Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Образовательно-оздоровительная программа для старших дошкольников "Ритмическая гимнастика"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка.

Всестороннее развитие человека имеет своё начало в дошкольном возрасте. Поэтому, одна из главных задач дошкольных учреждений - правильное физическое воспитание детей. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Всемирная Организация Здравоохранения провозгласила самый гуманный лозунг за всю историю существования человечества: "Здоровье каждому человеку планеты!". При этом понятие "здоровье" определяется как физическое, психическое и социальное благополучие человека.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Одной из форм работы по физическому воспитанию дошкольников является занятие ритмической гимнастикой.

Ритмическая гимнастика - это физические упражнения, которые подбираются в соответствии с музыкой и выполняются в различном темпе. Как средство физического воспитания детей ритмическая гимнастика широко доступна, так как строится на знакомых образных упражнениях, сюжетных композициях, которые подбираются с учёта возраста детей и их физической подготовки. Выполнение упражнений ритмической гимнастики под музыку создаёт благоприятныё эмоциональный фон, который способствует повышению работоспособности и позволяет выносить большие физические нагрузки.

Анализ психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта показал, что литературы по данному вопросу недостаточно, материал разрознен, не систематизирован и в небольшом объёме. В этой связи актуальной становится проблема разработки оздоровительной программы по ритмической гимнастике для детей дошкольного возраста.

Цель программы:

  • Физическое развитие ребёнка дошкольного возраста средствами ритмической гимнастики.
  • Воспитание потребности заниматься систематически и заботиться о красоте своего тела.
  • Создание оптимального двигательного режима, положительного психологического настроя.

Задачи:

  • Укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
  • Развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, координации движений, ритма. Формирование навыков пластичности, изящества.
  • Воспитание умения эмоционального выражения в движениях комплекса, творчества.

Программа построена на общепринятых педагогических принципах:

  • Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства необходимо соблюдение системности, непрерывности всего материала и повторение его на последующих занятиях.
  • Оздоровительной направленности. При проведении занятий необходимо учитывать возраст детей, их физическую подготовку и обеспечить рациональную двигательную нагрузку совместно со старшей медицинской сестрой.
  • Доступности и индивидуализации. Планируя занятия, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.
  • Гуманизации. Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного общения с взрослым и сверстниками.
  • Творческой направленности, результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
  • Наглядности. Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.

Оздоровительная программа предназначена для детей 5 - 7 лет, рассчитана на один учебный год.

Программа может быть использована в качестве парциальной программы к комплексной программе "Радуга" в дошкольном учреждении, так как она дополняет раздел "Физическая культура".

Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня с подгруппой детей, занимающихся в кружке. Формами проведения занятий являются: учебно-тренирующая, игровая, сюжетная, контрольно-учётная.

Планирование работы по программе представлено в учебно-тематическом плане.

Отличительной особенностью данной программы является тематическое планирование занятий по месяцам.

Формой проведения итогов реализации программы являются:

  • Выступление на спортивных праздниках в детском саду.
  • Выступление перед родителями на собраниях.
  • Участие в городском конкурсе ритмической гимнастики.

Ожидаемые результаты.

Систематические занятия ритмической гимнастикой:

  • помогут естественному развитию организма ребёнка и привитию потребности заботиться о своём здоровье;
  • разовьют опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы детей;
  • увеличат жизненную ёмкость лёгких, улучшат физическую, интеллектуальную работоспособность;
  • укрепят осанку и свод стопы;
  • сформируют у дошкольников навыки самостоятельного выражения движений под музыку, разовьют инициативу, трудолюбие

Учебно-тематический план

Структура комплекса ритмической гимнастики для детей дошкольного возраста.

Последовательность разучивания комплекса ритмической гимнастики.

Перед разучиванием комплекса ритмической гимнастики необходима предварительная работа.

Педагогу необходимо:

  • определить задачу комплекса;
  • подобрать упражнения, способствующие возрасту детей и их физической подготовке;
  • определить количество упражнений в каждой части комплекса, их дозировку;
  • распределить количество занятий для составления, разучивания и отработки упражнений комплекса;
  • подобрать музыкальное сопровождение к комплексу ритмической гимнастики, соответствующее темпу выполнения упражнений.

Разучивание комплекса ритмической гимнастики условно можно разделить на три этапа.

I этап - подготовительный (4 занятия).

На этом этапе задача педагога состоит в том, чтобы создать общее представление о движениях, дать необходимые сведен