Интеграция учебной и внеурочной деятельности в формировании правового мировоззрения

Разделы: История и обществознание


В последнее время в современной России происходят глубокие изменения во многих сферах жизни общества, пересматривается система ценностей и приоритетов. Страна вступила на путь формирования правового государства и становления гражданского общества. Успехи на этом пути зависят не только от совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых условиях, от уровня правовой культуры граждан. На сегодняшний день изменилось отношение граждан к правовому образованию. Развитие малого и среднего бизнеса вызвало “правообразовательный” бум: в юридические учебные заведения стало трудно поступить.

Отвечая образовательным запросам учащихся, в Центре образования № 1748 “Вертикаль” сначала для старшеклассников были введены элективные курсы “Правоведение” и “Политология”, а вот уже четвертый год формируются профильные классы социально-гуманитарного профиля, где право является одним из основных предметов. Введение отдельного полноценного курса решило проблему системного подхода к изучению права, так как до этого правовые знания формировались в основном стихийно, Важно помнить, что задача состоит не только в правовой информированности, изучении свода законов, получении суммы знаний о правах и обязанностях гражданина. Посредством разнообразных форм учебной, внеурочной, воспитательной работы, системы дополнительного образования должно обеспечиваться поэтапное становление гражданско-правовой позиции, формирование такого правового поведения, которое станет внутренней потребностью, И в то же время нужно помнить, что школьный курс права - это не средство подготовки юристов-профессионалов, а инструмент правового образования граждан. Задача данного курса и учителей, работающих по данной программе, в отказе от юридического догматизма, в приоритете, на мой взгляд, практического права.

Исходя из уже имеющегося опыта работы по УМК по праву Никитина А.Ф. и УМК “Право. Основы правовой культуры” Певцовой Е.А. могу сказать, что, имея относительно приемлемые знания в целом о роли права, современная молодежь обладает весьма низкой подготовкой в вопросах правового регулирования имущественных отношений, обнаруживается непонимание важности юридического аспекта хозяйственных отношений в современном российском обществе. На мой взгляд, эти темы усваиваются учащимися несколько сложнее, т.к. им пока сложно представить себя субъектами экономической деятельности в полном объеме. Поэтому главная задача и трудность работы учителя найти баланс между правовой терминологией, правовой формой и доступностью правового содержания, соединить педагогику, методику и юриспруденцию.

В “Требованиях к оснащению образовательного процесса по предмету право” указывается, что современные принципы правовой подготовки школьников должны быть основаны на сочетании традиционных и активных методов преподавания: учащиеся должны самостоятельно ориентироваться в массе фактов и сведений, работать с разными источниками информации, находить и уметь анализировать причинно-следственные связи, определять правовой контекст отношений, отделять факты от мнений, а также приобретать навыки самостоятельного исследования и работы в группе

Основные методические инновации я связываю с применением активных и интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение – это обучение через опыт, обучение в процессе общения, основанное на взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогом. Оно способствует вовлечению учащихся в активный процесс получения и переработки знаний. Применение активных методик помогает учителю сделать урок ярким, интересным, запоминающимся. Такой образовательный процесс вызывает интерес к предмету, обеспечивает лучшее усвоение и запоминание материала, создает комфортные условия для обучения. Важно, чтобы используемая методика нацеливала и учителя на создание на уроке правовой атмосферы, уважения личности ребенка.

