Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова

Разделы: Преподавание в начальной школе


Задача современной школы - выпускать думающих, самостоятельных, творческих людей, умеющих адекватно оценить себя и других. Урок русского языка был разработан на основе проблемного обучения для учащихся 3-го класса. Предлагаемый урок формирует у учащихся навыки орфографического письма, содержит дифференцированные задания, осуществляет обратную связь, расширяет кругозор учащихся. Урок построен с использованием компьютерной поддержки. Это помогает поднять интерес детей к учёбе. На уроке происходит развитие, совершенствование устной и письменной речи, обогащается словарный запас детей. Урок составлен с использованием здоровьесберегающих технологий.

Урок русского языка с использованием компьютера

Автор: Потапенко Ирина Геннадьевна.

Образовательное учреждение: МОУ “Кривошеинская средняя общеобразовательная школа”, с. Кривошеино, Кривошеинского района, Томской области.

Предмет: Русский язык.

Класс 3.

Тема: “Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова”.

Учебно-методическое обеспечение: учебник Т. Г. Рамзаева “Русский язык 3 класс”, М.: Дрофа, 2007 год.

Необходимое оборудование и материалы: учебники, тетради, компьютер, проектор, экран, модель снеговика, снежинки для каждого обучающегося.

Время реализации занятия: 45 минут.

Авторский медиапродукт:

  1. Опрерационная среда Word, Power Point.
  2. Наглядная презентация учебного материала (27 слайдов).
  3. Технологический сценарий: последовательная модель.
  4. Краткое описание содержания учебных кадров-экранов:

Схема взаимосвязи кадров презентации:

Слайды № 1-2 – Орг. момент урока.

Слайд № 3 – Настрой на работу.

Слайд № 4 – Логическое упражнение.

Слайд № 5 – Проверка логической цепочки.

Слайд № 6 - Текст для определения темы урока.

Слайд № 7 – Заставка темы урока.

Слайд № 8 – Цели и задачи урока.

Слайд № 9 – Правело в стихотворной форме.

Слайд № 10 – Слова из текста с проверяемой безударной гласной.

Слайд № 11 – Вывод: “Как пишутся гласные в ударном и безударном положениях?”.

Слайд № 12 – Слова из текста с непроверяемой безударной гласной.

Слайд № 13-14 – Заставка зимы.

Слайд № 15 – Работа над словом ДЕКАБРЬ.

Слайд № 16 – Задание: Используя слова, составить рассказ на тему “Зима”.

Слайды № 17 – Загадка о снежинке.

Слайды № 18 – Снежинки-буквы о, а, е, и, я.

Слайд № 19 – Минутка отдыха.

Слайд № 20 – Заставка: “Зимние забавы”.

Слайд № 21 – Задание: Восстанови деформированные предложения, объясни пропущенные буквы.

Слайд № 22 – Задание: Объясните пропущенные орфограммы в словах.

Слайд № 23 – Артикуляционная зарядка.

Слайд № 24 – Работа с однокоренными словами.

Слайд № 25 – Домашние задание.

Слайд № 26 – Самооценка учащихся.

Слайд № 27 – Итог урока. Рефлексия.

Части – блоки занятия

Время
(мин.)
Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности
Организационный момент 2 Внимание Точность речи
Мобилизирующий этап 2 Мышление Активность

Логичность, ясность и точность речи

Определение темы и целей урока 4 Внимание.

Мышление

Активность, гибкость и глубина рассуждений
Работа по теме урока 10 Внимание Точность, выразительность речи, активность, аргументированность, культура эмоций и чувств, коммуникативная культура
Минутка красивого письма 3 Память Ответственность

Аккуратность

Физкультминутка 2 Внимание Умение слушать и слышать, культура эмоций и чувств
Продолжение урока 3   Активное слушание, умение слушать и слышать
Работа по учебнику 6 Внимание Активное слушание, умение слушать и слышать, точность и выразительность речи
Самостоятельная работа 5   Самостоятельность, активность, аккуратность, ответственность
Артикуляционная зарядка 1 Внимание.

Мышление

Культура и выразительность речи
Работа с однокоренными словами 2   Понимание материала, самостоятельность, системность
Домашнее задание 1 Внимание  
Самооценка учащихся 2   Аргументированность, рефлексивность
Итог урока. Рефлексия 2   Рефлексивность, ответственность, аргументированность, ясность речи

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  Недостаточное количество наглядного материала.

