Экологическое воспитание на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Экология


Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. Растут и горы бытового уровня. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о наших «соседях по планете» – растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. И все-таки даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической деятельности учителей.

Экологические представления формируются у младших школьников в первую очередь на уроках природоведения. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая – экологическое сознание, вторая – экологическое поведение, в этой работе рассмотрено только формирование экологического сознания. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности.

Таким образом, экологическое воспитание имеет ступенчатый характер, т. е. сначала происходит формирование экологических представлений, затем развитие экологического сознания и чувств, потом формируются убеждения в необходимости экологической деятельности, потом выработка навыков и привычек поведения в природе, и в заключении формируется преодоление в характере у учащихся потребительского отношения к природе.

Кроме того, существуют другие особенности экологического воспитания, как процесса:

1) длительность;
2) сложность;
3) скачкообразность;
4) активность;

Огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.

Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда – она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека. Оно охватывает все сферы сознания: научную и политическую,  эстетическую и художественную, нравственную и правовую.

Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  • развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Изучение экологии ведётся на уроках окружающего мира. Какие же экологические связи устанавливаются на уроках данного курса?

Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение позволяет школьникам приобрести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.

Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.

Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

Очень хорошо пользоваться при формировании экологического сознания методом проектов. Проекты могут быть индивидуальными или выполняться малыми группами (2–5 чел.) По срокам исполнения могут быть краткосрочными (выполняются в течение какого-то этапа урока или рассчитаны на один урок, среднесрочные или долгосрочные – выполняются в течении более длительного времени.

Во 2 классе метод проектов мы предлагаем реализовать на уроках по темам: «Дикорастущие и культурные растения», «Дикие и домашние животные Омской области». Предлагаются следующие темы проектов: «Растения в моем доме», «Животные в моем доме». Учащиеся выбирают 1 тему по выбору, исходя из интересов, увлечений и жизненных потребностей. Проект может выполняться либо индивидуально, либо малыми группами от 2–4 человек. Проект среднесрочный. Темы проекта сообщаются ученикам заранее, учитель объясняет цели и задачи проекта, этапы его выполнения. Данные проекты предусматривают самостоятельную работу учащихся дома. Все шаги по реализации проекта контролируются преподавателем (консультации, беседы) результатом проекта является доклад или сообщение, представленное на уроке по данной теме.

В 3 классе метод проектов мы предлагаем реализовать на уроке по теме «Вода». Предлагаемые темы проектов: «Влияние состава воды на здоровье человека», «Способы очистки воды», «Варианты отдыха на воде». Проекты исследовательский, выполняется малыми группами, краткосрочный, либо может реализоваться как проектная задача на 3 уроке по данной теме. На уроке подробно разбираются цели, задачи и этапы выполнения проекта. Реализация проекта осуществляется под постоянным контролем учителя. Результатом проекта является доклад или сообщение.

На уроке по теме: «Это зависит от тебя» предлагается выполнить проект по теме: «Куда поехать отдыхать летом в Омской области?» Проект выполняется по выбору, учитывая индивидуальную заинтересованность учащихся. Проект выполняется индивидуально, результат работы ребята представляют на уроке по указанной выше теме, в форме выбранной самостоятельно (сочинение, книжка-малышка, туристическая карта и т. д.)

В 4 классе на уроке по теме: «Виды почв» предлагаем к реализации проект «Влияние типа почвы на урожайность овощных культур моего дачного участка». Проект выполняется индивидуально или малыми группами. Проект долго срочный, выполняется в течение летних каникул. Проект рекомендуется выполнять всем учащимся. Результаты лучших проектов могут быть представлены на «Малых научных чтениях учащихся гимназий и лицеев». Консультантом по выполнению проектов может являться учитель биологии. Результатом выполнения проекта может являться доклад, сравнительная таблица, фотоматериал и т.д.

На уроке «Экологические проблемы нашего края» мы предлагаем выполнить проект по теме: «Влияние экологических проблем города Омска на моё здоровье». Проект краткосрочный. Возможно, также реализовать данный проект, поставив перед учащимися проектную задачу. Проект выполняется всеми учащимися самостоятельно в группе. Результат работы учащихся предоставляется на уроке по данной теме в форме, выбранной самостоятельно.

