Интерактивные технологии на уроке физики. Решение задач по теме "Давление твердых тел"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Образовательная: обобщение и повторение материала, связанного с давлением; совершенствование практических навыков вычисления давления; развитие экспериментальных умений, навыков логического мышления, обоснования своих высказываний;
  • Воспитательная: формирование познавательного интереса к физике;
  • Развивающая: развитие логического мышления, коммуникативных способностей, умения пользоваться языком физики в новой обстановке.

Задачи урока:

  • творчески и самостоятельно выполнять учебные задачи;
  • мотивированно организовывать свою деятельность;
  • следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • оценивать свою деятельность;
  • учитывать мнение других.

Оборудование: Бруски, линейки, карточки с индивидуальными заданиями.

На доске - тема урока, эпиграф, рисунки ребят (Рисунок 1, Рисунок 2).

 

План урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение изученного материала (кроссворд)
  3. Решение задач (работа в группах)
  4. Итог урока
  5. Рефлексивная часть
  6. Домашнее задание

Ход урока

Эпиграф:
Расскажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Дай мне действовать самому, и я научусь.

  1. Организационный момент

Учитель: Ребята мы с вами познакомились с новой физической величиной – давлением. А сегодня будем решать задачи на расчет давления. Сейчас я раздам вам скрепки, чтобы в конце урока вы могли ими скрепить ваши выполненные задания. (Учащиеся сами выбирают скрепки) Я прошу вас разобраться по цветам ваших скрепок.

Т. о. класс делится на три группы.

  1. Повторение изученного материала

(Презентация учителя слайд 3, приложение 1) выполняется в виде решения кроссворда каждым учащимся:

  1. Физическая величина равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности.
  2. Единица давления.
  3. При уменьшении площади поверхности и неизменной силе, действующей перпендикулярно давление.
  4. Давление обратно пропорционально… поверхности.
  5. Имя французского ученого Паскаля.
  6. При уменьшении силы, действующей перпендикулярно поверхности и неизменной площади поверхности давление…
  7. Давление прямо пропорционально…, действующей перпендикулярно поверхности.
  8. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на горизонтальную опору или вертикальный подвес

Ответы кроссворда и критерии оценки оформлены на интерактивной доске (презентация учителя слайд 4, приложение 1). Обменявшись с соседом по парте заданиями, учащиеся проверяют друг друга и выставляют оценки.

  1. Решение задач (работа в группах)

Для решения задач нам потребуется знание физических величин: давление твердых тел, веса тела (презентация учителя слайды 5, 6, приложение 1).

Каждой группе раздаются задачи:

Задание.

Внимательно прочитайте задачи, и определите, к какому типу относится каждая из них.

  1. Мальчик производит давление1500 Па. Определите массу мальчика, если площадь подошв его обуви 0,032 м?.
  2. Тебе по болоту ходить
    довелось?
    Легко тебе было? Вот то-то!
    Тогда почему же огромнейший
    лось,
    Так просто бежит по болоту?
  3. Рассчитайте давление, производимое деревянным бруском на поверхность книги. (Дан брусок и линейка)
  4. Розетки прессуют из специальной массы (карболитовой), действуя на нее силой 37,5 кН. Площадь розетки 0,0075м?. Под каким давлением прессуется розетка?
  5. Как-то раз спросили розу:
    “Отчего, чаруя око,
    Ты колючими шипами
    нас царапаешь жестоко?”

Учащиеся рассматривают задание и самостоятельно распределяют задачи по типам, компонуя их на доске (презентация учителя SMART Notebook стр.1, приложение 2 можно взять у автора). По желанию представитель группы выбирает тип задачи и отвечает у интерактивной доски.

Каждая группа решает задачи одного типа с последующим объяснением у доски (презентация учителя слайды 7,8,9, приложение 1).

I группа

Решите задачи:

  1. Как-то раз спросили розу:
    “ Отчего, чаруя око,
    Ты колючими шипами
    нас царапаешь жестоко?
  2. Тебе по болоту ходить довелось?
    Легко тебе было? Вот то-то!
    Тогда почему же огромнейший лось,
    Так просто бежит по болоту?

II группа

Решите задачи:

  1. Розетки прессуют из специальной массы (карболитовой), действуя на нее силой 37,5кН. Площадь розетки 0,0075 м?. Под каким давлением прессуется розетка?
  2. Мальчик производит давление 15000 Па. Определите массу мальчика, если площадь подошв его обуви 0,032м.

Решите задачу:

III группа

Рассчитайте давление, производимое деревянным бруском на поверхность книги. (Дан брусок и линейка)

  1. Итог урока

Вычислите и впишите значение физической величины. (На интерактивной доске выполнена таблица, презентация учителя SMART Notebook стр.2, приложение 2. Презентацию можно взять у автора).

m,кг F,Н S,м2 p,Па
    2 50
10   0,1  
    0,1 200
  10   100
  1. Рефлексивная часть

Учитель: Итак, урок подошел к концу – всем спасибо!

А сейчас я прошу вас на интерактивной доске (презентация учителя SMART Notebook стр.3, приложение 2. Можно взять у автора.) изобразить ваши впечатления (высказывание, пожелание, рисунок) нашего занятия.

Вы были любознательны, активны, приветливы (презентация учителя SMART Notebook стр.4, приложение 2. Можно взять у автора.). Но знайте:

Дорога мудрости длинна,
Немалый нужен срок,
Пока от головы она,
Дойдет до рук и ног.

  1. Домашнее задание.

Выберите задачу одного из типов, желательно отличную от решенной в классе.

  • Двухосный прицеп с грузом имеет массу 2,5 т. Определите давление, оказываемое прицепом на дорогу, если площадь соприкосновения каждого колеса с дорогой равна 125 см?.
  • Одинаковое ли давление мы оказываем на карандаш, затачивая его тупым и острым карандашом?
  • Зная свою массу и площадь ботинка, вычислите, какое давление вы производите на пол. (Указания к работе см. задание 6, стр.82 учебника А.В. Перышкин Физика7 ).

Литература:

  1. В.И. Лукашик, Е.В.Иванова “Сборник задач по физике 7-9 класс”
  2. А.В. Перышкин, Физика 7
  3. В.Г. Пайкес “Дидактические материалы по физике 7класс”