Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Мы и окружающий мир. 4-й класс. "Кожа, особенности кожного покрова, функции кожи" (урок по системе Л.В. Занкова)

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели.

  • Формирование знаний о коже, её особенностях, функциях.
  • Расширение представлений о правилах гигиены тела.
  • Построение и исследование модели понятия.
  • Развивать логическое мышление, внимание, воображение.
  • Активизировать речь детей.
  • Научить действовать при обморожении, повреждениях кожного покрова.

Оборудование. Мультимедиа, учебник, лупы, предметы для наблюдений и опытов (чёрная ткань, лист бумаги, мыло, шарики - теннисный, резиновый, деревянный, металлический), йод, зелёнка, бинт, перекись.

Ход урока

1.  Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

- Откроем содержание нашего учебника. Посмотрите и вспомните, кто и что было главным, при изучении пройденных тем? (Человек, его организм и меры для сохранения здоровья).

- Здоровье - это самое главное богатство каждого из нас, и знания о своём организме и мерах принимаемых для охраны здоровья - всем очень полезны.

И сегодня мы продолжим изучать организм человека и я верю в то, что вы узнаете много нового, интересного.

Презентация.

Слайд-2

:сверху прикрываю,
защищаю и дышу,
пот наружу выделяю,
температурой тела руковожу. (кожа).

- Её называют естественной одеждой. Древние люди пользовались только этой одеждой.

- Предметом изучения сегодня будет

(Слайд-3) "Кожа. Особенность кожного покрова"

- Какие функции кожи упомянуты в загадке

(Слайд-4)

 

- Что вам известно об этих функциях кожи?

- Достаточно ли этих знаний, чтобы иметь представление о особенностях кожного покрова?

- Покупая предметы одежды, мы знакомимся с тем из чего она изготовлена, правила использования и ухода. Считаем эти знания важными, так как заинтересованы в том, чтобы наша одежда как можно дольше не теряла вид и дольше нам прослужила.

Про свою естественную одежду - кожу мы просто обязаны знать как можно больше, чтобы она дольше сохраняла свою природную красоту.

Работа с учебником.

Прочтем на стр.69 учебника о случае, который произошёл в Италии в1646году. (чтение 1 абзаца)

- Что произошло с мальчиком?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать строение кожи и её функции.

Исследование-1

Рассмотрите кожу рук. Обратите внимание на строение кожи ладоней и внешней (тыльной) части кисти руки.( Кожа упругая, эластичная, гладкая. На ладонях кожа более светлая, с ярко выраженным рисунком. Особенно выделяется рисунок на кончиках пальцев).

- Знаете ли вы где используется эта особенность кожи? (Криминалистика,:)

Возьмите лупу и рассмотрите кожу.

Расскажите о своих наблюдениях.( Углубления - поры, волоски - доказательство того, что человек животного происхождения)

- Кожа покрывает всё наше тело, какова её функция при этом? (защитная)

- От чего защищает кожа человеческий организм? (От повреждений, не пропускает воду, микробы, пыль, грязь,:)

- И это ещё не всё. Рассмотрим строение кожи.

Слайд-5 Строение кожи.

Эпидермис (Эпителиальные клетки).

- Наружный слой кожи образован клетками эпидермиса, особенность клеток такова, что они постоянно обновляются. Верхний её слой отшелушивается и отпадает..

Исследование-2

Потереть руку о тёмную жёсткую материю.

- Беловатый след на ткани подтверждает выше сказанное.

- Через кожу наш организм соприкасается с окружающей средой, на коже оседает пыль, микробы, она не даёт им проникнуть внутрь.

- Какой вывод следует сделать о гигиеническом состоянии кожи?

3. Рефлексия.

- Обоснуйте верность высказывания египтян "Лучше быть опрятным, чем красивым".

- Существует утверждение : "В здоровом теле здоровый дух". Как вы это понимаете.

- Как добиться того, чтобы был здоровый дух и тело?

Опыт-1 Выберите мыло, чтобы умыться, вымыть руки, тело. ("Детское" мыло, хозяйственное, "Camay". Объяснить свой выбор.

4 .Релаксация. (задания выполняются руками)

Сядьте удобнее. Расслабьтесь. Руки на столе - ладонями вниз. Можно прикрыть глаза. Мы с вами идём по лесной тропинке босиком , вам так приятно идти по мягкой, шелковистой травке; лесная тропинка закончилась, мы идём по дорожке на ней то и дело то на камешек наступишь, то на веточку, а вот вообще одни камешки под ногами , и вдруг ноги утонули в песке, ой какой он горячий, и мы бегом бежим по горячему песку. И вот вода, протягиваю ногу, чтобы проверить, как водичка. Вода своей прохладой обжигает тёплую ступню.

У вас есть опыт тех ощущений, которые вы сейчас представили и изобразили. Продолжим изучение строение кожи, чтобы объяснить и эту особенность кожи.

Слайд-5. Строение кожи. Внутренний слой кожи.

В коже есть потовые и сальные железы. Их функция - выделительная.

Исследование-3

Взять лист бумаги. Смять лист, распрямить, растянуть лист.

- Что удалось выполнить? Что не удалось?

Выполните тоже самое с кожей на тыльной стороне руки.

- Почему после всех манипуляций кожа приняла первоначальный вид?

Сальные желёзки выделяют кожное сало, оно выделяется на поверхность и смазывает кожу, делая её эластичной, упругой.

Потовых желёз в нашем теле около 3млн. Больше всего их на лице, ладонях, подошвах, под мышками. Пот выделяется через поры. Пот - это вода и растворённые в неё вещества.

- Вспомните свойство воды испаряться и при этом забирать часть тепла.

Так и пот. Испаряясь с поверхности кожи, он охлаждает организм, понижает температуру, а заодно удаляет ненужные ему вещества - отходы.

- Можете ли вы теперь объяснить, почему больному, при в