег, вьюга, метель, лыжи, коньки, санки, белая, новый год, подарки, горка).

СЛАЙД 14

Сегодня Зимушка пришла и к нам на урок и привела с собой первый зимний месяц. Посмотрите, какая белоснежная красавица. Весь урок она будет помогать нам в работе. Зимушка любит чистоту – посмотрите, какой порядок она навела на улице – всё белым-бело. Я думаю, что и в ваших тетрадках сегодня будет порядок.

Ребята, а какой сейчас идёт месяц? Какой же месяц привела с собой Зима? (Декабрь).

СЛАЙД 15

В народе говорят, что:

Декабрь – “ветрозим”, полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.

Какая орфограмма в слове декабрь? (Непроверяемая безударная гласная Е)

Измените слово так, чтобы было в нём две безударных гласных. (Декабря)

Запишите дату и классную работу (10 ДЕКАБРЯ)

Подчеркни безударные гласные в слове ДЕКАБРЯ.

СЛАЙД 16

Месяц декабрь принёс вам очередное задание:

На доске слова: Д . КАБРЬ, УЛ . ЦА, М . РОЗ, Д . РЕВЬЯ, ИН . Й, СКР . ПИТ, Р . КА, Х . ККЕЙ.

Составьте, используя эти слова, рассказ на тему “Зима”:

(Декабрь. На улице мороз. На деревьях иней. Под ногами скрипит снег. Застыла река. Ребята спешат на хоккей.)

Запишем текст, выделяя и объясняя орфограммы.

Выделите грамматическую основу в четвёртом и шестом предложении.

Назовите безударные гласные, которые встретились в тексте. (Е, И, О)

Найдите слова, в которых количество букв не соответствует количеству звуков. (Декабрь, деревья - 7 букв, 6 звуков), (хоккей – 6 букв, 5 звуков)

5. Минутка красивого письма.

СЛАЙД 17

Зимушка-зима прислала вам свой зимний подарок, отгадайте, что это?

Покружились звёздочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке.

СЛАЙД 18

На экране снежинки-буквы о, а, е, и, я.

Почему к нам в гости прилетели снежинки с этими гласными буквами?

(Потому, что в написании этих гласных букв мы чаще всего допускаем ошибки. Эти гласные бывают безударными.)

Пропишем на первой строке буквы, которые обозначают два звука (е, я).

На второй строке буквы, которые обозначают один звук (о, а, и).

СЛАЙД 19

6. Физкультминутка.

  1. Представьте, что в нашем кабинете пошел снег. Встаньте, улыбнитесь друг другу, воображаемому снегу, протяните руки, ощутите на ладонях пушинки-снежинки, покружитесь...
  2. Представьте, что из снега, который нападал в нашем классе, мы начали лепить снежки. Давайте, покидаем друг в друга снежки. А сейчас вы превратились в снеговиков. Покажите, какие вы красивые, довольные. Но вот выглянуло солнышко, снеговики стали таять. Сначала голова, потом туловище, и растаял совсем.

Садитесь. Возможно, к концу урока мы слепим своего нового снеговика.

7. Продолжение урока.

Зимой дети не только лепят снеговиков и играют в снежки. Есть ещё много разных и интересных зимних забав. Послушайте стихотворение

А. Прокофьева:

Как на горке, на горе,
На широком на дворе
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбега,
Кто на льду,
А кто по снегу.
С горки – ух,
На горку – ух!
Бух!
Захватывает дух!

СЛАЙД 20

О каких зимних забавах говорится в стихотворении?

Катание на санках, лыжах и коньках и в деревне, и в городе всегда было любимым развлечением не только ребятни, но и вполне взрослых юношей и девушек. Очень здорово скатиться с горки, изваляться в снегу, проскользить по льду, вдоволь насмеяться и натешиться!

Лыжи, коньки и санки – не только старинная забава ребятни, но и в настоящее время взрослые виды спорта. (Горнолыжный спорт, биатлон, санный спорт – бобслей, конькобежный спорт, фигурное катание, хоккей)

8. Работа по учебнику: Стр. 118, упр. 277 (устно поработаем с текстом этого упражнения). Прочитай стихотворение, объясни выделенные буквы.

С чем сравнивается лёд? (Со стеклом) Почему?

