Методика организации контроля знаний

Разделы: История и обществознание


Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.

Функции контроля тесно связаны с функцией педагогического анализа, так как предметом педагогического анализа становится информация, полученная в ходе контроля. Контроль дает большую, систематизированную информацию о расхождениях между целью и полученным результатом, а педагогический анализ направлен на выявление причин, условий возникновения этих различий и отклонений. Таким образом, содержание контроля и педагогического анализа отражают одни и те же направления деятельности учителя.

Особенность контроля состоит в его влиянии на личность учителя. Если это молодой учитель, то контроль сказывается на его профессиональном становлении, если опытный – контроль укрепляет его профессионализм и авторитет.

Чаще всего существующая практика контроля знаний имеет следующие недостатки:

  • Отсутствие системы контроля
  • Формализм в организации контроля, отсутствие четкой цели, отсутствие или не использование объективных критериев контроля, организация контроля для администрации, для отчета и набора количества оценок
  • Односторонность контроля, контроль какой-либо одной темы, одного учебного умения учащихся.
  • Отсутствие работы по формированию самоконтроля знаний учащимися.

Чтобы избежать этих недостатков, важно соблюдать общие требования к организации контроля: системность, объективность, действенность контроля.

Отдельно стоит обратить внимание на психологические причины, вызывающие отставание в учении. Например, невнимательность ученика, на которую часто жалуются родители и учителя. Она может быть следствием разных причин – несформированности собственно процессов произвольного внимания, результатом недостаточного развития мыслительной деятельности, отсутствием интереса к учению, наличием каких-либо личных проблем.

Разработка различных способов выявления психологических причин трудностей в обучении должна способствовать принципиальному изменению содержания дополнительной работы учителя с отстающими в учении школьниками. Для осуществления такой психодиагностической деятельности учителю необходимо иметь достаточно развернутое, систематическое описание тех трудностей, которые возникают у учащихся в процессе обучения.

Задача состоит в том, чтобы раскрыть на конкретных примерах из практики роль и значение контроля знаний по истории для формирования общеучебных умений и навыков, развития познавательных возможностей учащихся.

Немаловажное значение имеет и контроль продуктивности профессионально-педагогической деятельности учителя, проводимы в ходе аттестации педагога. Система накопления данных уровня обученности учащихся, результатов срезов знаний, индивидуальных достижений учащихся – все это становится “копилкой” учителя для успешного прохождения аттестации.

Можно сказать, что контроль учебных достижений обучающихся ведет каждый учитель и отражает его результаты в виде текущих и итоговых отметок в журнале. Каждому уроку должен предшествовать анализ результатов предыдущего урока. Каждый контроль знаний должен начинаться анализом и завершаться анализом полученных результатов. Главная задача учителя заключается в необходимости выработать такую систему контроля, которая будет наиболее продуктивно работать в условиях конкретной школы, будет наиболее приемлема для самого учителя.

Очень интересной оказалась работа, основанная на лекциях и книгах кандидата педагогических наук, доцента кафедры ППРО МПГУ Н.К.Винокуровой по развитию познавательных возможностей учащихся. В своей работе Н.К. Винокурова утверждает “Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей его теории и практики. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и измененные условия” (3)

Из предложенных этапов развития творческих способностей учащихся на уроках истории хотелось бы остановиться на “Разминке”.

На этом этапе урока, целью которого является проверка знаний, преобладают репродуктивные задачи, хотя репродукцию можно снизить за счет ограничения времени на ответ, применения “обманных” заданий, чередования вопросов из разных областей знаний. Это придает дух соревновательности, который очень важен в общеобразовательной школе, являющейся частью Центра образования “Самбо-70”, где обучаются мальчики-спортсмены. “Разминка” позволяет контролировать внимание, развивать умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. В активной фронтальной работе принимает участие весь класс.

Перед началом разминки учитель может пояснить, что выполнять эту работу надо в высоком темпе. Задача ученика, прослушав внимательно вопрос, как можно быстрее дать на него четкий ответ.

После этого работа переходит в форму устного учебного диалога.

Блок 1.

