Социальное взаимодействие в развитии дошкольного образовательного учреждения

Разделы: Работа с родителями


Настоящие свойства человека
обнаруживаются лишь тогда,
когда наступает время проявить,
доказать их на деле.

Л.Фейербах

В соответствии с концепцией модернизации российского образования стратегические цели образовательного учреждения могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с родителями, представителями социальных институтов.

Дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Оно:

  • осуществляет взаимодействие с различными социальными группами, имеющими собственные интересы в сфере образования;

  • реагирует на изменяющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности;

  • предоставляет широкий спектр образовательных услуг.

Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнёрства.

Социальное партнёрство – это инструмент, с помощью которого, представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность. Можно выделить два направления социального партнёрства:

  • использование средств и возможностей сообщества, окружающего социума в образовательном учреждении;

  • активное взаимодействие образовательного учреждения с различными социальными институтами, например, учреждения культуры, спорта, где образовательное учреждение выступает заказчиком.

Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.

В сложившихся социально-культурных и экономических условиях к взаимодействию с семьёй важно относиться как к стратегическому направлению деятельности дошкольного учреждения. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей рассматривается как взаимная деятельность, обеспечивающая развитие личности ребёнка. Однако, часто в практике работы ДОУ преобладает формальное взаимодействие, то, которое определено должностными функциями педагогов. Причиной такого взаимодействия являются:

  • неумение составить объективное представление о реальном процессе взаимодействия с семьями;

  • низкий уровень способности проектировать, составлять программу действий и взаимодействий;

  • игнорирование интересов, состояние партнёров по взаимодействию;

  • низкий уровень осмысления собственных действий;

  • неспособность объединяться с коллегами на преодоление стереотипа, для перехода на качественно новый уровень взаимодействия с родителями.

Переход от формального (ограничивающего) к продуктивному, развивающему взаимодействию, возможен, если, коллектив будет способен решать проблемы настоящего времени, организовывать ситуации появления идей для решения проблем. Важно осознание взаимодействия как процесса двустороннего, циклического. Выполнение поставленных задач вместе с родителями обогащает взаимодействие, наполняет его новым содержанием.

Процесс взаимодействия проходит несколько этапов, фаз. На первом этапе происходит знакомство с достижениями сторон в сфере воспитания, дальше – это выяснение ожиданий от сотрудничества: обсуждение и предъявлении своей роли и роли другого в решении задач воспитания. Интересным и важным является этап проектирования взаимодействия – создание плана, программы взаимодействия семьи, общественности и дошкольного учреждения. Обязательно должен присутствовать мониторинг, то есть постоянное наблюдение за развитием взаимодействия, анализ, оценка результатов, уточнение программы и плана взаимодействия.

Привлечение родителей к планированию работы, выработке стратегии развития учреждения вызвано:

  • необходимостью повышения ответственности родителей за благополучное полноценное развитие и воспитание детей;

  • осознанием родителями и общественностью самоценности дошкольного детства как фундамента для всей последующей жизни;

  • поиском эффективных методов включения родителей и социального окружения к решению проблем в развитии детей;

  • проявлением интереса родителей и представителей общественности в проектировании деятельности образовательного учреждения, определении приоритетов развития и распределения ресурсов.

Деятельность дошкольного учреждения в инновационном режиме предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса для того, чтобы дать возможность каждому успешно реализовать свои творческие способности.

В нашем учреждении накоплен положительный опыт привлечения родителей к разработке проектов по различным направлениям деятельности, что позволяет привлечь к решению проблем дополнительные ресурсы: человеческие, материальные, финансовые. Это помогает активизировать большое количество участников, привлечь специалистов из других общественных институтов (например, для просветительской деятельности), организовать контроль, делегировать полномочия. Родительские комитеты групп координируют свои действия, планируют мероприятия, определяют формы и методы их проведения, обсчитывают материальные затраты, ищут партнёров, устанавливают сроки выполнения. А педагоги изучают различные технологии, подбирают методическую литературу. Так, например, на реализацию методической темы «Сотрудничество детского сада, семьи и школы в организации развития и воспитания детей» коллективом педагогов были разработаны проекты по работе с семьёй: «Взаимодействие с семьёй для полноценного математического развития», «Взаимодействие с семьёй как условие развития творчества у дошкольников». А в группах совместно с родительскими комитетами разработаны проекты: «В здоровом теле - здоровый дух», «Закроем рот от вирусов», «Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья».

Опыт работы по разработке и реализации проектов послужил основой для создания проектного совета как Совета учреждения, обеспечивающий управление режимом развития дошкольного образовательного учреждения. Проектный совет работает над развитием приоритетных направлений образовательного учреждения:

  1. Охрана и укрепление здоровья детей.

  2. Организация единого пространства развития.

  3. Воспитания любви к своему родному краю.

  4. Просвещение родителей и педагогов.

