Введение в дополнительную образовательную программу по ИТ

Разделы: Информатика


Цель занятия: создание условий для формирования познавательного интереса у обучающихся к изучению программного обеспечения компьютера.

Тип занятия: комбинированный (объяснение нового материала с выполнением творческой работы).

Продолжительность занятия: 30 минут.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • изучить виды, области применения компьютера;
  • получить представление о программном обеспечении компьютера.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к информационным технологиям;
  • развивать творческие способности;
  • развивать умения обобщать, анализировать, систематизировать полученные знания;
  • развивать терминологическую речь.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, аккуратность, эстетическую культуру;
  • воспитывать у детей дружеское отношение друг к другу, умение работать в группе.

Возраст обучающихся: 13 лет.

Место занятия в программе: вводное занятие в дополнительную образовательную программу «Академия компьютерного гения».

Методы: информационно-рецептивный,проблемное изложение, частично-поисковый, словесный (беседа), наглядный (электронная презентация).

Форма организация занятия: коллективная, групповая.

Обеспечение занятия:

  • Техническое: ноутбук, проектор, экран.
  • Электронное: презентация с опорными словами конспекта, анимационный фильм, звуковой файл.
  • Документальное: конспекты занятия для детей; бумажные заготовки для постера, радиобъявления, телерекламы; карточки-смайлы; бумажные треугольники для обозначения отделов агентства.
  • Дополнительное: доска, ручки, фломастеры, степлер, ножницы, бумага.

Освоение материала занятия позволит достичь следующих результатов:

  • Проявление обучающимися интереса к изучению информационных технологий, современному программному обеспечению.
  • Потребность в расширении знаний в области информационно-коммуникационных технологий.

Структура занятия:

  • Вхождение в занятие.
  • Объяснение нового материала.
  • Деловая игра «Рекламное агентство».
  • Работа с конспектом.
  • Подведение итогов.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Работа с оборудованием

Организация начала занятия

Приветствие. Взаимное приветствие педагога и обучающихся; проверка готовности группы к занятию, организация внимания.

Обучающиеся приветствуют педагога, настраиваются на работу, включаются в деловой ритм.

 

Цель: организация внимания обучающихся, подготовка к сотрудничеству.

Подготовка обучающихся к работе на занятии.

 

Карточка «Мне нравится мультфильм».

Речь учителя: Когда люди знакомятся, они находят общую тему для обсуждения и тем самым, узнают больше друг о друге.

 

 

 

Тема «Мультфильмы» не оставляет равнодушным человека любого возраста.

 

Презентация:
Слайд:
мультфильм.

 

Задание обучающимся: обмен мнениями о любимых мультфильмах.

Ответ с опорой на карточку «Мне нравится мультфильм».

 

 

Проведение игры «Правда ли, что…?»

 

Вопросы к игре:

 

Правила игры: при положительном ответе на вопрос – хлопок ладонью по столу, при отрицательном – взяться за мочку уха.

Обучающиеся включаются в игру, согласно правилам.

Разминка:
1. Правда ли, что Карлсон любит варенье?
2. Правда ли, что Тугарин Змей и Чебурашка – герои одного мультфильма?

 

 

 

Основные:

  • Правда ли, что чебурашка умеет играть на гармошке?
  • Правда ли, что цвет шкуры у Шрека – синий?
  • Правда ли, что «Смешарики» – российский мультфильм?
  • Правда ли, что кот Леопольд добрый?
  • Правда ли, что м/ф «Шрек» вышел на экраны раньше, чем м/ф «Ну, погоди»?
  • Правда ли, что у м/ф «Мадагаскар» есть продолжение «Мадагасар–2»?

Введение в тему занятия.

1. Подведение обучающихся к теме занятия.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

 

 

2. Вопросы к обучающимся:

 

 

Цель: обозначение темы и цели занятия.

  • С помощью чего создаются современные мультфильмы?

Обучающиеся отвечают на вопросы и аргументируют свои ответы.

 

 

  • Можно ли сказать, что компьютер – это мир со своими жителями, процессами, взаимосвязями?

 

 

 

  • Можно ли по отношению к компьютеру применить прилагательное «увлекательный» и почему?

 

 

 

3. Педагог предлагает детям сформулировать тему занятия.

Обучающиеся формулируют тему занятия с опорой на ключевые слова: увлечение, мир, компьютер.

Презентация
Слайд:
тема урока.