  • Как звали отца Петра Великого?
  • Кто родился раньше – Петр или Софья?
  • Что было раньше – стрелецкий бунт или Северная война?
  • Что было раньше – битва при Лесной или Полтавская битва?
  • Как звали сыновей Петра?

Блок 2.

  • Чему равна сумма цифр года начала Северной войны?
  • Через сколько лет после начала Северной войны была Полтавская битва ?
  • Чему равна сумма цифр года начала нового летосчисления?
  • На сколько лет раньше было великое посольство, чем год твоего рождения?
  • Через сколько лет после смерти Петра ты родился?

Блок 3.

  • Я утверждаю, что…
  • Столица Российской империи Москва.
  • Петр создал Приказы.
  • При Петре было отменено крепостное право
  • Петр ввел новое летоисчисление
  • Петербург построен на Неве

Для учащихся 5-х классов

Блок 1.

  • Чему равна сумма цифр начала Троянской войны?
  • В каком году закончилась война, если она длилась 10 лет?
  • В каком году Одиссей вернулся на родину?
  • На сколько лет позже проходили реформы Солона?

Блок 2.

  • Сколько гласных букв в слове, определяющем название простого народа Греции?
  • Назовите первую и последнюю буквы названия рабов в древней Спарте?
  • Сколько согласных букв в названии области Греции, в которой находилась Спарта?
  • Назовите последнюю букву слова, переводимого на русский язык как “власть народа”

Блок 4.

Цифровой диктант. Этот прием позаимствован из программирования. От ученика требуется не формулировать ответ на тот или иной вопрос, а умение правильно отреагировать на утверждение учителя. Если ученик считает высказывание педагога правильным, он должен молча поставить в тетради “1”, а если нет – “0”. Ответ группируется в число, которое можно быстро проверить.

Психологи советуют, там где это возможно, используйте так называемый принцип “вариации несущественных признаков учебного материала” (С.М. Бондаренко) Это значит, что лучше задать вопрос: “Назовите сумму двух последних цифр года основания Москвы”, чем: “Когда основана Москва?” Или: “Сколько букв в слове, определяющем работу крестьян на феодала”, чем “что такое барщина?”

Существует прямая связь между уровнем развития творческих способностей учащихся и уровнем развития памяти и внимания. Включая в разминку специальные задания, формирующие приемы рационального запоминания, тренирующие внимание, особенно произвольное, мы приучаем детей быть всегда собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий, что ведет к повышению эффективности обучения в целом.

Интересны работы, тренирующие логическое мышление.

Учеников просят объяснить, на основании какого из признаков можно объединить следующие слова в одну группу.

  1. РЮРИК, ОЛЕГ, ИГОРЬ, ОЛЬГА
  2. АББАТ, МОНАХ, СВЯЩЕННИК.
  3. ДРЕВЛЯНЕ, ИГОРЬ, ОЛЬГА
  4. ПОЛЮДЬЕ, ОЛЬГА, УРОК, ПОГОСТ

Вопросы занимательной истории позволяют осуществить межпредметные связи, пополнить словарный запас учеников, активизировать ранее полученные знания.

Какие звери “вошли в историю?”

  • Капитолийская волчица
  • Орел Зевса
  • Слоны Ганнибала

Развитие речи

  • Длань – ладонь
  • Конфузия – поражение
  • Арап – негр
  • Живот – жизнь
  • Натура – природа
  • Острог – тюрьма
  • Ябеда – жалоба

В связи с переходом к единому государственному экзамену проблемы развития быстроты реакции, объема памяти, концентрации внимания имеют большое значение. Предложенные способы помогают решать эти задачи.

Список литературы

  1. Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в учении. Научно-практические проблемы школьной психологической службы. – М., 1987.
  2. Бондаренко С.М. Почему детям трудно учиться? – М., 1976.
  3. Винокурова Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся. Центральное издательство. – М., 2005.
  4. Сергеев М.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
  5. Фоменко И.А. Аттестация педагогических работников образовательных учреждений. – М., 2006.
  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты.  Доклад от 23.04.2002.