Медиаурок литературного чтения в начальной школе по теме: И.И. Кемницер "Стрекоза", И.А. Крылов "Стрекоза и муравей", Л.Н. Толстой "Стрекоза и муравьи"

Разделы: Начальная школа


Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point , текстовый редактор Microsoft Word.

Структура презентации: (Приложение 1)


п\п
Структурные элементы Временная реализация № кадра
1 Организационный момент 2 мин. №1, 2
2. Изучение новой темы 6 мин. № 3-5
3. Работа над басней Л.Н.Толстого «Стрекоза и муравьи» 15 мин. № 6, 7
4 Самостоятельная работа в тетради 5 мин. № 8
5. Сравнение басен. 5 мин. № 8
6. Закрепление, систематизация полученных знаний и умений. 2 мин. № 9-11
7. Домашнее задание 2 мин. № 12
8. Подведение итогов работы. 2 мин. № 13

Содержание кадров:

1. Титульный лист.
2. Эпиграф урока.
3. Тема урока.
4. Портрет писателя и краткая биография.
5. Памятник И.А.Крылову.
6. Выдержка из басни «Стрекоза и Муравей»
7. Алгоритм чтения басни.
8. Сравнение трёх басен.
9. Объяснение выражений.
10. Вопросы для повторения.
11. Кроссворд.
12. Домашнее задание.
13. Желаю удачи.

Целесообразность использования медиапродукта на уроке:

1. Недостаточное количество информационного материала в учебнике;
2. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем сведений и показа демонстрационных фрагментов.

План урока:

№ п\п

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Временная реализация

1. Организационный момент Проверяет готовность к уроку Проверяют свою го товность к уроку 2 мин.
2. Подготовка к восприятию. Предлагает прочитать эпиграф к уроку. Читают эпиграф, делают вывод о том, чьи басни будем читать. Чтение вступительной статьи. 3 мин.
3. Изучение новой темы. Обсуждение рассказа «Потерянный день» Высказывание предположений. 3 мин.
4. Инсценирование  басни подготовленными детьми. Словарная работа Работа над словом: басня, мораль, баснописец. Участвуют в инсценировке. Чтение басни детьми, используя приём разночтения. 10 мин.
5. Алгоритм чтения басни. Словарная работа. Предлагает прочитать басню про себя. Работа над словом (ирония, аллегория) Дети читают. Выясняют своё отношение к Стрекозе и Муравью. 5 мин.
6. Работа над баснями. И.И.Хемницера «Стрекоза» и Л.Н.Толстого «Стрекоза и муравьи» Прочитать, выполнить задания в учебнике. Читают, отвечают на вопросы, выполняют задания в тетради. 10 мин.
7. Сравнение трёх басен. Заполнить таблицу В тетради дети заполняют таблицу. 5 мин.
8. Закрепление, систематизация полученных знаний и умений. Отгадывание кроссворда Отгадывают кроссворд 2 мин.
9 Домашнее задание Объясняет домашнее задание Слушают, записывают задание в дневнике 2 мин.
10 Подведение итога урока Задаёт вопросы Отвечают на вопросы. 3 мин.

Учебные задачи:

  1. Познакомить с баснями русских баснописцев;
  2. Учить работать с текстом басни, правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни;
  3. Учить сравнивать басни разных баснописцев (форма, содержание, сюжет, мораль)

Учебные умения:

  1. Правильно называть басни и определять мораль;
  2. Выразительно читать тексты басен.

Оборудование:  компьютер, проектор, портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, басни, учебник литературного чтения, рабочая тетрадь по литературному чтению.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (слайды 1, 2)

Прозвенел звонок на наш урок.

Учитель. Доброе утро, дети. Мне приятно Вас видеть. Пусть это утро несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Итак, мы готовы к уроку чтения. Начинаем наш урок.

II. Подготовка к восприятию

У. Проведём игру «Вспомни и назови»

(Детям предлагаются отрывки из знакомых басен, изученных ранее. Лена, Антон, Света).

1. «Ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед Вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог он получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом». (Эзоп. «Ворон и Лисица»).

2. «У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем;
А вот о том, как в баснях говорят».

(И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок»)

«Когда в товарищах согласья нет,
на лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука».

(И.А.Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»)

«Голодная кума-лиса залезла в сад;
В нём винограду кисти рделись».

(И.А.Крылов «Лиса и виноград»)

Кто не слыхал его живого слова? (Слайд 2)
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.

(М. Исаковский)

III. Изучение новой темы (слайды 3-5)

У. Сегодня мы будем читать произведение, которое связано с именем Ивана Андреевича Крылова.

Учитель показывает детям портрет баснописца на экране.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.
Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа".
Биография.
Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.
Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии. В столице тоже ничего не удалось добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом. На протяжении 1786 — 1788 Крылов написал трагедии "Клеопатра" и "Филомела" и комедии "Бешеная семья", "Проказники". Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах.
9 ноября (21 н.с.) 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.

Учитель. Валентина Осеева предлагает нам короткий рассказ "Потерянный день". Как вы думаете, о чем может идти речь?

Дети высказывают предположения.

А сейчас мы прочитаем этот рассказ.

Дети читают рассказ и подчеркивают слова, в которых заключен главный смысл.

Что понял мальчик? Что поняли вы?

