Педагогический совет "Роль учителя в создании оптимальной организации учебного пространства на уроке"

Разделы: Администрирование школы


Цель: Определить наиболее значимые критерии успешности в создании оптимальной организации образовательного пространства на уроке.

Задачи:

  1. На основе анализа психолого-методической литературы рассмотреть роль учителя в трехмерном взаимосвязанном пространстве: педагогическом, психологическом, личностном.
  2. Определить факторы, влияющие на успешность работы учителя и учащихся.
  3. Приобщить учителей к самоанализу и самодиагностике.

План проведения педсовета:

  1. Вступительное слово: тема педсовета, план проведения, регламент.
  2. Обоснование темы.
  3. Роль учителя в трехмерном взаимосвязанном пространстве: педагогическом, психологическом, профессионально-личностном.
  4. Работа в творческих группах (определение критериев в каждом пространстве).
  5. Отчет каждой группы о выполненной работе (отчет представляется на плакатах).
  6. Подведение итогов, выработка и принятие решений.

Обоснование выбора темы

Для того чтобы вести работу по созданию оптимальной организации учебного пространства на уроке, необходимо обратить внимание на значимость профессионального уровня учителя. Задача данного педсовета состоит в том, чтобы определить для конкретного педагогического коллектива наиболее значимые критерии успешности педагогической деятельности. Учитель не имеет права на ошибку (дорого обходится). Для создания оптимальной организации учебного пространства на уроке учитель сориентирован на самоанализ и самодиагностику.

Результатами работы любого учителя являются: Знания, умения, навыки; Воспитанность; Здоровье и психологическое состояние наших учащихся.

Согласно психологической концепции, разработанной отечественными психологами и методистами (Н.Д.Левитов, С.Л.Рубинштейн, А.К.Маркова, Л.М. Митина и др.) труд учителя есть сложнейшая психологическая реальность, состоящая из трех пространств:

– педагогической деятельности;

– личности учителя;

– психолого-педагогического общения.

Создавая оптимальное образовательное пространство на уроке, необходимо определить, какие критерии определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это. Опираясь на концепцию психологов и методистов, условно все критерии можно разделить на три группы:

  1. Педагогические.
  2. Психологические.
  3. Личностные.

Форма проведения данного педсовета – проективно-деловая игра.

Педагогический коллектив разделили на три рабочие группы. Далее каждая группа определяет рейтинг каждого критерия, обосновывая и аргументируя, составляет таблицу на ватмане. Затем ходе выступления каждый из докладчиков группы выделяет в предложенном пространстве наиболее значимые критерии успешности деятельности учителя.

Для создания оптимального образовательного пространства на уроке были выделены приоритетные критерии и степень удовлетворенности работой школы.

Группа 1: Педагогические критерии.

  1. Уровень обученности школьников (О работе учителя судят по конечному результату. Эффективность его работы зависит от того, на сколько он знает уровень знаний и умений учащихся, учебные возможности. Задача учителя удачно подбирать материал обязательной части, а также дополнительных заданий, чтобы их выполнение было посильно успевающему ученику. Открытость требований, их посильность, возможность повторно ответить неусвоенный материал позволяет вовлечь учеников в процесс учебного труда, повысить уверенность в собственных силах). Уровень сформированности общеучебных умений и навыков. -Учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации; учебно-информационные умения); – Учебно-логические умения (умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т. п.); – Учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и т.п.).
  2. Состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. (Исследовательская работа и самообразование дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний в своей работе).
  3. Образование и повышение квалификации. (Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания).
  4. Способность к самоанализу, рефлексии. (Эти два процесса важны, они дают возможность импровизировать, использовать новшества и т. п.).
  5. Инновационная деятельность (Она позволяет осуществлять образовательный процесс на современном, более высоком уровне.).

Группа 2: Психологические критерии.

  1. Интерес и мотивация. Различают два основных вида мотивов деятельности: – Социально-значимые мотивы (долг, ответственность). – Мотивы познавательного интереса. Для того, чтобы управлять процессом формирования ответственного отношения к учебе, учитель должен хорошо знать мотивы учения учащихся, выяснять причины, тормозящие развитие положительных мотивов.
  2. Сознательное обучение. (Недостаточно, чтобы ребенок усвоил объективное значение данного учебного предмета, необходимо, чтобы он соответственным образом и внутренне отнесся к изучаемому: нужно воспитать у него требуемое отношение к учению.)
  3. Взаимоотношения в системе “учитель-ученик”. Ситуация сотрудничества ученика с учителем и другими учащимися обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений. Формы сотрудничества: от совместного, разделенного с учителем действия, далее – к подражанию и самообучению.
  4. Учет индивидуальных особенностей ученика. Учитель должен читать по лицам учеников и понимать:
    – как на уроке создана установка быть внимательным;
    – как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (новизна, структурирование, яркость и пр.);
    – как учитываются возрастные особенности внимания школьников;
    – как организована смена видов деятельности на уроке;
    – как организована активность учащихся на уроке;
    – как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.

Группа 3: Личностные критерии успешности учителя.

  1. Эмоциональность (интенсивность, устойчивость, глубина чувств, адекватность эмоционального состояния, доброжелательность).
  2. Выразительность речи. За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.
  3. Творческое начало личности. Если работать без творческого подхода, то не будет замечательных уроков, ни оригинальных суждений, ни непредметных интересов. В результате: “На уроке скучно!”
  4. Организаторские способности (организовать целенаправленную деятельность учащихся, увлечь их не развлекательностью приемов, а раскрыть значение учебной работы и знаний, четко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока, вовлечь каждого школьника в работу).
  5. Чувство юмора (В.А. Сухомлинский утверждал: “Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение– то состояние, из которого учитель часто не находит выхода”. Имея чувство юмора, учитель может избежать часть конфликтов, по-другому отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку).
  6. Настойчивость, дисциплинированность (Эти два качества помогают достигать поставленной цели, доводить принятые решения до конца, сознательно подчинять свое поведение общественным правилам. Они также влияют на организацию труда учителя, отношения с администрацией, родителями и учащимися, возможность реализации своих профессиональных качеств).

Далее ведущий подводит итог и еще раз выделяет те критерии успешности учителя, которые помогли бы учителю создании оптимальной организации учебного пространства на уроке.

Проект решения педагогического совета:

  1. Организовать посещение уроков с целью отслеживания факторов, влияющих на успешность работы учителя и учащихся.
  2. Провести диагностику комфортности учащихся на уроках.
  3. Учителям провести самодиагностику по критериям успешности.