Открытый урок чтения "Поэтический Северо-Запад"

Разделы: Литература


Задачи:

  1. Познакомить с произведениями поэтов-любителей нашего округа.
  2. Продолжить формирование навыков выразительного чтения.
  3. Воспитывать чувство любви к Родине, чувство гордости за свою малую родину.
  4. Развивать творческие способности, познавательный интерес, самостоятельность.
  5. Развивать коммуникативные способности.

Оформление:

  • эпиграф, стихотворения из газет «Октябрьское поле», «Весь Северо-Запад»;
  • рисунки учащихся.

Предварительная работа: просмотреть районные газеты и подобрать стихотворения о природе, патриотические, лирические.

Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?

И. Языков

Как не любить мне эту землю!

В. Лазарев

Ход урока

1 этап – организационно-мотивационный.

Учитель: Когда-то Бог сказал Адаму о том, что человек введен в мир для рассмотрения, изучения, понимания окружающего. Бог выразил мысль, что человек, познавая мир, может опуститься до животного состояния и возвыситься до божества», что он сам является творцом своей судьбы.

- А что значит быть творцом? Что такое творчество?

- «Творчество не искусство. Это форма духовного существования человека. То, что удерживает нас в жизни. Пока мы говорим стихами, нашей психее – душе! – не нужна фармакология»,- писал поэт Николай Панченко в «Индикаторе личности»

- А что такое стихи? Чувства и мысли – вот что такое стихи. И, конечно, мастерство, потому что оно позволяет полнее и свежее выразить и чувства, и мысли. Не передать этот первозданный восторг перед животворящим, одухотворяющим чудом поэзии. В этом тайна поэзии, и в тайне этой ее власть.

- Сегодня у нас урок творчества. Сегодня мы совершим путешествие в лирику.

2 этап – исследование на материале художественных произведений.

Учитель: Приятно отметить, что с каждым годом растет число приверженцев поэзии. Особенно это заметно в нашем округе, где уже почти в каждом районе есть литературные объединения, этакие гнезда Пегаса. Сегодня мы будем читать стихотворения тех людей, которые живут и учатся рядом с нами, может быть, у кого-то появится желание влиться в стройные ряды любителей и ценителей литературы, попробовать свои силы в поэзии и прозе

(Звучит аудиозапись песни “С чего начинается Родина” (1-й куплет).)

Учитель: Когда Юрий Гагарин увидел из Космоса Землю, он воскликнул: «Красота-то какая!», а после говорил: «Вид Земли зачаровывал, отвлекал от работы, притягивал как магнит. Могучие реки, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан – все в нежной кисее облаков»

(Звучит аудиозапись песни «Трава у дома», гр. «Земляне».)

- Это наша Земля, наш дом, дом всего человечества. Она нас кормит и поит. Она источник силы и вдохновения. Для каждого человека она начинается у порога его отчего дома. А с чего начинается каждый дом? С любви! С любви к матери, к природе. Именно в природе человек черпает жизненные силы, здоровье, творческое вдохновение, успокаивает и лечит душевные раны.

- Две недели назад, разделившись на группы, ребята приступили к поиску стихотворений о природе, о Родине, о людях, используя местные газеты: «Вдохновение», «Октябрьское поле», «Весь Северо-Запад». Сегодня мы подводим итог нашего творческого поиска. Слово предоставляется первой творческой группе. Все мы будем внимательно слушать выступление и принимать активное участие в обсуждении. Пожалуйста, ребята.

I блок. Природа – часть Родины.

Ученик: Наш Северо-Западный округ очень красив: причудливые изгибы Москвы-реки, ее живописные берега, Серебряный бор, красивые холмы Митина, чудесный парк на берегу канала… Да разве все перечислишь!

- Послушайте стихотворение.

«О районе с любовью».

Милый мой район зеленый,
Сенью парков окружен.
Здесь березки, липы, клены -
До чего же хорошо!

И Москва-река струится,
Изгибаясь и маня.
Берега песчаных пляжей
Золотятся в свете дня.

Чистый воздух, шепот листьев,
Пух летит по мостовой.
Дождь-художник тучки кистью
Нарисует над Москвой.

И недаром назывался
Хорошевским наш район,
Ведь среди столичных братьев
Дружелюбный самый он.

Екатерина Соколова (Щукино).

Учитель: Ребята, а вы когда-нибудь видели красивый сосновый бор?

