Формирование комммуникативной компетенции учащихся

Разделы: Начальная школа


Одним из основных требований к системе Российского образования является переход школы от традиционной установки на формирование исключительно «знаний, умений и навыков» к воспитанию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях открытого общества (ответственность, самостоятельность, систему ключевых компетентностей, умений сделать личный выбор и т.д.)

Поэтому мы считаем необходимым учить детей определять содержание для публичных сообщений, выступать в соответствии с общекультурными нормами, самостоятельно готовить выступления, учить слушать и услышать каждого выступающего. Это умение дети проявляют, выступая на краеведческой конференции. Темы исследовательской работы предлагаются следующие:

  1. О чем может рассказать музейный экспонат времен Великой Отечественной войны;
  2. История улицы в истории поселка;
  3. Родословное древо моей семьи;
  4. Увлечения моей семьи;
  5. Животный (растительный) мир нашего края и т.д.

Стараемся подбирать темы, интересные детям, предлагаем несколько блоков, из которых ребенок может выбрать наиболее интересную и значимую для него тему.

Выпускнику начальной школы необходимо умение работать с различными источниками знаний. Поэтому мы учимся создавать семейные журналы, пишем доклады на различные темы, на основе прочитанного создаем творческие работы, знакомимся с цифровыми носителями информации. Использование данного умения и есть достижение, при оценивании которого главное значение имеет самооценка и взаимооценка.

Почему мы называем наши журналы семейными? Мы создаем журналы совместно с родителями, бабушками, дедушками. Стараемся, чтобы журнал был интересен всем членам семьи. И в первых номерах помещаем информацию и фотографии о своей семье. Начинаем работу с цикла уроков внеклассного чтения «Детские журналы»: знакомимся со структурой, содержанием, оформлением, рубриками, обращению к читателю и т.д. Далее определяемся с тем, в каком составе будем работать над журналом: индивидуально или в группе. Полет фантазии детей на следующих этапах поражает воображение! Создаются журналы по узким темам («Рыбаловы», «Рецепты моей бабушки», «Мир моих увлечений» и т.д.) и журналы, включающие в себя разнообразные рубрики, приложения на цифровых носителях, фотоальбомы, детские истории и т.д. Перечитываем все журналы, анализируем их с детьми и родителями, выбираем самые лучшие по заранее оговоренным критериям и начинаем работу по выпуску следующего номера.

В процессе подобной работы педагог может реализовать различные образовательные и воспитательные задачи. Допустим: на уроке русского языка вы познакомили детей с тем, как правильно писать объявление. Вы договариваетесь, что в следующем номере журнала обязательно должно быть помещено какое-то объявление. Ребенку гораздо интересней придумывать объявление для журнала, намного увлекательней прочитать 20-25 объявлений в журналах одноклассников, чем в учебнике!

Обобщение опыта работы по данной проблеме было представлено на научно-практической конференции в Красноуфимском педагогическом колледже 2007 г. Тезисы выступления вошли в сборник материалов научно-практической конференции.

Современная система Российского образования выделяет задачу по воспитанию в детях инициативности при столкновении с новой задачей, которая проявляется в поиске недостающей информации, в экспериментальной проверке собственных гипотез, в самостоятельной организации взаимодействия с учителем и другими учениками.

В период обучения детей в начальной школе мы формируем не только общеучебные умения и навыки, но и навык исследовательской деятельности, умение работать с различными источниками информации, создаем условия для успешности. Подобная деятельность способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся, созданию условий для разнообразного взаимодействия и проявления креативности. Само чередование современных образовательных технологий, их разумное сочетание работают на достижение целей образования.