Урок русского языка в 9-м классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

Разделы: Русский язык


Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме “Тире между подлежащим и сказуемым”.

Задачи:

обучающая:

  • совершенствовать умения обучающихся находить в тексте изучаемую пунктограмму;

развивающая:

  • развивать память;
  • развивать логическое и абстрактное мышление;
  • развивать внимание;
  • развивать речь;

воспитательная:

  • формировать интерес к предмету;
  • способствовать приобретению навыков общения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: схема, карточки с заданиями, схемы-таблицы, карточки с тестовыми заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Фронтальный опрос:

  • Какой член предложения называется подлежащим?
  • Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
  • Какой член предложения называется сказуемым?
  • Какими частями речи может быть выражено сказуемое?
  • При каких условиях между подлежащим и сказуемым ставится тире?
  • В каких случаях тире между подлежащим и сказуемым не ставится?

Обучающиеся отвечают на вопросы, следят по схемам (Приложение 1).

III. Закрепление знаний

1. Выборочно-распределительный диктант.

Выберите соответствующие предложения к каждому случаю постановки тире или отсутствия тире и запишите их в своих карточках-схемах.

  1. Наша задача – хорошо учиться.
  2. Точность и краткость – первые достоинства прозы. (П.)
  3. Ум без книги как птица без крыльев. (Посл.)
  4. Говорить не думая – стрелять не целясь. (Пауст.)
  5. Он порча, он чума, он язва здешних мест. (Крылов)
  6. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. (Станисл.)
  7. Жизнь прекрасна и удивительна! (Маяк.)
  8. Сердце не камень.
  9. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. (Посл.) – исключение из правила.

2. Эстафета по рядам.

Каждому ряду предложено по 4 предложения. Необходимо расставить в них знаки препинания и объяснить их постановку.

1 ряд.

  • Все неудачники лгуны.
  • Старость не радость.
  • Человек вот правда жизни.
  • Люди как реки.

2 ряд.

  • Татьяна не дитя.
  • Великое дело новость.
  • Пятью пять двадцать пять.
  • Погода несносная дорога скверная.

3. Программированный опрос.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

  1. Память - одно из важнейших свойств бытия.
  2. Труд как блестящая сталь.
  3. О решенном говорить – только путать.
  4. Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.
  5. Бедность не порок.
  6. Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени.
  7. Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.
  8. Сердце наше – вечная тайна для нас самих.
  9. Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.
  10. Искусство – это мышление в образах.

4. Тестовые задания по вариантам (2 варианта по 5 предложений).

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

Вариант 1.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений. (Гр.)
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача. (Л.)
  3. А тот хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки. (Гр.)
  4. Федор знал, что Артем свой парень. (Н.О.)
  5. Лень и есть лень, слабость и есть слабость. (Ч.)

Вариант 2.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения. (Л.)
  2. Но объяснение не оправдание.
  3. Море чудесное, синее, нежное.
  4. Твои речи будто острый нож.
  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.

IV. Подведение итогов

V. Домашнее задание

Приложение