- Стихотворение, которое сейчас прочтут ребята, называется «Приглашение к старту» Его написал Иван Суханов – мастер спорта по легкой атлетике, победитель 1-го Московского международного марафона мира. Послушайте, что удивительного заметил, услышал герой в лесу во время соревнований? Чем восхищается автор? К чему призывает? (Ответы учеников.)

Приглашение к старту.
(Посвящается Серебряноборским пробегам.)

Серебряный бор – красота до небес!
Строгинская пойма, прекраснейший лес.
Задумчиво воды бегут, не спешат,
Красивые дачи средь сосен стоят.

Два раза в году, нарушая покой,
Гудит он, как будто встревоженный рой.
По улицам тихим спортсмены бегут,
Борьбу напряженно друг с другом ведут.

Уже за полгода афиши пестрят:
Желающим все про пробег объяснят.
Давайте идеей, друзья, вдохновитесь
И радостно всею семьей пробегитесь.

В награду получите вы настроенье,
Пакетик сластей, а еще вдохновенье,
А может, друзей в этот день обретете
И с ними командой по жизни пойдете.

Да просто в Бору на часок появитесь
И воздухом чистым в Бору надышитесь.
Надеюсь, сумел убедить вас, друзья!
На старт обязательно выйду и я.

Иван Суханов – мастер спорта.

- Какие вы молодцы! А вы когда-нибудь наблюдали подобное?

Стихотворение «Наш округ».

Наш Северо-Западный округ Москвы.
Тот старенький скверик на взгорье.
С рожденья живем в этом округе мы.
Он дарит нам радость и горе.

Здесь много хороших и верных людей.
А сколько отзывчивых, ловких, умелых.
Рождается много здесь умных идей.
И планов хороших и смелых

Здесь правит любовь, доброта, красота.
Гуляют влюбленные пары.
Здесь дружба и преданность – наша мечта.
Поверьте, что это не мало.

Зорин Александр, 13 лет, «Хорошево-Мневники».

1 ученик: «В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту.

- Красота - это глубоко человеческое. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, она открывается человеком, им постигается, живет в его душе. Не было бы нашего сознания, не было бы и красоты.

2 ученик: Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком, потому что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту.

3 ученик: Остановись и ты в изумлении перед красотой, и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыханье, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее!» (В. Сухомлинский)

Учитель: Свои тайны природа раскрывает только чуткому, внимательному человеку. Вслушайтесь! Всмотритесь! И вы заметите красоту родной земли.

Звучат стихотворения.

Новогоднее.

В снежной неге русской лени
Так уютно, чисто мне.
Словно лежбище тюленей,
Деревенька на холме.

На снегу домовьи туши
Положили четкий ряд,
В них, как заспанные души,
Окна тихие горят.

Так богаты на посулы,
Манят ласковым теплом,
И опущены сосульки,
Как ресницы, над окном.

Улеглось мое волненье,
Мы с природою на «ты».
Здесь царит успокоенье
Вместо злобной суеты.

В душу русского селенья
Суета не заползла.
Может, здесь найду спасенье
От неверия и зла.

Всепрощенье вместо боли.
Бог и я. Мы здесь одни.
И заснеженное поле
Небу звездному сродни.

Жить доверчиво, как дети,
Сможем ли когда уже?
В нас рубеж тысячелетья,
Грань добра и зла в душе.

Вера Дмитриева (ЛИТО «Строгино»).

Ночь.

Шорохом шершавых стружек
Тишина скребется в пол,
Шелест сумрака в подушках,
Месяц на небе взошел.

Душно в комнате, и слышно
Лишь жужжанье ночника,
Ветви ели бьют по крыше,
Да вдали шоссе-река.

Екатерина СОКОЛОВА (Щукино).

Учитель: Тонко чувствуя красоту, поэты показывают ее в своих стихах, выражая тем самым любовь к своей родине большой и малой.

II блок. Беззащитность мира.

Учитель: Чудо природы выше всех чудес на земле. Но всегда ли человек сохраняет это чудо? Послушайте стихотворение Антонины Краевой, подготовленное ребятами 2 группы “У мемориала Митинского кладбища ”. Какая картина представляется вам при прослушивании?

У мемориала Митинского кладбища.
(Жертвам Чернобыля посвящается.)

Лежит надгробная плита,
еще, еще, еще плита.
Как много их, не перечесть.
Есть имя, дата смерти есть.