Класс Дидактическая единица Темы проектов (их варианты). Варианты реализации Виды проектов. Примечание.
2 класс Дикорастущие и культурные растения Омской области. Растения в моём доме. индивидуальный, творческий проект среднесрочный. Выполняется по выбору.
2 класс Дикие и домашние животные Омской области. Животные в моём доме. индивидуальный или групповой творческий проект, среднесрочный. Выполняется по выбору.
3 класс Особенности состава воды в Омской области. Водоёмы и их охрана. Влияние состава воды на здоровье человека.
1. Способы очистки воды.
2. Варианты отдыха на воде.
групповой, исследовательский краткосрочный проект. Выполняют все уч-ся.
3 класс Здравницы и санатории Омской области Куда поехать отдыхать летом в Омской области Индивидуальный среднесрочный исследовательский проект Выполняется по выбору
4 класс Виды почв Омской области Влияние типа почвы на урожайность овощных культур моего дачного участка. Индивидуальный или групповой долгосрочный исследовательский проект Выполняют все учащиеся.
4 класс Экологические проблемы нашего края Влияние экологических проблем г. Омска на моё здоровье Групповая  краткосрочная проектная задача. Выполняют все учащиеся.

 Также целесообразно при формировании экологического сознания и поведения использовать на уроках окружающего мира элементы технологии ИКТ, которые формируют у детей навык самостоятельного изучения и подбора материала, способствуют развитию умения работать с книгой, с электронными носителями информации, развивают компьютерные умения и навыки, реализуют творческий потенциал личности учащихся. Ведь данная работа привлекает не только отдельных учеников, но и в целом класс. Может носить индивидуальный и групповой характер. Учащиеся, овладевая элементами технологии ИКТ учатся работать в команде, презентовать  итоговый продукт своей деятельности.

Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе.

Так в нашей школе создана экологическая дружина «Луч».

Цель создания дружины:

– Пропаганда экологических знаний;
– Воспитание у детей любви и бережного отношения к природе;
– Формирование общей и экологической культуры.

В состав дружины «Луч» входят учащиеся, начиная с 5 класса. Старшие ребята  принимают участие в экологических акциях по уборке территории города, городских парков, рек. Они вместе с учителями показывают выступления агитбригад для начальной школы, проводят экологические конкурсы и фестивали.

Ученики начальной школы становятся членами организации «Друзья природы». Они получают задания-путёвки и принимают активное участие в акциях «Помоги птицам», «Изготовь кормушки», «Спаси город от бытового мусора», «Поделки из ПЭТ-бутылок». Мы активно сотрудничаем с детским эколого-биологическим центром. Ежегодно к  нам приезжает зоопарк экологического центра.  Дети с большим удовольствием кормят животных и принимают участие в акции «Помоги! На корм для животных». Как приятно видеть, когда маленький ребёнок приносит свою копилку и отдаёт сбережения, на которые мечтал купить игрушку для себя. Эти поступки наших учеников радуют и заставляют верить, что всё-таки можно сохранить природу. Ежегодно ученики нашей гимназии принимают  участие в фестивале «Белая берёза», где не раз занимали призовые места. Фестиваль ориентирован на литературный жанр, дети пишут о природе родного края.

Таким образом, теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
Существуют основные правила поведения в пpиpоде, которые могут усвоить учащиеся начальных классах. Нельзя навязывать детям эти правила, нужна целенаправленная, продуманная работа для того, чтобы знания перешли в убеждения.

Вопросами экологического воспитания и образования младших школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании.

Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе. Поэтому формирование экологического поведения мы будем разрабатывать в дальнейшем.

Список литературы:

1. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы. //Начальная школа.– 1989, N5, С. 25-27.
2. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе. //Начальная школа.–1988, N8, C. 40-46.
3. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание у младших школьников. //Начальная школа.–1989, N3, C. 33-34.
4. www.erudition.ru/referat/ref/id (из работы Четвертных Светланы Ивановны)