Почему мальчику тепло, ведь на улице мороз? (Двигается)

Зимние прогулки во дворе и походы на лыжах в лесу или парке очень полезны. Но обязательно нужно к ним подготовиться: тепло одеться, открытые части тела смазать кремом, вазелин или гигиеническая помада поможет сохранить губы от обветривания. Зимой, особенно в сильные морозы, существует опасность обморожения. Это очень опасно. В обмороженных частях сначала ощущается холод и боль, кожа твердеет и светлеет, затем наступает онемение, и боль проходит, но это плохой признак! Нужно принимать срочные меры, чтобы кожа или части тела не омертвели.

Что в этих случаях делать? (удалить одежду с повреждённой части тела, потом осторожно подвигать пальцами, если это рука, то поднять выше уровня сердца, чтобы востановить кровообращение, согреть тёплыми руками пострадавшую часть тела, добравшись до дома опустить в тёплую воду обмороженное место, принять горячую ванну, выпить горячего чаю и обязательно обратиться к врачу! Нельзя растирать и массировать повреждённую морозом область тела, категорически запрещается трогать образовавшиеся волдыри. Поэтому в сильный мороз необходимо тепло одеваться, не обувать тесную и недосушенную обувь, нельзя долго находиться на ветру, медленно прогуливаться по улице, играть в снежки.

Скоро начнутся зимние каникулы, я думаю, что эти знания вам обязательно пригодятся.

9. Самостоятельная работа.

СЛАЙД 21

Составьте из данных слов четыре предложения, запиши, вставляя пропущенные буквы, подчеркни главные члены.

  1. Д*твора, снежную, любит, зиму.
  2. З*вут, на, к*ток, к*ньки.
  3. А*дёт, лыжня, в, лес.
  4. Р*бята, с, гор, к*таются, на, санках.

СЛАЙД 22

Зимой все деревья в снегу и холод им нестрашен. Одна ёлочка у нас без снежной шубки. Но если вы объясните пропущенные орфограммы в словах, то поможете зимушке укутать ёлочку снежным покрывалом.

(Дети по объясняют в словах безударные гласные и украшают елочку снежинками)

СЛАЙД 23

10. Артикуляционная зарядка.

Двекикиры,
Гайнима.
Двекикиры,
Бойнима.
Сподалдык,
Спавелик... (Появляйся снеговик)

Внимательно прочитайте и попробуйте быстро произнести эти строчки. А теперь попробуйте дорифмовать последнюю строчку(выслушиваются варианты детей: “А мороз невелик”; “Приезжай к нам грузовик” “Появляйся снеговик”).

Наш снеговик может появиться, если мы еще раз четко произнесем эти строки.

Из трех комков (кругов разного цвета и размера) на магнитной доске учитель с детьми моделируют снеговика.

11. Работа с однокоренными словами.

Какая орфограмма в слове снеговик? (Проверяемая безударная гласная в корне, проверочное слово снег)

Подбери однокоренные слова. (Снеговик, снег, снеговая, снежинка, снежок, снегоход)

По рядам разобрать по составу. (Снеговик, снежинка, снеговая)

Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

СЛАЙД 24

СЛАЙД 25

12. Домашнее задание (по рядам). Снеговик принёс вам домашнее задание. Задание даётся на фоне снежинок.

  1. Придумайте свой рассказ, используя однокоренные слова с корнем “снег”.
  2. Придумать загадку или сочинить стихотворение о зиме.
  3. Написать мини-сочинение на тему “Зимний день”, “Зимние забавы”.

СЛАЙД 26

13. Самооценка учащихся своей деятельности на уроке по 3 уровням.

А теперь оцените свою деятельность на сегодняшнем уроке. Оцените себя по трем уровням:

1) “очень хорошо”;

2) “хорошо”;

3) “удовлетворительно”.

(Дети на большой, средний и маленький “комы” снеговика приклеивают снежинку)

СЛАЙД 27

14. Итог урока:

Сегодня на уроке я:

научился…..
было интересно…
было трудно ….
мои ощущения….

Что нового вы узнали на уроке?

На улице зима. Что вам с этого урока пригодиться для жизни?

Какая цель была поставлена на уроке?

Как вы считаете, она достигнута?

Нам с Зимушкой понравилось, как работали на уроке… (Выставляются и комментируются оценки за урок).