«Дни науки» как средство обогащения образовательной среды ребенка

Разделы: Начальная школа


Детский возраст – период бурного становления способностей, личности, интегративных процессов в психике. И от того, в каких условиях ребенок проведет этот отрезок жизни, во многом будет определена его последующая способность к образованию, самообразованию, самоопределению. В связи с этим огромная роль в процессе формирования личности ребенка принадлежит школе и педагогу.

Наша школа богата традициями, но, несмотря на это, педагоги находятся в постоянном поиске, ищут новые методы работы, формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые должны обогащать образовательную среду ребенка.

Нам, взрослым, очень хочется, чтобы ребенок стремился максимально все познать, попробовать себя во всех сферах, выбрать то, к чему у него более всего лежит душа.

От стремления к обогащению “разным” возникла идея провести “Дни науки” для младших школьников.

В подготовке мероприятия принимали участие учителя начальных классов, учителя-предметники, старшеклассники, родители. Успешность проекта основывалась на том, что деятельность каждого участника достаточно открыта, учителя, как правило, хорошо осведомлены об особенностях работы друг друга, о вкусах и предпочтениях в выборе способов, техник, материала.

Ценность данного мероприятия в том, что педагог выступает перед детьми в ином качестве: не только предметником, а человеком, у которого есть интересы, склонности, увлечения, что позволяет детям увидеть богатство человеческих возможностей и осознать, как важно стремиться к этому, почувствовать восхищение от общения с прекрасным.

Неудивительно, что “Картинную галерею” открывал не учитель изобразительного искусства, а педагог, который сам интересуется живописью, а хозяйкой “Литературной гостиной” стала не учитель литературы, а учитель начальных классов, увлекающийся стихосложением.

Для этой же цели “Дни науки” были организованы в разновозрастных группах, когда детям предоставлялась возможность демонстрировать те или иные свои умения.

Стартом послужило открытие Дней науки, на котором первоклассники пригласили всех учащихся начальной школы принять участие в работе. И это им удалось. (Приложение 1)

В течение десяти дней каждый желающий мог приблизиться к понравившемуся виду деятельности и попробовать себя в нем.

Для ребят были открыты:

– “Картинная галерея”;

– “Мастерская оригами”;

– “Литературная гостиная”;

– “Музыкальный салон”;

были проведены:

– “День истории и краеведения”;

– “День естествознания”;

– “День профессий”;

– “Слет умнейших”.

“Научите свой народ рисовать – и вы будете жить в счастливой стране”, – сказал древнейший философ. Расцвет любой цивилизации сопровождается, прежде всего, расцветом культуры и искусства.

Не случайно первой открыла для ребят свои двери “Картинная галерея”. Выставка была представлена рисунками разных жанров: здесь можно было увидеть натюрморты и пейзажи, портреты и автопортреты, комиксы, написанные учащимися школы (с 1 по 11 класс), педагогами и родителями. Кроме этого, галерею украшали репродукции известных художников и картины местных мастеров. По желанию ребят было принято решение создать постоянно действующую школьную картинную галерею. Началась работа в “Художественном салоне”, каждый желающий мог создать свой "шедевр" показать свой талант, насладиться талантом другого.

Эстафету приняла “Мастерская оригами”, где дети познакомились с историей возникновения этого вида искусства, посетили выставку поделок из бумаги, выполненных в технике оригами, сами поработали в мастерской и своими экспонатами дополнили выставку.

Посещение “Литературной гостиной” расширило кругозор учащихся в области литературы. Ребята познакомились с классиками детской литературы, современными писателями, с художниками слова своего города. А самое главное – они услышали и увидели произведения своих школьных товарищей. Здесь были и поэзия, и проза, сказки и даже созданные по сказкам собственного сочинения мультфильмы.

