Творческие задания по истории науки и техники на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Убеждение в необходимости использовать творческие задания по развитию техники и естественных наук на уроках истории родилось под влиянием двух факторов.

Во-первых, учеба в МГПИ им. Ленина у профессоров В.С. Виргинского и В.Б. Кобрина, которые читали лекции и вели семинары по вспомогательным историческим дисциплинам. Наши педагоги воспитали убеждение в том, что история науки и техники это отрасль знаний, мало разработанная, имеющая много спорных вопросов и представляющая большой интерес.

Во-вторых, многолетняя работа исключительно с мальчиками вынудила больше внимания уделять именно развитию техники. С 1977года преподаю в общеобразовательной школе, где обучаются мальчики-спортсмены. Менялось название моего места работы, но прежними оставались ученики. Они приходили в 5й класс с убеждением, что ничего важнее дзюдо и самбо в этом мире нет. Неохотно соглашались, что есть что-то интересное в истории войн, развитии оружия, машин и позднее, компьютеров. Мальчики хотели что-то мастерить своими руками и гораздо лучше понимали действие любых механизмов, чем я. Но моя любовь к истории требовала найти с ними общий язык, предложить им посмотреть на мир глазами людей прошлого и оценить все то, что сделано предыдущими поколениями. Так постепенно сложилось одно из направлений работы, призванной пробудить интерес к истории.

Накопленный опыт работы позволяет утверждать, что активные и интерактивные методы обучения, построенные на выполнении творческих заданий, живой диалог с учителем, взаимодействие учащихся и педагога при решении поставленных задач имеют большое значение. Прямое взаимодействие учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, формирует на этой основе новое знание.

Китайская мудрость гласит: “Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я могу запомнить. Позволь мне сделать это и это станет моим навсегда”

История принадлежит к разряду предметов, где устная речь учителя преобладает. Конечно, нельзя думать, что изготовление наглядных пособий по истории науки и техники решает все проблемы изучения истории. Остаются проблемы развития навыков работы с картой, с историческим документом, проблемы развития памяти и подготовки к экзаменам. Но любовь к предмету, разбуженная в сердце пятиклассника, позволит ему преодолеть многие преграды и принесет учителю радость общения с единомышленником, которого воспитал он сам.

Творческие работы учащихся позволяют расширить социальный опыт, а преобладание эмоционального аспекта над информативным позволяет через эмоции обратиться к разуму детей. Определенное значение имеет практическая сторона знаний, то есть содержание работы направлено на совершенствование разнообразных умений и навыков: коммуникативных, организаторских, самостоятельной работы и сотрудничества, решения этических проблем. Выполняя работу, ученик обращается не только к информационным источникам, но и к представителям старшего поколения. Образуется единое мировоззренческое поле со старшим поколением, родителями. Одна из задач преподавания истории связана с системным обращением к теме малой Родины. Идет процесс формирования линий, связывающих историю России и историю семьи учащихся.

Одной из проблем современного преподавания истории является отсутствие линейного преподавания предмета. Учителя сталкиваются с обезличиванием истории. В учебных пособиях основной школы объем учебного материала практически невозможно качественно реализовать в то количество часов, которое отведено предметам социально-гуманитарного цикла. В процессе преподавания истории в основной школе возникают неизбежные сокращения тем изучения материальной культуры. Дети начала ХХI века даже мысленно не могут представить материалы и способы их обработки в древности и средневековье. Трудно оценить колоссальный труд миллионов людей, лишенных свободы, гарантированных человеческих прав, живущих в противоестественных для современного человека условиях, но совершающих удивительные открытия предшественников человечества. Для современного пятиклассника легче вообразить, что удивительные сооружения древности созданы руками космических пришельцев, чем людьми.

Можно возразить – а зачем современному человеку знать название орудий труда, вышедших из употребления? Но, отрицая малое, не теряем ли мы большое? Ученики на ранних этапах обучения стремятся к активному использованию компьютера. А проблема развития творческих способностей многоаспектна и трудна. Сложность заключается, прежде всего, в самой сущности явления.

У дидактов и психологов существуют разные точки зрения как на природу способностей. Так и на само понятие “творчество” применительно к интеллектуальному развитию ученика. Из школ ушли уроки труда в традиционном виде. И дети и родители не видят необходимости развивать мелкую моторику пальцев. Однако творческие способности являются способностями второго уровня. Это способность при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, нечто оригинальное. По мнению психологов в основе творческих способностей лежит воображение. А уровень развития мышления ученика, способность к сложным умственным действиям (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация и т.д.) воспитывается в процессе учебно-познавательной деятельности.

Задача учителя найти исходное звено, которое станет зародышем творчества. Однако практика показывает, что по традиции школьное обучение на 90% монологическая речь учителя. Даже там, где присутствует диалог, его задача сводится к репродуктивному воспроизведению учебного материала.

Детей никогда не устраивала роль пассивных слушателей, во все времена любознательный ребенок стремился к активному деятельному характеру мышления, к самостоятельности. И отличным способом решения данной проблемы в пятых классах могут стать творческие задания, связанные с изготовлением предметов труда, макетов зданий, оружия.

Проблемы развития свойств личности, которые входят в понятие “творческий человек” требуют длительной, целенаправленной работы. Поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Но поддержанное на других уроках, в первую очередь при изучении физики, может сформировать устойчивый интерес к технике.

Правильно организованная внеклассная работа создает у школьников живые и верные представления о жизни и культуре ушедшего времени и народов. Творческий труд обогащает внутренний мир, способствует умственному развитию и стимулирует самостоятельный поиск.