Сценарий интегрированного урока математики, окружающего мира и музыки: "Арифметические действия с многозначными числами. Композиторы XIX века. "Музыка - душа моя"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Совершенствовать вычислительные навыки, умения преобразовывать величины.
  2. Развитие личностной культуры учащихся, эстетического восприятия классических произведений.
  3. Воспитание бережного, любовного отношения к наследию прошлого.

Ход занятия:

1. Орг. Момент.

За просторным городом Тюменью
В снеговых и ветреных краях
На копытцах тоненьких оленьих
Ходит сказка – выдумка моя.
Я ее задумал на привале
В откровеньи белых вечеров.
Ханты мне приданья поверяли,
Манси мне легенды напевали
У горячих пляшущих костров.
Пусть со мной
За городом Тюменью
В снеговых и ветреных краях
На копытцах тоненьких оленьих
Бродит сказка русая моя.

В.А. Нечволода

Сегодня у нас необычный урок, помимо наших тетрадей по математике, мы будем работать на информационных листах. В конце урока мы с вами должны ответить на вопросы викторины.

Готовясь к уроку, мы поделили наш класс на три группы и каждая группа работала над материалом по творчеству одного композитора Х1Х века.

2. Определение темы урока.

- Посмотрите внимательно на доску и определите тему урока по математике:

1 4 5 10 9 14 16 3 8 11 15 7 12 6 17 2 13 18 2
                                     
1 А 9 чес
2 ми 10 ти
3 дей 11 я
4 риф 12 го
5 ме 13 чис
6 знач 14 ки
7 мно 15 с
8 стви 16 Е
17 ны 18 ла

Дети расшифровывают тему урока: “Арифметические действия с многозначными числами.”

3. Работа в тетради.

Записывают число и тему урока.

- послушайте высказывание, запишите число и представьте его в виде разрядных слагаемых.

(Год рождения этого композитора обозначается числом, которое на 96 единиц меньше, чем 1900.)

1804

Дети расшифровывают, записывают число и тему урока в тетрадь.

Далее перед детьми ставиться задача, решая, которую дети не только повторяют разрядный состав числа, но находят связь с датой рождения композитора М.И. Глинки.

Подумайте и скажите: о каком композиторе идет речь.

4. Сообщение о М.И. Глинке. (работает 1 группа)

Ваша задача, ребята, записать в информационном листе важные факты из жизни и творчестве композитора, эти данные вам помогут ответить на все вопросы викторины, которая будет в конце урока.

“Музыка душа моя” - Глинка.

Ребята из 1 группы рассказывают биографию М.И. Глинки, остальные дети услышанное записывают в информационных листах.

Отвечая на вопрос, какое открытие в музыке создал М.И. Глинка, дети работают со словами из словаря: опера, романс. Дети отмечают тот факт, что Глинка был основоположником русской оперы. На этом этапе урока дети исполняют хор “Славься” из оперы “Иван Сусанин”. Ученицей из класса исполняется романс “Жаворонок”. После исполнения дети делятся своими чувствами, изображают свое настроение цветом в информационных листах.

Проделанная работа подводит учеников к выводу о том, что музыка способна создать настроение, вызвать чувства, ею можно наслаждаться, ее можно понимать, любить, воспитывая в себе культурное начало.

Итог этапа урока подводит учитель.

5. Сообщение об А.А. Алябьеве. (работает 2 группа)

Цель: Воспитание бережного, любовного отношения к наследию прошлого, тоненькой нитью прошла по всему уроку через знакомство с творчеством А.А. Алябьева.

Детям было интересно узнать об Алябьеве, который родился в Тобольске, который был в ссылке в Тобольске, о том, что его вдохновляли стихи о нашем родном крае.

Кто из композиторов Х1Х века мог о себе сказать:

В родных местах ромашкой пахнет ветер,
И до травинки вся земля своя,
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
Пусть мне твердят,
Что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные,
Свои родные, милые места.

Сообщение об Алябьеве (учитель напоминает про информационные листы)

Каждый год у нас в Тюмени проходит всероссийский фестиваль “Алябьевская осень”, дети в своих сообщениях отметили, как Алябьев относился к нашему краю, это была его Родина, наша сибирская природа воодушевила композитора на создание многих вокальных произведений. Слушая романс “Соловей”, дети отображали свое настроение от романса. С помощью красок Как было приятно видеть великолепные сочетания теплых цветов на листах у учеников, их работы были отображением духовного настроения, вселяющего музыкой в детские сердца.

“Математика – симфония чисел. Их надо любить, любить действия, которые их преображают.
Музыка – симфония звуков, которая преображает душу человека.”

Сегодня на нашем уроке звучит и математическая симфония в следующем задании.

1840 год Родился в семье вице-губернатора города Тобольска
1796 год Основан город Тобольск. Имеет статус историко-культурного наследия России
1827 год С семьей уехал в Москву для учебы в престижном пансионе
1587 год Ссылка на малую родину в Тобольск
1787 год Возвращение после ссылки в Москву
1587 год Основан город Тобольск. Имеет статус историко-культурного наследия России
1787 год Родился в семье вице-губернатора города Тобольска
1796 год С семьей уехал в Москву для учебы в престижном пансионе
1827 год Ссылка на малую родину в Тобольск
1840 год Возвращение после ссылки в Москву
  1. Составь хронологию событий.
  2. Ученики находят соответствие в таблице.