.На своих уроках я стараюсь применять разные формы деятельностного активного обучения: это и разнообразные ролевые, ситуативные, сюжетные игры, “мозговые” штурмы, работа творческих групп и лабораторий, уроки – диалоги – встречи с сотрудниками правоохранительных органов, уроки-“круглые столы” и др. Хорошо зарекомендовала себя такая форма урока, как урок-лабораторная работа. В прошедшем учебном году разработаны и проведены уроки в таком формате по темам “Избирательное право в РФ”, “Местное самоуправление в РФ”. Урок, посвященный избирательному праву, готовился и прошел совместно с секретарем участковой избирательной комиссии, которая и взяла на себя основную роль по разъяснению учащимся особенностей Федерального закона РФ “О выборе депутатов Государственной Думы” и “О выборах Президента РФ”. Учащиеся не только проработали тексты документов, но и побывали на избирательном участке, познакомились с основными документами (списки избирателей, образцы открепительных удостоверений). Вызывают интерес учащихся уроки - практические занятия. В 11-м классе при изучении темы “Договорные отношения” мы с учащимися учились составлять и анализировать договоры в различных областях деятельности: трудовой договор, договор аренды жилья, договор на оказание услуг, брачный договор. Такие формы обучения позволяют школьникам включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать разнообразные точки зрения. Применение таких методов обучения играет огромную роль для развития интеллекта школьника, повышает мотивацию учащихся, избавляют учащегося от назойливой назидательности со стороны взрослого-педагога.

Активно входят в наш образовательный процесс новые современные информационные технологии. Оснащенность нашей школы позволяет активно использовать современные медиа средства как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Учащиеся нашей школы имеют возможность использовать знания информационных технологий и соответствующие умения при подготовке различных тем уроков по правовой подготовке, они создают презентации урочного материала, которые затем используются при проведении уроков. .Учитывая новые тенденции при проведении итоговой аттестации учащихся выпускных классов, переходе к ЕГЭ в 9-х и 11-х классах, в 2006–2008 гг. мы проводили экзамен по обществознанию в 11-м классе в форме электронного тестирования Такой опыт, в целом, показался нам успешным, учащиеся хорошо справились с заданиями.

Для углубления правовых знаний, их обобщения и систематизации используются межпредметные связи, которые развивают интерес к предмету, активизируют познавательную деятельность, Интеграция тем права в другие дисциплины обеспечивает преемственность системы знаний, оценочных умений учащихся. В практике правового обучения использовались разнообразные приемы и способы установления межпредметных и внутрипредметных связей, например, объяснение нового материала с опорой на знания по другим предметам. В основном, конечно, я тесно сотрудничаю и интегрирую материал с учителями гуманитарного цикла, но, развиваясь дальше, в 2007-2008 г. и в начале 2008-2009 г. совместно с коллегами были подготовлены такие уроки как “Химия и криминалистика”, “Биология на службе следствия”.

Особенность преподавания права состоит в том, что при объяснении правовой информации учитель пользуется конструкциями и формулами закона, сложными для восприятия учеников, Тем не менее, недопустимо изучение отраслевого права заменять рассуждениями и приблизительными трактовками правовых положений. Поэтому очень важно научить учащихся чтению юридической специальной литературы, умению анализировать ее, ориентироваться в основных юридических источниках. С этой целью в кабинете была создана библиотечка юридической литературы, собраны тексты основных законов государства, идет постоянное пополнение и обновление печатных материалов из СМИ. Достаточно регулярно учащиеся получают задания самостоятельно подобрать тематические материалы печати при изучении той или иной темы. Много информации можно найти по темам “Защита прав потребителей”, “Работа правоохранительных органов”, “Работа органов исполнительной власти в РФ”, “Судебная система в РФ”. На уроках постоянно демонстрируются кодексы и другие нормативно-правовые акты, источники права. Во время практических занятий и при решении юридических задач учащиеся пользуются справочной литературой. И здесь я также использую возможности новых медиатехнологий, обучая детей умениям находить необходимую информацию в Интернете, пользоваться юридическими справочными программами, например, “Гарант”.

Для формирования правовой культуры и компетентности учащихся я использую и школьный печатный орган – газету “Большая перемена”. Редколлегия газеты предложила мне участвовать в создании рубрики “Советы специалиста”, где есть возможность ответить на вопросы учащихся, касающиеся их прав и правовых проблем. Здесь и вопросы компетентного поведения при обращении в правоохранительные органы, школьного законодательства, семейных отношений и др.

