Конспект комбинированного занятия по познавательно-речевому развитию старшей группы. Тема: "Таинственное царство, лесное государство"

Разделы: Работа с дошкольниками


Триединая цели:

  • Образовательные:
  • продолжить расширять представления детей об осени;
  • научить детей составлять описательный рассказ по сделанной картине.
  • Развивающие:
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • продолжить развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитательные:
  • воспитывать в детях начало экологической культуры;
  • формировать навыки сотрудничества.

Материал к занятию:

  • Магнитофон.
  • Кассета с музыкой из серии: «Осень»
  • Подготовленная воспитателями картина «Осенний лес» с элементами «бисероплетения» и «оригами».
  • По количеству детей: клей, салфетки, бумага, набор бисера, проволока, пуговицы.
  • Костюм для воспитателя «Лесовичок».
  • Размещение столов на 2 команды: «Листопад», «Муравьи».
  • Индивидуальные значки для детей: «Листопад», «Муравьи».

Предварительная работа:

  • Наблюдение на прогулках за изменениями животного и растительного мира в природе.
  • Сбор осенних листьев.
  • Закрепление умения детей определять вид дерева по стволу и листве.
  • Рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, стихотворений и загадок об осени, деревьев, насекомых.
  • Игры на данную тематику.

Словарная работа:

1. Листопад, кленовый, рябиновый, дубовый, ствол, крона.
2. Муравей, муравейник, кузнечик, оса, пчела, бабочка, стрекоза.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I часть

Воспитатель входит в группу со шнуром в руках, приглашает детей на занятие, предлагает им взяться за узелки на веревочке и пройти вслед. Дети проходят на ковер, выстраиваются в круг, протягивают шнур через руки, держась за узелки и произнося текст.

Воспитатель («Лесовичок»):

Течет среди елок лесная речушка,
Журчит и торопится к светлой опушке.
Несется по камушкам весело речка,
А мы из веревочки свяжем колечко.

«Лесовичок» предлагает детям связать концы веревки и уложить кольцо из веревки на ковер.

«Лесовичок»: Лесная речка привела нас на опушку осеннего леса. Пройдите к стульчикам, представьте, что это пенечки, садитесь.

«Лесовичок»:

Я в городе большом
Сегодня заблудился,
Поэтому с визитом
Немного припозднился!
Я пришел вас навестить,
В гости в лес вас пригласить-
В таинственное царство,
В лесное государство!
Очень богатое царство мое,
Несет красоту, и добро, и тепло!
Мой волшебный, мудрый лес
Полон сказок и чудес!

– Вы хотите попасть в волшебный, сказочный лес? (Да)

II часть

«Лесовичок» предлагает дошкольникам загадки:

Есть главные жители в царстве моем.
А как же мы жителей этих зовем? (Деревья)

А царство мое как называется? (Лес)

Вот деревья здесь стоят
И листвою шевелят.
Ручьи мелкие текут
Кто немного помолчит,
Для тех лес вдруг зазвучит (Музыка)

Беседа о деревьях:

– Царство мое – лес, в нем много деревьев. Что вы знаете о них? Что такое дерево? (Дерево самое большое растение
Назовите его части (Корни, ствол, ветки и листья – крона)
– Как вы думаете, дерево живое? (Да)
– Почему? (Оно растет, питается, у него появляются детки побеги)
– А кто еще живет в лесу? (Звери, птицы, насекомые)
– Да звери, птицы, насекомые – они все живые. Чем же отличаются деревья, от зверей, птиц, насекомых? (Деревья молчат и не могут двигаться).
– Когда наступает осень, вся живая и неживая природа готовится к зиме. Что же происходит в природе? (Желтеют и опадают листья, животные меняют летний мех на зимний, птицы улетают на юг. Люди одеваются в теплую одежду. Осенью часто идут холодные дожди, дни становятся короче, ночи длиннее...)

III часть. Работа с картиной

«Лесовичок»: Перед вами картина, на которой изображены одни стволы. Дети! Вы сможете узнать по стволу дерево? (Да)
– Это какое дерево? (Дуб)
– Как догадались? (У дуба ствол большой, кора крупная, можно сказать могучий дуб)
– А узнаете это дерево? (Береза). Почему так решили? (Ствол у березы белый с черными полосками).
Уточнение «Лесовичка»: Это единственное на земле дерево с белой корой.
– Это ствол какого дерева? (Ёлка – ствол тонкий, коричневый, корешки у елей не уходят глубоко в землю, они боятся осеннего и зимнего ветра).
– Чего же не хватает? (Кроны)
– Сегодня мы её сделаем.