  1. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
  2. Повышение мотивации к учебному процессу.
  3. Формирование компетентности обучаемых(поиск, отбор, упорядочивание информации).

Задачи занятия:

  1. Образовательные: Закрепить знания учащихся в правописании слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне, закрепить умение распознавать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова, умение подбирать проверочные слова, закреплять знания о составе слова, обогащать словарный запас учащихся, прививать умение делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы.
  2. Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание, память, познавательные способности учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость, продолжить работу по развитию речи учащихся.
  3. Воспитательные: Воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу, воспитывать интерес к русскому языку и ЗОЖ.

Урок русского языка по теме:
“Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова”

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. (см. Приложение)

СЛАЙД 1-2

Эмоциональный настрой. Ребятам предлагается собрать из слов предложение: нас, все, у, сегодня, получится.

Прочитайте это предложение с логическим ударением на разные слова.

СЛАЙД 3

Сегодня у нас все получится.

Надеюсь, что у нас сегодня, действительно, все получиться.

2. Мобилизирующий этап

СЛАЙД 4

Выполним логическое упражнение. На доске запись:

Ребята – Роман, Николай и Алексей рисовали картину: деревья зимой, снеговика и детей на улице. Алексей нарисовал снеговика, Николай не стал рисовать деревья зимой.

Определите, что нарисовал каждый из мальчиков, используя слова ЕСЛИ ЗНАЧИТ СЛЕДОВАТЕЛЬНО.

Составляют текст – рассуждение: Если Алексей нарисовал снеговика, а Николай не стал рисовать деревья зимой, значит, их нарисовал Роман, следовательно, Николай нарисовал детей на улице.

СЛАЙД 5. Мы выстроили логическую цепочку, теперь проверим.

3. Определение темы и целей урока.

СЛАЙД 6

Ребята – Роман, Николай и Алексей рисовали картину: деревья зимой, снеговика и детей на улице. Алексей нарисовал снеговика, Николай не стал рисовать деревья зимой.

Что объединяет эти слова? (Безударная гласная в корне)

В чём различие? На какие две группы мы поделим слова с безударной гласной в корне? (Проверяемая и непроверяемая)

Кто из вас догадался и назовёт тему урока?

СЛАЙД 7

Тема урока “Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова”

СЛАЙД 8

  1. Сегодня мы должны повторить правило проверки безударных гласных в корне.
  2. Упражняться в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.

4. Работа по теме урока.

Как проверить слова с безударной гласной в корне?

СЛАЙД 9

Если буква гласная
Вызвала сомнение, -
Ты ее немедленно
Поставь под ударение!

СЛАЙД 10

Приведите примеры слов из текста с проверяемой безударной гласной. (Роман, Николай, Алексей, зимой, снеговика, детей). Устно подберите проверочные слова.

СЛАЙД 11

Сделайте вывод: Как пишутся гласные в ударном и безударном положениях?

Вывод: в ударном и безударном положении гласные в корне пишутся одинаково.

А что нужно делать, если в слове безударную гласную проверить нельзя? (Найти слово в словаре и запомнить)

СЛАЙД 12

Приведите примеры таких слов из логического упражнения. (Р . бята, р . совали, к . ртину, на ул . це)

СЛАЙД 13

На какую тему ребята рисовали картину? (“Зима”)

Игра: “Ассоциации”. Какие слова вам сразу приходят на ум, когда слышим слово “Зима”?

Ребята, давайте подберём слова, которые у вас ассоциируются с зимой (холод, стужа, мороз, снег, вьюга, метель, лыжи, коньки, санки, белая, новый год, подарки, горка).

СЛАЙД 14

Сегодня Зимушка пришла и к нам на урок и привела с собой первый зимний месяц. Посмотрите, какая белоснежная красавица. Весь урок она будет помогать нам в работе. Зимушка любит чистоту – посмотрите, какой порядок она навела на улице – всё белым-бело. Я думаю, что и в ваших тетрадках сегодня будет порядок.

Ребята, а какой сейчас идёт месяц? Какой же месяц привела с собой Зима? (Декабрь).

СЛАЙД 15

В народе говорят, что:

Декабрь – “ветрозим”, полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.

Какая орфограмма в слове дек