Для наиболее полного достижения поставленных целей только одних уроков мало. Я стараюсь развивать интерес к правовым знаниям и через систему внеурочной деятельности. В школе регулярно проходят олимпиады по праву. И если в первый год задания олимпиады казались ребятам несколько сложными, то сейчас интерес к этому виду деятельности возрастает. У нас уже есть успешный опыт участия и победы в окружных олимпиадах, ученица 11 кл. принимала участие и стала призером Московской городской олимпиады по праву. Учащиеся 7-9 классов участвуют в проведении “Турнира знатоков права” И если в предыдущие годы подготовка заданий почти целиком лежала на учителе, то сейчас ребята принимают активное участие в подготовке этого мероприятия, работая в составе творческих групп.

Становится в Москве традицией проведение Единых Дней правовых знаний, посвященных изучению и углублению знаний о правах ребенка. Такие Дни в этом году прошли и у нас в Центре образования 20 ноября в годовщину принятия Конвенции о правах ребенка и 10 декабря в годовщину принятия Всеобщей Декларации прав человека. Этим двум важнейшим международным документам были посвящены тематические классные часы, викторины, выставки детского рисунка. Очень интересно прошло тематическое занятие “Строим наш правовой дом” с учащимися 9-х классов, на котором подростки “этаж” за “этажом” выстраивали пирамиду своих прав и обязанностей, начиная с рождения и до совершеннолетия.

Как и в большинстве учебных заведений у нас проходят Парады наук, недели истории и общественных дисциплин. В этом учебном году интерес вызвала такая форма работы, как “Вопрос дня”. Задания меняются каждый день, учащиеся имеют возможность в течении дня отвечать на поставленный вопрос и получить вознаграждение в виде оценки. Учитывая возросший интерес к правовым знаниям, наше методическое объединение выделило целый день, посвященный праву, и соответственно, я подбирала вопрос из области практического права. Стоит отметить, что постарались найти ответ на этот вопрос не только учащиеся, которые изучают право как отдельный предмет, но и учащиеся тех классов, где право является составной частью обществознания.

Жизнь в таком большом мегаполисе как Москва поставила перед нами задачу использования социокультурных возможностей нашего города для развития правового образования. Изучая деятельность местных органов власти, учащиеся знакомились с материалами сайтов администрации округов Москвы и, естественно, ВАО, нашли необходимую информацию о различных службах города, изучили расположение, структуру и график работы Управы Северное Измайлово, а также побывали на экскурсии в Большом Кремлевском дворце – резиденции Президента РФ, в налоговой инспекции, в ближайшем отделении милиции. Представители органов власти, специалисты по формированию здорового образа жизни участвуют в работе круглого стола, у учащихся есть возможность выслушать их мнение по вопросам жизни города и задать свои вопросы. Учитывая взаимный интерес высших учебных заведений юридического профиля и наших учащихся, администрация Центра образования оказала помощь в заключении договорных отношений с рядом близлежащих ВУЗов. Преподаватели ВУЗов проводят у нас интересные уроки для любознательных, наши ребята бывают на мероприятиях, проводимых институтами и университетами в рамках Дней открытых дверей и знакомства с будущими профессиями. Мы имеем квалифицированную поддержку, а высшие учебные заведения мотивированных и осознанных будущих студентов.

Для определения эффективности изучения правовых тем я обязательно провожу диагностическое тестирование перед изучением темы и по окончании. Упор стремлюсь делать на развитие навыков применения знаний права в социальных действиях. Например, до изучения темы о правах несовершеннолетних при взаимодействии с правоохранительными органами большинство учащихся были убеждены, что их имеют право задержать в отделении милиции на сутки до выяснения личности, а после изучения данной темы 95% подростков уже знали, что пребывание несовершеннолетнего в милиции для выяснения личности ограничивается 3 часами.

Воспитывая сегодня молодежь в духе уважения к праву, мы обеспечиваем и свое будущее, будущее старшего поколения.