Воспитатель: Много вы знаете об изменениях в природе. А сейчас отгадайте загадки:

У нее четыре крыла, тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют ее … (Стрекоза)

Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)

Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка)

Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка)

По листочку проползает,
Всюду дырки оставляет,
Вот прожорливая штучка,
А свернулась закорючкой. (Гусеница)

– Молодцы! Правильно отгадали. О ком идет речь? (О насекомых)
– Что происходит с насекомыми осенью? (Насекомые забираются в щели коры дерева под сухой лист, коряги, пни и спят до весны)

V часть. Изготовление поделок детей для завершения сюжета картины

(работают сразу 2 воспитателя)

– А сейчас послушайте задание:

Команда «Листопад» Команда «Муравьи»
Задание: выполнить крону из бумаги к каждому дереву, приклеить к стволу и назвать свое дерево, цвет кроны. Задание: выполнить насекомых из бисера, бус, пуговиц, поместить на картину.
Назвать свое насекомое и место, где зимует.

«Лесовичок»: Прежде чем мы приступим к выполнению поделок, приготовим наши руки к работе.

Пальчиковая гимнастика «Разогреем наши ручки»

В гости к пальчику большому
Приходили прямо из дома
Указательный и средний,
Безымянный и последний –
Самый малый малышок
Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга им нельзя.
Наши пальцы мастера
За работу им пора

– Команда «листопад» приклеивают к стволу крону. – Назови свое дерево (Это береза – осенью крона желтая, это клен крона малиновая, это дуб – крона коричневая, елка зеленая – зимой и летом одним цветом. У ели не лисья а хвоя)

«Лесовичок»: Почему это происходит с деревьями? (Потому что наступает осень, деревья готовятся к зиме, прекращается сокодвижение).

Воспитатель: Команда «муравьи» помещают своих насекомых в «домик», называют свое насекомое, и место, куда они прячутся на зиму.

  • Это стрекоза, она прячется под сухой лист и старые гнилые коряги.
  • Божья коровка зарывается в землю, или забиваются в щели коры деревьев.
  • Муравьи великолепные строители, зимуют в своих муравейниках.

Воспитатель: Каких насекомых вы еще знаете? (Кузнечик, оса, пчела, муха, комар)

VI часть

Словесная игра «Четвертый лишний»

  • Бабочка, воробей, комар, жук. (Лишний воробей – это птица)
  • Стрекоза, кузнечик, заяц, пчела. (Лишний заяц – это животное)
  • Клен, шиповник, береза, дуб. (Лишний шиповник – это кустарник)
  • Рябина, смородина, елка, клен. (Смородина – это куст)

Подвижная игра «Осенний букет»

Ход игры:

На ковре раскладываются обручи на расстояние между обручами 1,5–2м. Дети делятся на 2 команды. Каждая команда встает около одного из обручей, дети берутся за руки. Одновременно с чтением стихотворения каждая команда начинает хоровод возле своего обруча в правую или левую сторону.
После слов педагога «букет скорее собери» дети собирают листья. Во время сбора листьев педагог считает:

Раз-два-три,
Свой кружок найди!

После слов «свой кружок найди!» дети каждой команды бегут к своим обручам и складывают собранные листья в букет.

Сарафан одела осень –
Пестрый, расписной.
Листик желтый, листик алый,
Листик золотой!
То поднимет, то бросает
Ветер озорной
Листик желтый, листик алый,
Листик золотой!
Соберем букет на славу,
Пышный и большой:
Листик желтый, листик алый,
Листик золотой! раз, два, три скорее собери! (счет до 10)
1, 2, 3 – свой кружок найди!

«Лесовичок»: Приклейте на картину каждый свой листок и назовите его.

1 ребенок: Кленовый лист
2 ребенок: Березовый лист
3 ребенок: Рябиновый лист
4 ребенок: Дубовый лист

VII часть. Заключительная

«Лесовичок» предлагает детям сесть на свои пенечки рассмотреть картину и составить краткий описательный рассказ по сделанной картине.

«Лесовичок»:

Как красиво!
Дуб налево, дуб направо,
Просто – целая дубрава!
Вас, ребята, угостить хочу.
Подходите, не стесняйтесь,
Угощайтесь, угощайтесь!
А что же – мы еще в лесу?
Нужно возвращаться!
Мы на миг закроем глазки,
Открываем – мы не в сказке.
И домой нам всем пора!

Фотозарисовка