Работа “Музыкального салона” оставила незабываемый след в сердцах детей и взрослых. Это был фейерверк талантов! Звучание скрипки здесь сменялось сольным пением, струны гитары – клавишами фортепиано или аккордеона, зажигательный танец – хоровым пением, а трио, исполнявшее “Песню о Родине”, поддержал весь зал…

Тяга детей младшего школьного возраста рисовать, петь, лепить, танцевать, сочинять – это не проявление каких-то особых возрастных склонностей, способностей и талантов, это тяга к самовыражению, тяга к творческому созиданию, заложенная в ребенке природой. И поэтому главная задача школы – поддерживать этот росток творчества, развивать его.

Не менее увлекательно прошли и остальные мероприятия в рамках “Дней науки”.

Особенно торжественным был “День истории и краеведения”, так как его проведение совпало с 65-летием Кемеровской области. Ученики встречались с людьми старшего поколения, которые рассказывали о жизни родного края, о своем вкладе в развитие города и области; состязались на брей-ринге в знаниях по истории Кузбасса.

Неизгладимое впечатление о себе оставил и “День естествознания”. К обсуждению вопроса по сохранению окружающего мира был привлечен весь зал. Самозабвенно сыгранные роли "детей – зверюшек" не оставили равнодушными никого из присутствующих, актерам удалось показать, как бедны и одиноки "животные", как они нуждаются в помощи. Поэтому "доктора", "художники" и весь зал составляли рецепты для человека по охране окружающей среды. Ребята познакомились с “Красной книгой” природы. И можно быть уверенным, что присутствующие стали чуточку добрее. (Приложение 2)

С разнообразием профессий дети познакомились во время театрализованного представления “Все работы хороши – выбирай на вкус”.

Запоминающимся стал и “Слет умнейших”, на котором собрались победители и призеры школьных, городских и областных олимпиад; Всероссийского конкурса “Русский медвежонок – языкознание для всех”, математической игры “Кенгуру”, губернаторские стипендиаты.

Этот праздник, проводимый старшеклассниками – медалистами, был напутствием малышам. Ведь именно им передавался секрет “сохранения и преумножения умнейших” в стенах школы. Ведь именно здесь во время общения вселилась уверенность в своих силах, появилось желание покорять новые высоты.

Итоги праздника были подведены на закрытии “Дней науки”. (Приложение 3)

Вышеописанное мероприятие вызвало огромный интерес у всех членов школьного сообщества. Дни науки ученики восприняли не как очередное развлечение, а отнеслись к ним как к одному временному отрезку своей жизни, которое прожито очень эмоционально.

Приложение 4

Это время прошло для всех не рядом, не стороной. Здесь были только активные участники. Получился настоящий праздник души. Об этом свидетельствуют высказывания учащихся, участников живого процесса:

“Поработали мы на славу. Хотелось, чтобы дни эти продолжались”. (Перина Марина, 4 кл.)

“Мне бы хотелось, чтобы это продолжалось две недели о чем-то еще”. (Грехова Настя, 4 кл.)

“Я бы хотел, чтобы нам проводили больше таких недель. Это для нас полезно и познавательно”. (Логунов Дима, 4 кл.)

“Мне очень понравилась новая неделя знаний тем, что в ней было много интересного и творческого. Все очень правильно сделали, что придумали неделю наук”. (Новоселова Настя, 4 кл.)

“Эта неделя очень увлекательна для всей школы. Мне бы хотелось, чтобы еще сделали неделю шитья, где все желающие шили бы то, что им хочется. Свои изделия выставили бы на конкурс “Веселых портняжек”. (Хавратова Лена, 4 кл.)

“Дни наук – это праздник, веселье, радость и смех”. (Паксина Женя, 1 кл.)

“…спасибо за эту неделю”. (Шкредова Вика, 4 кл.)

Учащиеся подчеркнули значимость данного мероприятия, здесь же прозвучали и пожелания на будущее. И мы, педагоги, уверены, что такая форма организации сотрудничества взрослых и детей расширяет кругозор обучающихся, способствует сохранению и развитию интереса к разным видам деятельности и конкретным предметам, формирует навыки группового взаимодействия, повышает самооценку учеников.