Мы и окружающий мир. 4-й класс. "Кожа, особенности кожного покрова, функции кожи" (урок по системе Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели.

  • Формирование знаний о коже, её особенностях, функциях.
  • Расширение представлений о правилах гигиены тела.
  • Построение и исследование модели понятия.
  • Развивать логическое мышление, внимание, воображение.
  • Активизировать речь детей.
  • Научить действовать при обморожении, повреждениях кожного покрова.

Оборудование. Мультимедиа, учебник, лупы, предметы для наблюдений и опытов (чёрная ткань, лист бумаги, мыло, шарики - теннисный, резиновый, деревянный, металлический), йод, зелёнка, бинт, перекись.

Ход урока

1.  Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

- Откроем содержание нашего учебника. Посмотрите и вспомните, кто и что было главным, при изучении пройденных тем? (Человек, его организм и меры для сохранения здоровья).

- Здоровье - это самое главное богатство каждого из нас, и знания о своём организме и мерах принимаемых для охраны здоровья - всем очень полезны.

И сегодня мы продолжим изучать организм человека и я верю в то, что вы узнаете много нового, интересного.

Презентация.

Слайд-2

:сверху прикрываю,
защищаю и дышу,
пот наружу выделяю,
температурой тела руковожу. (кожа).

- Её называют естественной одеждой. Древние люди пользовались только этой одеждой.

- Предметом изучения сегодня будет

(Слайд-3) "Кожа. Особенность кожного покрова"

- Какие функции кожи упомянуты в загадке

(Слайд-4)

 

- Что вам известно об этих функциях кожи?

- Достаточно ли этих знаний, чтобы иметь представление о особенностях кожного покрова?

- Покупая предметы одежды, мы знакомимся с тем из чего она изготовлена, правила использования и ухода. Считаем эти знания важными, так как заинтересованы в том, чтобы наша одежда как можно дольше не теряла вид и дольше нам прослужила.

Про свою естественную одежду - кожу мы просто обязаны знать как можно больше, чтобы она дольше сохраняла свою природную красоту.

Работа с учебником.

Прочтем на стр.69 учебника о случае, который произошёл в Италии в1646году. (чтение 1 абзаца)

- Что произошло с мальчиком?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать строение кожи и её функции.

Исследование-1

Рассмотрите кожу рук. Обратите внимание на строение кожи ладоней и внешней (тыльной) части кисти руки.( Кожа упругая, эластичная, гладкая. На ладонях кожа более светлая, с ярко выраженным рисунком. Особенно выделяется рисунок на кончиках пальцев).

- Знаете ли вы где используется эта особенность кожи? (Криминалистика,:)

Возьмите лупу и рассмотрите кожу.

Расскажите о своих наблюдениях.( Углубления - поры, волоски - доказательство того, что человек животного происхождения)

- Кожа покрывает всё наше тело, какова её функция при этом? (защитная)

- От чего защищает кожа человеческий организм? (От повреждений, не пропускает воду, микробы, пыль, грязь,:)

- И это ещё не всё. Рассмотрим строение кожи.

Слайд-5 Строение кожи.

Эпидермис (Эпителиальные клетки).

- Наружный слой кожи образован клетками эпидермиса, особенность клеток такова, что они постоянно обновляются. Верхний её слой отшелушивается и отпадает..

Исследование-2

Потереть руку о тёмную жёсткую материю.

- Беловатый след на ткани подтверждает выше сказанное.

- Через кожу наш организм соприкасается с окружающей средой, на коже оседает пыль, микробы, она не даёт им проникнуть внутрь.

- Какой вывод следует сделать о гигиеническом состоянии кожи?

3. Рефлексия.

- Обоснуйте верность высказывания египтян "Лучше быть опрятным, чем красивым".

- Существует утверждение : "В здоровом теле здоровый дух". Как вы это понимаете.

- Как добиться того, чтобы был здоровый дух и тело?

