Урок литературы в 5-м классе по теме "Времена года в творчестве русских поэтов"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Познакомить с пейзажной лирикой о временах года;
  • Развивать любовь к поэзии, навыки выразительного чтения, устное словесное рисование;
  • Поддерживать интерес к литературе, поэзии;
  • Воспитывать любовь к Родине, к родной природе.

Оборудование:

  • Музыка: "Весенние воды" С.В.Рахманинова; П.И.Чайковского "Баркарола", "Осенняя песня", "Времена года".
  • Картины: И.И.Левитан "Весна - большая вода", "Золотая осень","Осенний день"; А.А.Пластов "Летом"; И.Э.Грабарь "Рябинка", "Февральская лазурь", С.В.Герасимов "Лед прошел".
  • Рисунки детей о временах года.

Ход урока.

I. Организация класса.

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете его смысл?

Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык:

II. Вступительное слово учителя.

- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Писатели, поэты, художники, композиторы создали для вас сказку. Сказку о временах года. Концерт вы покажите сами, рассказывая стихи, знакомя с приметами времен года, загадывая загадки. (Класс разбит на 4 группы, каждая из которых представляет определенное время года).

- В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.

Поэтов привлекала русская природа, лишенная ярких, броских, бьющих в глаза красок. Она пленяет и трогает милой прелестью настоянного на полевых травах летнего дня, морозного осеннего воздуха, живостью журчащих весенних ручьев и разливающихся в половодье рек с туманами над водой.

- С необычайной лирической проникновенностью и любовью поэты описывали красоту природы России, подчеркнув её неповторимую прелесть во все времена года. Проникновение, погруженное в красоту пейзажной лирики, мы начнем с прослушивания сказки.

III. Основная часть.

1) Итак, "Времена года".

- Сошлись как-то вместе четыре волшебника - живописца: Зима, Весна, Лето, Осень; Сошлись и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: "Оно высоко в небе живет, много чудесного на своем веку повидало, пусть и рассудит нас".

Согласилось солнышко быть судьей. Принялись живописцы за дело. Первой вызвалась написать картину Зимушка - Зима. "Только солнышко не должно глядеть на мою работу, - решила она. - Не должно видеть её, пока не закончу".

Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день все разукрасила. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину исправит. ( Г.Скребицкий стр 7-10)

- А теперь давайте послушаем, какой увидели поэты зимнюю природу.

(Ученица читает стих. Ф.И.Тютчева "Чародейкою зимою")

- В этом стихотворении сказочно прекрасный зимний лес. Как поэт называет зиму?

- Чародейка Зима однажды взмахнула своей ледяной волшебной палочкой, и вот лес стал: Найдите слова-глаголы, которые передают состояние леса.(околдован, очарован, окутан, скован)

- Что эти слова усиливают? (ощущение колдовского покоя)

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

- А какой русский поэт тоже назвал зиму волшебницей? (ученик читает стих А.С.Пушкина "Вот север, тучи нагоняя:")

- Продолжат наш концерт, сейчас ребята прочитают стихи о зиме, которые они приготовили. (И.З.Суриков "Зима" ,И.С.Никитин "Зимняя дорога в деревне")

2) Работа по учебнику.

- Откройте страницу 249, а затем стр.251.

- Какие мотивы стихотворения нашли отражение на картине А.Каменева "Зимняя дорога". (1,3 куплет)

- Ребята, а как вы выполнили домашнее задание? Нашли ли вы приметы зимы, пословицы, поговорки. Загадаете ли вы загадки? (ученики читают пословицы, поговорки, загадки)

3) - Продолжаем читать сказку "Времена года". Весна. Приступил к работе другой художник - Весна-Красна. Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берез, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные сережки.

День за днём все наряднее пишет свою картину Весна. На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала синие цветы подснежника, медуницы.

Все оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щелок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зеленых березовых веток. Первые пчелы и бабочки летят на цветы.

А сколько птиц в лесу и на полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки. Пусть Солнышко поглядит да порадуется, как все оживает кругом; пусть рассудит: можно ли написать картину ещё веселее, ещё наряднее? ( Г.Скребицкий стр 10-12).

- Каждый поэт рисует нам картины русской природы в её неизменной, но вечно новой смене времен года. Наступило самое долгожданное время года - весна.

- Сейчас вы прочитаете стихотворения, и мы почувствуем, как радуются поэты приходу весны, как волнуются и блаженствуют их души. (Ученик читает стих Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится")

- Что вы представляет, слушая это стихотворение? (Сказочное сражение между весной и зимой).

- Вслушайтесь в звуки этого времени года. (Ученица читает стих. Ф.И.Тютчева "Весенние воды")

- Кажется, сама вдохновенная музыка весны заговорила. (прослушивание произведения "Весенние воды" С.В. Рахманинова)

- Что вы слышите, слушая эту музыку?