А смерть настигла их
в тот час,
когда никто не знал из нас,
предположить никто не мог,
что мирный атом
так жесток.

О люди, помните тот день,
когда чернобыльская тень
легла на села, города,
и мы оставили тогда
родные милые места.
Там горе, смерть и пустота.

Антонина Краева, пр. Маршала Жукова.

Учитель: Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье» (В.Сухомлинский). Он так же, как и природа, и весь мир остро нуждается в любви, внимании, охране.

Друг человека.
(Зарисовка с натуры на улице Исаковского.)

Я шел навстречу им, по тротуару
Овчарку бабушка вела на поводке.
Я издали заметил эту пару,
Неторопливо двигаясь к реке.
Мы поравнялись, пес меня обнюхал.
Бедняга: на закате своих лет
С разбитым глазом
и с облезлым брюхом,
Он был к тому ж без родовых примет.
Они пошли, а я остановился…
Смотрю с какой-то жалостью на них.
И тут же я по-детски удивился
Тому, что подарил мне этот миг…
Овчарка бабушке взбираться помогала
На горку – и тянула поводок,
Оглядывалась, словно понимала,
Какой хозяйке шел уже годок!..
Так свои беды бабушка решала,
Держа подмогу верную в руке.
И старость ей нисколько не мешала,
А я был счастлив, двигаясь к реке!

Роман Гутовский (Митино).

- Поэтому так тревожно – призывно звучит стихотворение В. Дудинова «Память».

Память.

Приходит память – ревизор души.
Все «за» и «против» сосчитает снова,
И ты поймешь, что разума основа –
Живое слово, а не миражи.
И не лукавя пред самим собою,
Ты примешь суд открытый,
Беспристрастный:
- Вся жизнь была пусть
не всегда прекрасной,
А все же не в долгу перед тобой.
Рассвет. Цветок. Подруга.
Жизнь. Любовь.
Ребенок. Мать. И – мира долголетье.
Ты – человек, когда за все в ответе,
За все, что повторится вновь и вновь.
О жизни песню добрую сложи,
Чтобы без лжи, без зависти, без лести.
Чтоб до конца судила все по чести
Людская память – ревизор души.

Владимир Дудинов, ЛИТО «Алешкино».

III блок. Отчий дом.

Учитель: С чего начинается малая родина?” С отчего дома – колыбели, в которой вырос человек! Как к ней относиться? Беречь, не забывать. Без памяти о прошлом нет ни настоящего, ни будущего.Сердце никогда не забудет дом матери, игры детства, дорогу в школу, березку, что растет у дома, тихую речку. Для нас с вами наша малая родина – это Северо –Западный округ. Послушайте стихотворение Михаила Тележникова «Северо-Запад».

Северо-Запад.

Северо-Запад, Северо-Запад.
Ветка сирени, черемухи запах.
Теплый июнь, вечера выпускные.
Лица друзей и подруг молодые.

Сосны у речки в Серебряном боре
Церковь старинная на косогоре.
Жизни твоей я листаю страницы,
Северо-Западный округ столицы.

Северо-Запад, Северо-Запад.
В год сорок первый пожаром объятый,
Стал ты великой России солдатом,
Грудью Москву преградил супостатам.

Северо-Запад, ты знатный строитель.
Ты коммуналок Москвы победитель.
Хоть и «хрущевками» сильно застроен,
Ты все равно элегантен и строен

Северо-Запад, Северо-Запад,
Ты покорил термоядерный атом.
Летчиком стал ты в Москве самым первым,
Лихо взмывая ввысь в тушинском небе.

Ты и писатель, ты и ученый,
И физкультурой всерьез увлеченный.
Ты и художник, и просто рабочий,
Мудрый ваятель и пламенный зодчий.

Северо-Запад, довольно прелюдий.
Главная ценность твоя – это люди.
Верю в твое и мое, в наше завтра.
Ты мой любимый, Северо-Запад.

Михаил Тележников, ул. Глаголева.

- Действительно, главная ценность любого уголка Земли – это люди, это вы, ребята. Я думаю, что после сегодняшнего урока вы будете более внимательными, чуткими к окружающему миру, научитесь видеть и слышать сердцем, будете еще сильнее любить свою родину – малую и большую.

IV блок. Разное.

Читаются стихотворения собственного сочинения, «Баллада о непрочитанном письме», «Рождение», и др.

- Готовясь к сегодняшнему уроку, вы выучили стихи и проиллюстрировали их. Спасибо за работу!