Опыт-1 Выберите мыло, чтобы умыться, вымыть руки, тело. ("Детское" мыло, хозяйственное, "Camay". Объяснить свой выбор.

4 .Релаксация. (задания выполняются руками)

Сядьте удобнее. Расслабьтесь. Руки на столе - ладонями вниз. Можно прикрыть глаза. Мы с вами идём по лесной тропинке босиком , вам так приятно идти по мягкой, шелковистой травке; лесная тропинка закончилась, мы идём по дорожке на ней то и дело то на камешек наступишь, то на веточку, а вот вообще одни камешки под ногами , и вдруг ноги утонули в песке, ой какой он горячий, и мы бегом бежим по горячему песку. И вот вода, протягиваю ногу, чтобы проверить, как водичка. Вода своей прохладой обжигает тёплую ступню.

У вас есть опыт тех ощущений, которые вы сейчас представили и изобразили. Продолжим изучение строение кожи, чтобы объяснить и эту особенность кожи.

Слайд-5. Строение кожи. Внутренний слой кожи.

В коже есть потовые и сальные железы. Их функция - выделительная.

Исследование-3

Взять лист бумаги. Смять лист, распрямить, растянуть лист.

- Что удалось выполнить? Что не удалось?

Выполните тоже самое с кожей на тыльной стороне руки.

- Почему после всех манипуляций кожа приняла первоначальный вид?

Сальные желёзки выделяют кожное сало, оно выделяется на поверхность и смазывает кожу, делая её эластичной, упругой.

Потовых желёз в нашем теле около 3млн. Больше всего их на лице, ладонях, подошвах, под мышками. Пот выделяется через поры. Пот - это вода и растворённые в неё вещества.

- Вспомните свойство воды испаряться и при этом забирать часть тепла.

Так и пот. Испаряясь с поверхности кожи, он охлаждает организм, понижает температуру, а заодно удаляет ненужные ему вещества - отходы.

- Можете ли вы теперь объяснить, почему больному, при высокой температуре, кладут на лоб компресс

(Это интересно: В нормальном состоянии за сутки человек выделяет 1л. пота. При длительном пребывании в условиях высокой температуры 4-6л. пота в сутки; при тяжёлой физической работе 10-12л. пота. Чем больше пьём, тем больше потеем).

Расчёты учёных показали, что за один час игра в футбол температура тела спортсмена могла бы повыситься на 11,5.На практике этого не происходит Почему? (Три четверти тепла, вырабатываемого телом, теряется через кожу (в результате потоотделения).

За сутки человек выделяет столько тепла, что его хватит, чтобы довести до кипения несколько литров воды!)

С помощью кожи мы определяем тепло и холод, т.к. кожа- прекрасный терморегулятор.

Слайд-5. Кровеносные сосуды.

К коже много кровеносных сосудов. С их помощью она охраняет тело от жары и холода, не даёт ему перегреваться или переохлаждаться. После урока физкультуры вы заходите в класс красные, вам жарко. Почему это происходит?

Вы бегали, физически работали или если жарко сосуды кожи расширяются, больше крови притекает к поверхности, и отдаётся лишнее тепло- кожа краснеет.

Если холодно, то кровеносные сосуды сокращаются, меньше крови притекает к поверхности тела, тепло сохраняется внутри организма - кожа бледнеет.

Таким образом кожа поддерживает нормальную температуру тела (36,6 С)

Кроме того, кожа участвует в газообмене. Дыхание через кожу через кожу незначительное, но всё-таки часть кислорода проникает через неё в клетки.

Рефлексия.

- Теперь вы можете объяснить, что произошло с мальчиком, когда краска непроницаемой плёнкой закрыла всю его кожу?

(Длительное раздражение золотой краской вызвало резкое раздражение кровеносных сосудов кожи. Он потерял много тепла, температура тела понизилась. Сопротивляемость организма резко снизилась. Мальчик заболел и вскоре умер).