- Продолжаем наш концерт (ученица читает стих. А.А.Фета "Весенний дождь".)

4) Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр.240. Я хочу понять, что вы видите и слышите, читая это стихотворение?

- Откуда поэт наблюдает эту картину?

- Анализируем первое четверостишие. Что мы видим?

- Какие слова передают цвета первой картины? (светло, блещет солнце - желто-золотой цвет)

- Какая народная примета составляет содержание последних двух строк?

- Обратим внимание на второе четверостишие. Как здесь меняется картина?

- Какие дополнительные ощущения рождает третье четверостишие? (Картину мы не только видим, но и чувствуем запах "душистого меда", слышим шум дождя - "брызнули в стекло", "барабанит".)

(ученик читает стихотворение А.Н.Плещеева "Весна")

4) Творческое задание. Словесное рисование.

- Опишите картину И.И.Левитана "Весна - большая вода".

- Что вы видите на картине, и какие чувства у вас это вызывает?

- А теперь перейдем к вашему домашнему заданию (ученики читают пословицы, поговорки, загадки о весне)

5) (звучит музыка П.И.Чайковского "Баркарола")

-Приступило к работе Жаркое Лето. Думает, гадает, какую картину бы ему нарисовать, и решило: "Возьму-ка я краски попроще, да это посочнее" Так и сделало. Сочной зеленью расписало лето весь лес; зеленой краской покрыло луга и горы. Только для речек и озер взяло прозрачную, ярко-синюю. Заглянуло оно в старый фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши. В лесу под кустами рассадило много-много разных грибов

Весело зеленеют кусты. А до чего хороши на них ягодки - крупные, сладкие. А на сочных лугах затеяло Лето веселый сенокос: в душистые копны сена улеглись полевые цветы. Зеленые копны сена в лугах; золотые поля хлебов; румяные яблоки в саду: Хороша картина жаркого Лета! Можно её и красному солнышку показывать. (Г.Скребицкий стр.13-15)

- Вот и пришло время летней природы. Вначале послушаем ваше задание. (ученики читают пословицы, поговорки, загадки о лете)

- Сколько голосов на лугу славят лето! Пение птиц, звон ручья, жужжание пчел сливаются в радостную музыку. Строчки стихов вбирают в себя и начинают звучание мелодично напевно.

(Н.Греков "В июле", Ф.И.Тютчев "Как весел гром летних бурь" - стихи читают ученики )

- Да, гроза в стихах Тютчева может воплощать и веселое буйство природных сил, и стихийный раздор в душе человека. А здесь она налетает подобно стремительному гонцу осени (чтение учеником стих С.Есенина "Задремали звезды золотые").

6) Творческая пятиминутка.

- На уроках русского языка мы описывали картину А.А.Пластова "Летом". Я попрошу вас прочитать ваши сочинения (ученики читают свои работы).

7) (звучит музыка П.И.Чайковского "Осенняя песня")

- Для своей работы взяла Осень самые яркие краски и, прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину. Березы и клены покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба. Потянулись на небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток: Улетают птицы в теплые страны. А звери по-своему, по-звериному, готовятся к холодам.

Спешит, торопится Осень, все новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождем пестрый убор листвы. Невеселая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна осень своей работой, можно и её Красному Солнышку показывать. (Г.Скребицкий стр.16-17)

- Красоту осени замечательно запечатлели художники И.Э.Грабарь "Рябинка" и И.И.Левитан "Золотая осень". Посмотрите на эти картины повнимательнее.

- Какие краски преобладают на этих картинах?

- Что вы видите на них? Что чувствуете?

- Какое стихотворение раскрывает содержание этих картин? (ученик читает стих И.А.Бунина "Лес, точно терем расписной").

- Какое настроение вызывает у поэта осень? (ощущение красоты, торжественности, покоя и грусти)

- Какие краски увидел поэт, описывая лес?

- Кажется ли вам лес прекрасным, сказочным? (терем в сказках)

- Какая осень в этом стихотворении? (яркая, праздничная)

- Какие стихи об осени вы еще почитаете? (ученики читают стихи Ф.И.Тютчева "Есть в осени первоначальной", А.С.Пушкин "Унылая пора", Н.А.Некрасов "Славная осень")

- Проверим д/з последней группы. Что вы приготовили нам об осени? (ученики читают пословицы, поговорки, загадки об осени)

IV. Итог урока.

- Никто не выиграл в этом споре. Так и трудятся по очереди четыре волшебника- живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. И у каждого из них по-своему все хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса и луга? Что красивее: Белый сверкающий снег или пестрый ковер весенних цветов, сочная зелень Лета или желтые, золотистые краски Осени?

А может быть все хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам - живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черед. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся.

- Итак, каждый поэт рисует нам картины русской природы в её неизменной, но вечно новой смене года.

Д/З: написать сочинение-миниатюру о своем любимом времени года.