  3. Найди событие свидетелем, которого не мог быть А.А.Алябьев.

Отвечая на вопрос, дети знакомились с информационной справкой о городе Тобольске.

3. Пользуя таблицей, узнай, сколько лет прожил А.А.Алябьев в Тобольске?

Дети работали в группах, а на доске ученик каждой группы защищал коллективное решение.

Подводя итог этого этапа урока дети самостоятельно сделали вывод о необходимости бережного отношения к наследию прошлого, о том насколько богат наш край не только нефтью и газом, но талантливыми людьми, создающими великие творения искусства.

6. Сообщение о П.И. Чайковском. (работает 3 группа)

Достигая обучающих целей урока, детям была предложена информационная загадка:

В дате рождения этого композитора присутствуют все те же цифры, что и в дате рождения Глинки, только следует поменять местами цифры, обозначающие число единиц десятков и число единиц 1 класса.

Дети решают в парах, проверяют решение задачи с экраном.

Отвечая на вопрос: о каком композиторе шла речь в задаче?, ученики сообщают найденную информацию о П.И. Чайковском. В это время остальные дети записывают сведения в информационные листы.

Не найти гениальней и проще
Ритмов тех, что подскажет капель,
Соловей, растревоженный в роще.
Пастуха заревая свирель…
Все впитается в чуткую душу
И вернется мелодией вдруг
Тихий мальчик из Воткинска
Слушал звуки милой природы вокруг…
Лошадей пробегающих топот
И визгливые скрипы дверей,
И колосьев взволнованный шепот,
И унылую песнь косарей.
Ничего нет на свете чудесней
И прекраснее нет ничего,
Чем простая народная песня,
Что в душе разливалась его.
И вплетались в мелодию эту
Тихой рощи зеленый язык,
Заревая полоска рассвета,
Птичий крик, полумесяца лик.
В доме маятник мерно качался,
У рояля поблескивал лак
От Удмурдской земли начинался
Петр Чайковский – Великий земляк.
Автор: Степан Широбоков

На этом этапе урока был исполнен романс “Жаворонок”. Повторение музыкальных терминов: опера, балет, романс, прошло в интересной работе с Афишей.

  1. Приглашаем на ……….. П.И. Чайковского “Евгений Онегин”.
  2. Премьера ………… П.И. Чайковского “Пиковая дама”.
  3. Отрывок из …….. М.И. Глинки “Иван Сусанин”
  4. В сборник вошли ……….. А.А. Алябьева “Соловей”, “Вечерком румяну зорю” и др.

Учитель подводит итог этапа урока.

7. Викторина.

Учитель проводит викторину, которая состоит из вопросов. Ответы на которые дети смогут ответить, работая на информационных листах.

ВИКТОРИНА.

  1. Родился в Воткинске, в семье горного инженера и одаренной пианистки французского происхождения. Запиши фамилию композитора.
  2. Он создал около 80 произведений для голоса с фортепиано (романсы, песни, арии, канцонетты), вокальные ансамбли, вокальные этюды и упражнения, хоры. . Запиши фамилию композитора.
  3. Написал оперы: Евгений Онегин (1879), Орлеанская дева (1881), Мазепа (1884), Чародейка (1887), Пиковая дама (1890). . Запиши фамилию композитора.
  4. Он служил в гусарах. В 1823 году был уволен в отставку в звании подполковника. В это время появились его первые романсы: “Вечерком румяну зорю”, “Соловей” на слова А.Дельвига. Еще он написал музыку к водевилю “Новая шалость, или Театральное сражение”. В 1822 году в большом театре в Петербурге впервые шла комическая опера “Лунная ночь, или Домовые”, вы двух действиях. . Запиши фамилию композитора.

Дети проверяют правильность ответов – выставляют себе оценки по окружающему миру.

8. Итог урока.

Итог всего урока озвучивают сами дети, отвечая на вопрос: каким же культурным наследием богата наша Тюменская область?

Мир вокруг нас – это сказка. Сказка чисел, сказка музыки, сказка образов. И главное для нас с вами научиться замечать, а главное ценить то необыкновенное, что подарено великими земляками.

Подводя итог, мы составили коллаж из информационных листов с изображением настроения, возникшего после прослушивания музыки.

Последней точкой урока было прочтение стихотворения:

В родных местах ромашкой пахнет ветер,
И до травинки вся земля своя,
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
Пусть мне твердят,
Что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные,
Свои родные, милые места.

Дети читали стихотворение, вкладывая в каждую строчку частичку своей души. Урок был закончен на высокой эмоциональной ноте, когда под тихую прекрасную музыку Алябьева звучало стихотворение. И к моему удивлению в классе воцарилась тишина, в глазах ребят загорелась искорка. И один спросил: “ А можно я продолжу эту музыку, можно я напишу стихотворение о своей Родине.”

И родились эти строки, не обработанные рукой взрослого. Я поняла, что этим уроком мы не поставили точку, а поставили многоточие, которое дает возможность творить и познавать любить свою страну и свою маленькую родину, и тех людей, которые ее прославляют. Не все станут Алябьевыми, но каждый из них может сказать: я люблю свой край, я люблю свою Родину.

Презентация