- Какую роль выполняет одежда: она греет или сохраняет тепло?

Одежда сохраняет тепло, наш организм постоянно выделяет тепло, а слой воздуха между телом о одеждой не даёт теплу уходить.

- Зависит ли наша одежда от сезона и температуры воздуха?

Работа в дневниках наблюдений.

Дайте характеристику погоды 4.11.08г.

- Ваши рекомендации относительно того, во что нужно быть одетым, чтобы не простудиться?

- Есть ли среди вас те, кто не любит носить шарф?

Напрасно. Больше всего тепла выходит наружу у воротника и вы быстрее замёрзните и, как результат простудитесь.

ОБЖ Практический навык.

Гуляя слишком долго на улице, вы вдруг обнаруживаете, что пальцы рук и ног ничего не чувствуют, а у приятеля побелела щека?

- Что нужно делать?

Опустить пальцы в прохладную воду и , приливая горячую, постепенно повышать её температуру до тёплой. При этом чувствительность и цвет обмороженных участков, как правило, восстанавливается.

- А если щека, вместо привычного розового и даже красного цвета, побелела?

Щёку осторожно растереть чистой варежкой или мягкой шерстяной тканью. При сильном обморожении обращаться к врачу.

Небольшое повреждение кожи восстанавливается, повреждение больших площадей (ожоги) может привести смерти.

Вы должны знать, что нужно делать, если

  • содрано колено,
  • порез на пальце. (на чистой коже микробы гибнут, заживление ран происходит быстрее)

Исследование-4

Определи предмет. (Шарики - деревяный, резиновый, теннисный, железный)

Мы продемонстрировали осязательную роль кожи: кожа чувствует особенности поверхности эту работу выполняют нервные окончания, которые пронизывают всю кожу.

Слайд-5

Благодаря осязательной функции кожи вам удалось определить форму предмета и из чего он сделан. Кожа чувствует температуру воздуха, боль .Причём разные участки кожи по-разному чувствительны к боли. Припомните, как берут кровь из пальца: острая боль, а вот если проколоть щёку - боль не чувствуется.

Работа с учебником стр.72.

Рефлексия.

Мы познакомились с основными особенностями строения кожи, её значением. Предлагаю вам представить модель, отражающую основные функции кожи.

(форма произвольная)

Слайд-6

Проверка выполненной работы.

- Какие основные функции кожи вы включили в свою модель?

- Ребята увлекла ли работа на уроке, , заинтересовали вас сегодня наблюдения, опыты?

На следующем уроке мы продолжим изучать особенности кожи. Кроме того, что прочитаете материал в учебнике, дома познакомьтесь с памятками, которые я каждому из вас предлагаю.

Обсудите их со взрослыми. В памятке есть пункт 5, там ничего не написано. Я вам предлагаю дописать, какой узелок на память считаете обязательным и мы это обсудим.

 Узелки на память.

1. На коже и под ногтями живёт огромное количество микробов, которые могут вызвать тяжёлые заболевания. Поэтому мойте руки перед едой и каждую неделю подстригайте ногти.

2. Солнечный свет - друг здоровья.

3. Если хочешь быть здоров - закаляйся.

4.1-2 раза в неделя мыть тело мочалкой (погибает 1,5 млрд. микробов!)

Слайд-7

И завершить урок мне хочется тем, чтобы вы сказали о том, что узнали на уроке, продолжив фразу: "Теперь я знаю, что:"

Слайд-8

- Случайно ли появление крепости?

(Кожа как крепость, защищает и охраняет человека).

Литература.

  1. Энциклопедия для детей "Человек" (Секреты гигиены стр.374); "Начальная школа" (22/2001, 19/2006); "ПедСовет" 4/2008).
  2. "Человек и окружающая среда" А.П.Анастасова.
  3. "Занимательная анатомия" М.Залесский.
  4. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. И.Д.Зверев.