Методическое исследование "Роль классного руководства в выявлении интересов, способностей и склонностей учащихся диагностическими методами и применение в профориентированной работе"

Разделы: Классное руководство


В настоящее время сфера выбора профессий очень широка. Появляются новые виды профессиональной деятельности. Современному школьнику не так легко сориентироваться в таком многообразии профессий и сделать единственно правильный выбор, который определит весь дальнейший жизненный путь. Поэтому одна из главных задач классного руководителя, как педагога – помочь учащимся правильно определится в выборе будущей профессии, в соответствии с их интересами, способностями и психологическими особенностями.

В нашей школе ежегодно проводится тестирование учащихся всех классов с 7 по 11 включительно.

Тестирование проводят опытные психологи ресурсного центра с обязательного согласия родителей учащихся. В соответствие с возрастом подростков диагностическое тестирование проводится по ряду тестов, наиболее подходящих для данной возрастной категории, с учетом того, какого рода способности, интересы и склонности необходимо проанализировать на данном этапе развития ребенка. Используются тесты, утвержденные Министерством образования и науки для применения в работе школы.

Диагностическое тестирование учащихся должно осуществляться с письменного согласия родителей.

Роль классного руководителя при этом – связаться с родителями подростков и сформировать группу для тестирования на основе результатов опроса родителей.

Необходимо договориться с психологом, выбрать время для тестирования, создать комфортные условия в классе. После обработки результатов диагностики психологом, довести информацию до детей и родителей, пригласить их на консилиум и консультации. Прослеживается тенденция развития интересов, способностей и склонностей, учащихся к той или иной профессии, диагностируется готовность выбора. По результатам поступления и трудоустройства выпускников 11 классов делается корреляция между результатами окончательной диагностики и фактическим выбором подростков. В результате, используя данные анализа тестирования можно проследить развитие интересов в и склонностей учащихся и применить эти данные в профориентационной работе. Начинаем диагностику с самых младших классов. Цель: как можно раньше выявить психологические особенности детей, стиль поведения, соответствие полоролевому поведению.

Результаты диагностического исследования 7а класса в 2008 г.

8 Мая 2008 г. методом психогеометрии были изучены свойства личности 14 учеников 7а класса – классный руководитель Абраменко Галина Герасимовна.

Выявлено:

  • 3 подростков показывают наличие социального и внутреннего конфликта.
  • 3 подростков ориентированы на отказ от дисциплинарных правил и общепринятых норм (в то же время, личности творческие, ждут нестандартных видов и форм работы.
  • 4 подростка остро нуждаются в защищенности, ценят комфорт в процессе обучения, ласку, поощрение, ориентированы на общение.
  • У 2 подростков сформированы усидчивость, ожидание конкретных точных указаний.
  • У 2 подростков интерес к последовательной, поступательной деятельности.

15 мая 2008 . в том же классе было проведено обследование с помощью шкалы теста SMI мускулинности-фемининности. Мускулинность выражена у девочек, т.е. не соответствие полу. 2 девочки показывают желание бороться, побеждать. 2 мальчика показывают феминистские качества – послушание, желание подчиняться, работать за похвалу, приспосабливаться. Оставшиеся 10 мальчиков показали мускулинные качества

ВЫВОД:

Мальчики соответствуют в своем большинстве полоролевому поведению, девочки же в этом классе меняют свой стиль поведения на противоположный природному.

Занимаясь вопросами профориентации классный руководитель в своем классе должен учитывать возрастные особенности, уровень полового развития и личностные особенности каждого подростка.

В октябре 2007 г. было проведено обследование по Методике цветовой диагностики эмоций. В результате анализа было выявлено, что подростки имеют множественные проблемы в различных сферах личности.

Из обследованных 11 человек имеют проблемы:

  1. В области базового комфорта – 6 человек.
  2. В области личностного роста – 4 человека.
  3. В сфере взаимоотношений и межличностного взаимодействия – 9 человек.
  4. В области потенциальной агрессии – 3 человека.
  5. В области познания мира – 8 человек.

Можно заметить, что дети трудные, поскольку больше половины имеют нарушения в семье, в области базового комфорта.

Наибольшее количество проблем связано с областью коммуникации общения, т.е. в сфере взаимоотношений и межличностного взаимодействия, что и ведет к усугублению проблем в учебе (в области познавания мира), в области развития личности и потенциальной агрессии.

Классный руководитель консультируется со специалистами, психологами по корректирующему воздействию на подростков, по повышению учебной мотивации. Проводит беседы с родителями, чтобы усилия были совместными.

Вывод: проблемы прорабатывались в рамках инновационных программ ресурсного центра. Пути решения помогут помочь в формировании гармоничной личности и осуществлении правильного профессионального пути.

