Урок природоведения на тему "Охрана животных и растений. Отношение человека к природе". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


План:

Части блока урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся). Временная реализация
Организационный момент. Установка на правильную речь, фоноритмика. 4 минуты.
Введение в тему. 2 минуты.
Беседа по содержанию. 15 минут.
Гимнастика для глаз. 1 минута.
Загадки. Отгадывание кроссворда. 10 минут.
Игра: «Угадай, кто это?» (Вопрос-ответ). 6 минут.
Итог. 2 минуты.
   

 Задачи: (на материалах «Красной книги» и экологических данных).
Обучающая: Расширять и уточнять знания детей об экологии, взаимодействии человека с природой. Дать детям знания о том, что гибель одного природного фактора влечёт за собой гибель других, (вырубка леса ведёт к уменьшению численности животных). Приучать детей заботиться о красоте и чистоте родной природы. 
Коррекционная: Развивать речь, корректировать произношение, насыщать учебный процесс наглядным материалом. Работать над речью в связи с формированием природоведческих знаний и умений, усилить работу над обобщением: как средством повышения знаний, умений, умственного развития учащихся. 
Воспитательная:
Воспитывать положительное отношение к природе, стремление охранять и приумножать природные богатства,  пробуждать эстетические чувства.
Тип урока: обобщающий.
Форма проведения: урок.
Методы: словесные, наглядные.
Оборудование урока: компьютеры, загадки, кроссворд.

Ход урока.

I.Организационный момент.

-Встали все красиво.
А - У   А - У 
Я сегодня в лес пойду. (Хором)
Наденьте наушники.
Па-па-па
Как слышите? (Я слышу хорошо)
-К уроку готовы? (Я готов к уроку).
-Какой сейчас урок? (Сейчас урок природоведения). Слушайте внимательно, думайте, правильно отвечайте на вопросы.
-Отгадайте загадку.
Летом в солнце и в жару
Дарит людям тень свою.
-Как вы думаете, когда очень жарко, куда хочется спрятаться от палящего солнца, кто нам дарит тень?
Верно, ребята, это дерево.

II.Введение в тему.

-Сегодня на уроке мы будем говорить об экологии, о деревьях и других растениях, о животных и птицах, о том, как нужно беречь природу.
-Прочитайте тему урока:
«Охрана животных и растений.
Отношение человека к природе».

III.Работа по вопросам.

1.Как вы думаете, что такое экология?»
(Экология-это взаимодействие человека с природой)
2.Чем вы питаетесь? ( Мы питаемся продуктами).
3.Куда вы выбрасываете отходы и мусор? ( Мы выбрасываем мусор в контейнер, в урну или сжигаем его).
4.Почему необходимо убирать мусор? (Мусор- это зараза). Верно, ребята. Прочитайте и запомните:
(Читают текст).
-Мусор нельзя разбрасывать.
-Мусор-это ядовитый след на планете.
-Через мусор не может пробиться ни один листок.
-Бумага не сгнивает 2 года.
-Целлофан не сгнивает 200 лет.
-Консервная банка может поранить ногу и через 30 лет.
5.Почему исчезают многие растения и животные? (Растения и животные исчезают из-за того, что человек загрязняет природу?)

6.Откуда в воздух попадают вредные вещества? (Заводы и фабрики загрязняют воздух).
7.Где легко дышится человеку?  (На свежем воздухе)
8.Почему грязным воздухом дышать вредно? (Грязный воздух ухудшает здоровье).
9.К чему может привести плохое отношение человека к лесу? (Лес может погибнуть).

IV.Работа с аппаратурой. (За экраном)
-Какое сейчас время года?
-По каким признакам можно сказать, что сейчас весна?
-Весной тает снег, бегут ручьи, ярко светит солнце, появились проталины.
-Какое время года было?
-Была зима.
10.Как помочь птицам зимой? (Птиц нужно подкармливать).

V.Чтение стихотворения: А.Яшин «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна.
Горсть одна-
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть.
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать!
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

11.Какие растения, насекомые и животные нашей области занесены в Красную книгу?
Животные – ёж
Насекомые – муравьи, стрекоза, паук, шмель, бабочка-Адмирал, божья коровка.
Растения – медуница, колокольчик, ландыш, мать-и-мачеха.
Пресмыкающиеся - ящерица, лягушка.
Птицы - скворец, синица.

-Прочитайте основные правила охраны природы:
-Не срывай цветов.
-Не ломай ветки деревьев.
-Не лови насекомых.
-Не убивай лягушек.
-Не лови диких животных и птиц.
-Рассмотри эти запрещающие знаки.
О чём они говорят?
-Не бери яйца птиц.
 -Не уничтожай грибы.
 -Не вырезай свои имена на коре деревьев.

VI. Гимнастика для глаз.

VII. Кроссворд.

-Будем отгадывать кроссворд.
1. Как надела сто рубах
Захрустела на зубах. (Капуста).

2.Дом медведя. (Берлога).

3. Растение-первоцвет. (Примула)

4. Кора берёзы. (Береста).

5.Узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев. (Просека).

6.Овощ, горькая на вкус.
Откуси - услышишь хруст
Сверху – красная она,
А внутри-белым-бела. (Редиска).

7.Есть в лесу одна трава,
Очень жгучая она. (Крапива)

 VI. Игра «Угадай, кто это? (Ответь кратко на вопросы).

-У кого длинный хобот?
-У кого сильный клюв?
-У кого красивые рога?
-У кого пушистый хвост?
-У кого острые зубы?
-У кого длинная шея?
-У кого короткие ножки?
-У кого на спине щит?
-У кого на голове свой  гребешок?

-Что мы сегодня делали на уроке?
-Мы отвечали на вопросы.
-Мы отгадывали загадки.
-Мы отгадывали кроссворд.
-Мы играли.

VII. Итог.

-Ребята, берегите природу, не бросайте мусора, и она нас всегда будет радовать своей красотой. Как красива эта поляна! И как сиротливо она будет смотреть в спину тем, кто её опустошит. Щади каждый листок, каждую травинку, каждый цветок. Они дают нам кислород, а значит жизнь.
Всем ребятам за урок оценка-5. Надеюсь, что и в жизни относиться к природе Вы будете на 5.

Презентация