В состав Проектного совета привлекаются наиболее творческие педагоги, компетентные и заинтересованные родители. Из них формируются рабочие группы, разрабатывающие проекты. Число членов группы определяется решением Проектного совета, выбирается руководитель группы. Каждая проектная группа разрабатывает проект для ДОУ на 2 - 3 года, в зависимости от проблемы, учитывая условия, ресурсы, затраты, возможность привлечения дополнительных финансов. Проектные группы могут быть организованы на временной основе (то есть для реализации проекта). Участники реализации проекта могут привлекаться в новый проект или работать в проблемных, творческих группах. Одновременно разрабатывается несколько проектов. Проект рассматривается Проектным советом, предлагается для обсуждения и утверждения на Совет учреждения. Каждый проект имеет свою цель, задачи, модель реализации и поэтапный план действий. Ежегодно проектный совет проводит 2 - 3 совещания, на которых решаются вопросы выполнения проекта. Обсуждаются проблемные вопросы, передовой педагогический опыт по приоритетным направлениям, заслушиваются отчёты руководителей проектов о своей деятельности. Организация Проектного совета, способствует потенциальному росту педагогов и родителей, проявлению активности, работе дошкольного учреждения в режиме инновационной деятельности.

Широкое участие родителей и представителей общественности в проектировании деятельности образовательного учреждения, определении приоритетов развития и распределения ресурсов, включение родителей в воспитательно - образовательный процесс как равноправных и равноответственных партнёров, формирование у родителей чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребёнка, может быть обеспечено привлечением их в органы самоуправления. Они должны стать и участниками управляющей структуры дошкольного учреждения. При правильно организованной работе педагогов и родителей в управлении повышается качество решений, развивается творческое отношение к работе. Участие родителей и педагогов в управлении открывает коммуникативную систему снизу. У родителей и педагогов появляется чувство «собственной организации», повышается уровень самооценки, мотивация деятельности, лучше исполняются принимаемые ими же решения, проявляется инициатива, формируется чувство ответственности.

Попечительский совет в дошкольном учреждении, как орган общественного соуправления, в который входят родители, члены трудового коллектива, профсоюзной организации учреждения, руководители детского сада, способен решить различные задачи не только по привлечению дополнительных ресурсов для обеспечения деятельности и развития, но и повышению активности родителей. Он активно взаимодействует с другими органами самоуправления образовательного учреждения по вопросам функционирования и развития учреждения. Представители Попечительского совета участвуют в работе педагогического совета. Исходя из основных направлений, а так же плана работы детского сада осуществляется вся деятельность попечительского совета.

В своей деятельности попечительский совет уделяет большое внимание вопросам мотивации. Все – сотрудники, родители, должны увидеть и хорошо понять, зачем детскому саду нужна помощь и не обязательно всегда деньгами, а, например, книгами, игрушкам, добровольным трудом или иными способами.

Традиционным, в начале учебного года, является праздник «Новоселье». В ходе подготовке к празднику проходит акция «Игрушка». Дома всегда найдется игрушка, которая уже надоела ребенку, и он с ней не играет. Дети старших групп дарят на «Новоселье» малышам игрушки. Так удается обновить и пополнить игровые уголки без дополнительных финансовых затрат.

В результате проведения акции «Библиотека» стало возможным пополнить фонд библиотеки детского сада и привлечь родителей к приобщению детей к художественной литературе. Эта акция проводится в рамках «Книжкиной недели». Итогом акции является совместный с родителями «Праздник книги», на котором подводят итоги и награждают победителей.

Совместно с педагогическим советом попечительский совет реализует совместный проект «Здоровье», с целью привлечения родителей к проблемам здорового образа жизни, совершенствованию условий для полноценного физического развития в учреждении. В рамках проекта проводится мини-проект «Самая спортивная группа», спортивные праздники в микрорайоне, между воспитанниками детских садов, смотры физкультурного оборудования, соревнования между педагогами и родителями. В результате такой совместной деятельности повысился уровень участия родителей в спортивных мероприятиях, значительно улучшились условия для проведения физкультурных занятий.

Попечительский совет активно участвует в проекте «Приобщение детей к культуре хакасского народа». В группе силами родителей и сотрудников создан мини - музей «Юрта», оформлена группа в национальном стиле. Для вокально - хореографического ансамбля «Звездочки» приобретены костюмы, который успешно выступает на городских конкурсах.

Обязательное условие успешности социального партнёрства - информированность родителей о результатах деятельности, открытость, отчётность, подведение итогов, поощрение. Формы отчётности различны - на современном этапе можно использовать информационные технологии и проводить публичные отчёты (на собственных сайтах). Практика показывает, что конечный результат любого мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовать разнообразные формы и методы работы с педагогическим коллективом, включая каждого педагога в активную работу.

Деятельность дошкольного учреждения в инновационном режиме предполагает постоянный поиск неординарных форм взаимодействия с социальными партнерами для того, чтобы дать возможность каждому родителю успешно реализовать свои творческие способности.