Дети. Мальчик понял, что каждый день он должен прожить так, чтобы было интересно, а главное – полезно.
– Надо стремиться узнавать новое и помогать людям, которые тебя окружают.

У. А вот что однажды произошло, когда были потеряны дни.

IV.  Знакомство с новым разделом: чтение названия и вступительной статьи

Басняэто короткий рассказ, в которых действуют животные, растения, вещи и подразумеваются люди, их поступки, поведение. Басня – иносказательное произведение. Оно содержит иной, скрытый смысл.

Мораль – нравоучение.

У. Кого можно назвать баснописцем?

– Над чем смеёмся мы? (Глупостью, зазнайством, грубостью, жадностью, хитростью, упрямством, лицемерием).

V. Инсценирование басни подготовленными детьми

Словарная работа Дети инсценируют басню. (Даша, Вова, Ира). Дети дважды читает басню "Стрекоза и Муравей", используя прием разночтения одного и того же текста: осуждения и любования.

У. Что вы поняли?
Д. Сначала Ира, Вова и Даша прочитали басню, осуждая Стрекозу за ее беспечность, легкомыслие, ветреность. А когда Миша читал ее второй раз, мы вдруг увидели, как вы любуетесь изящной, красивой Стрекозой, хрупким созданием природы – живым нарядным цветком.
У. Я предлагаю вам прочитать басню про себя, а потом мы послушаем, какие чувства передаст при чтении каждый из вас. Вы можете передать только то чувство, которое испытываете сами.

Алгоритм чтения басни: (слайды 6-7)

  1. Определите задачу чтения.
  2. Выберите тон чтения: речи героев, морали и пояснений автора.
  3. Подчеркните интонацией ироничное отношение к героям басни.

Дети читают про себя, вслух, потом все вместе пытаются разобраться, как же они относятся к Стрекозе и Муравью.

– А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?

Ответы детей. Мнения могут разделиться.

Ирония – тонкая, скрытая насмешка.
Аллегория – слово  греческое, в переводе оно означает «иносказание»

В баснях образ
Лисы – хитрость и льстивость.
Волка – грубость и жадность
Осла – глупость и упрямство
Муравья  – трудолюбие и старательность

Физминутка

Стрекоза

Вот такая стрекоза,
Как горошины, глаза.
А сама, как вертолёт,
Влево, вправо, назад, вперёд.
И на травушке роса,
Мы ладошки отряхнули, улетела стрекоза.
Попрыгунья испугалась,
Только песенка осталась.

VI. Работа над басней И.И.Хемницера «Стрекоза»

Ознакомительное чтение учащимися, выполнение заданий в учебнике. Повторное чтение по частям. Приложение 2

VII. Работа над басней Л.Н.Толстого "Стрекоза и Муравьи"

Запись на доске:

Осенью у муравьев подмокла пшеница; они ее сушили. Голодная Стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: "Что же ты летом не собрала корму?" Она сказала: "Недосуг было: песни пела". Они засмеялись и говорят: "Если летом играла, зимой попляши".

Дети читают басню вслух.

VIII. Самостоятельная работа в тетради (слайд 8)

Сравнение басен. В это время выделяю группу ребят, в которую входят (Антон, Света, Даша, Вова, Настя).  В помощь – стр. 36 учебника.

Фамилия автора И.И.Хемницер И.А. Крылов Л.Н.Толстой
Заглавие Стрекоза Стрекоза и муравей Стрекоза и муравьи
Рассказ о чём? О стрекозе О стрекозе О стрекозе
Мораль Пропела? Хорошо! Поди ж теперь свищи. Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши! Если летом играла, зимой попляши.
Пословица Гулять гуляй, да не загуливайся! Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!  

У. Какую басню вам интереснее было читать: первую, вторую  или третью?
Д. Обе басни рассказывают об одном событии. Но Толстой пересказал басню Эзопа прозой. У него нет созвучий – рифм. А басня Крылова стихотворная, мелодичная, звучная, поэтому ее читать легче.
У. Как вы понимаете выражения, записанные на доске? Прочитайте сначала первые два выражения, а потом – третье и четвертое.

На доске (слайд 9):

1. Зима катит в глаза.
2. Неожиданно наступила зима.
3. В мягких муравах у нас.
4. В мягкой траве у нас.

– Какое из этих выражений вам больше нравится и почему?
Д. Стихотворные строчки Крылова певучие, складные, поэтому их легко читать и легко запоминать.
У. Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Объясните, какие недостатки людей высмеиваются, выставляются напоказ Крыловым в этой басне.
Д. Он осуждает беспечность (надо думать о завтрашнем дне), черствость и эгоизм.

IX. Закрепление, систематизация полученных знаний и умений (cлайд 10)

Кроссворд "Басни Крылова" (слайд 11) Приложение 2

Дети заполняют кроссворд; по мере отгадывания на доске вывешиваются рисунки – отгадки героев басен. За правильный ответ – жетон.

X. Домашнее задание (слайд 12)

У. Дома выучите наизусть басню Крылова "Стрекоза и Муравей", нарисуйте одного из героев.

XI. Подведение итогов урока (слайд 13)

Басня

Ирония

Мораль

Аллегория

Список литературы:

1. Л.А.Ефросинина Учебник «Литературное чтение».
2. Л.А Ефросинина Рабочая тетрадь.
3. И.А.Крылов Басни.
4. И.Тумакова Басни Крылова: играя, учимся.//Литература, № 14, 2005 стр. 12-14.