    Диагностика 11-х классов

Если в младших классах мы только ориентируем детей на выбор профессии, то в старших классах этот процесс должен войти в фазу окончательного решения. Здесь методики диагностики позволяют нам определить степень готовности и уверенности, учащихся к окончательному выбору профессии. Оказание необходимой помощи тем, кто еще не готов к самостоятельному решению такого жизненно важного вопроса как выбор дальнейшего жизненного пути или колеблется в принятии правильного решения, или ошибается (что также необходимо корректировать) становится первоочередной задачей классного руководителя.

В соответствии с запросом администрации 670 школы была поставлена задача провести мониторинг по профориентации для старшеклассников с целью выявить состояние готовности учащихся к составлению личного профессионального плана и мотивации выбора профессии.

Для проведения исследования была использована Анкета по профориентации для старшеклассников. В ходе мониторинга было обследовано 35 человек.

Анализ полученных данных показал следующие результаты:

Составление личного профессионального плана старшеклассников находится на достаточно проработанной стадии, когда количество выбравших профессию на данный момент составляет 32 человека, т.е. 91,42% из общего числа.

Основные этапы на пути к своей профессиональной мечте выделяют 85,7%.

На вопрос “Что ты знаешь о своей будущей профессии?” учащиеся сообщают о предмете, содержании и условиях труда в 31,42% случаев. О профессионально важных качествах имеют представление 45,71%.

Имеют представление, где можно получить выбранную профессию 82%.

Имеют адекватное представление о востребованности профессии 42%.

На вопрос: “Что повлияло на твой выбор?” учащиеся отвечают: О своих проблемах, которые могут помешать поступлению в учебное заведение, задумываются 65,71%.

Собираются работать над собой и готовиться к профессии, считают, что есть возможные обстоятельства, которые могут помешать в реализации профессиональных планов:

Далее учащимся предлагалось отметить факторы, которые оказали влияние на выбор области будущей профессиональной деятельности.

  • Будущая профессия, которую ты уже окончательно выбрал для себя.
  • Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении.
  • Профессии родителей.
  • Школьные предметы, которыми ты хотел углубленно заниматься.
  • Художественная литература, кино, видеофильмы, СМИ.
  • Собственный практический опыт профессиональной работы.
  • Примеры и опыт людей и знакомых.
  • Советы родственников и твоих знакомых.
  • Рекомендации учителей.
  • Дополнительное (внеклассное) образование.
  • Пока ничего не повлияло, выбор не сделан.

Учащимся предлагалось отметить факторы, которые оказали влияние на выбор области будущей профессиональной деятельности.

Учащиеся отмечают, что наибольшее значение для выбора области профессиональной деятельности имеет привлекательность будущей профессии 77,14%, желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении 88,57%, примеры и опыт людей и знакомых 62,85%.

На вопрос, “какие факторы вы считаете наиболее важными при выборе вами будущей профессии” учащиеся ответили:

  • Возможность профессионального роста, успешной карьеры.
  • Достаточная престижность профессии.
  • Достойный уровень оплаты труда.

Следующим вопросом в исследовании было определение мотивов выбора профессии.

Исследование показало, что преобладают мотивы:

  • материальное благополучие, желание заработать 44%;
  • стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которых требует избираемая профессия 40%.

Мониторинг выбора профессии учащимися стал предпосылкой для будущей деятельности ресурсного центра по ознакомлению учащихся с предметом, содержанием, условиями труда интересующих старшеклассников профессий, ознакомлению их с особенностями рынка труда, формированию позитивной мотивации к выбору будущей профессии.

В прошлом году, еще до начала работы ресурсного центра было проведено подобное тестирование выпускников 11-го класса.

При сопоставлении результатов диагностики и конкретного трудоустройства и выбора профессии выпускниками было отмечено почти точное попадание в профессию.

То есть многие выпускники выбрали тот профиль будущей деятельности, который был определен при помощи диагностики. А это значит, что роль педагога и школы в профессиональной ориентации школьников для выбора дальнейшего жизненного пути невероятно высока.

Это доказывает также необходимость существования ресурсного центра, его деятельности по ознакомлению учащихся с предметом, содержанием, условиями труда, рынком труда, формированию позитивной мотивации к выбору будущей профессии.

Ибо только профессионалы высокого уровня преподаватели, педагоги, психологи, а не знакомые, друзья, СМИ или кто-то иной, смогут оказать квалифицированную помощь нашим ребятам в правильном выборе профессии, как определяющего фактора дальнейшей успешной и счастливой жизни.

Презентация (Приложение 1)