 

4. Педагог формулирует цель занятия.

 

 

Объяснение нового материала.

Беседа с обучающимися с опорой на имеющиеся знания.

 

Презентация:

Цель: изучение базовых понятий направления «Информационные технологии».

1. Введение понятий, применяемых к компьютеру: ЭВМ, ПК (ведение электронного конспекта в ходе объяснения нового материала).

 

Слайды:
– ЭВМ и ПК;

 

2. Вопрос: «Какими видами деятельности вы занимаетесь на компьютере?».

Ответы обучающихся.

– области применения компьютера;

 

3. Введение определения «Компьютер» с позиции науки информатики, программиста.

Формулирование понятия «Компьютер» с позиции пользователя с опорой на словесное клише «Компьютер – это (какое?) устройство, предназначенное для (чего?).

– определение компьютера, программного обеспечения.

 

4. Введение понятия «Программное обеспечение».

 

 

Физическая разминка
Цель: снятие физического напряжения.

Педагог показывает упражнение: вращение плечами поочередно, хлопок ладонями перед собой.

Выполнение упражнений разминки.

Музыкальная композиция из м/ф «Мадагаскар»

Проведение деловой игры «Рекламное агентство».

1. Обозначение деловой игры: разбивка на отделы: радиорекламы, телерекламы, сувенирной продукции.

 

Слайды:
– название агентства «Апельсин»;
– название отделов;
– определения для терминов «постер», «радиоспот».

Цель: развитие творческих способностей обучающихся через создание бумажной модели постера, ролика, текста радиообъявления.

2. Определение заданий для групп:

Оформление постера, видеоряда для телерекламы мультфильма «Мадагаскар – 2», написание текста дл радиоспота.

 

 

 

 

Оборудование:

 

1-я группа: создание текста для радиоспота;

 

1-я группа: лист с опорными словами, фломастеры, лист А3.

 

2-я группа: создание подарочного постера для м/ф «Мадагаскар–2»;

 

2-я группа: лист А2 с тонированным фоном, картинки – герои мультфильма, фломастеры.

 

3-я группа: нарезка видеокадров из ленты кадров для телерекламы в транспорте.

 

3-я группа: лента из 11 кадров, ножницы, степлер.

 

3. Введение понятий постер, радиоспот.

 

 

 

4. Просмотр полученных результатов, подведение итогов игры.

 

 

Работа с конспектом.

Педагог раздаёт обучающимся бумажный вариант сформированного электронного конспекта по теме занятия и задаёт вопросы по конспекту.

Ответы обучающихся с опорой на конспект.

 

Цель: акцентирование внимания обучающихся на понятиях компьютер, программное обеспечение.

Педагог акцентирует внимание обучающихся на инструментах, которые они использовали, и задаёт вопрос: «Какой инструмент вам помог бы сделать проект быстрее и лучше?».

Ответ: с помощью компьютера.

 

 

Уточнение ответа с опорой на конспект.

Ответ: с помощью программного обеспечения.

 

 

Педагог знакомит с видами программного обеспечения.

Просмотр слайдов презентации.

Презентация:
Слайды:
– ПО пользователя ПК;
– ПО для работы с компьютерной графикой;
– ПО для видеомонтажа на ПК.

 

Анонс Академии компьютерного гения. Просмотр Flash-мультфильма.

Просмотр Flash-мультфильма.

– Академия компьютерного гения;

 

 

 

– Подарок.

Подведение итогов занятия.

Вопросы к обучающимся:

Ответы обучающихся.

 

 

1. Расшифруйте аббревиатуры: ПО, ЭВМ, ПК.

 

 

 

2. Что запомнилось больше всего сегодня на занятии?

 

 

Цель: выполнение рефлексии проведенного занятия.

3. Обратная связь: у вас на столах находятся карточки весёлого и грустного смайла, возьмите карточку с весёлым смайлом, если вам захотелось изучить возможности современных программ. А если это вам пока не интересно, то возьмите карточку с грустным смайликом.

Положительный ответ – показывают карточку весёлого смайла, иначе – карточку грустного смайла.

Карточки-смайлы.

 

Педагог благодарит детей за занятие.

 

 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Литература:

  1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. Учебное пособие для студентов ВУЗов – М.: Изд. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004. – 237с.
  2. Гин А. Приёмы педагогической техники. Пособие для учителя – М.: Вита-Пресс, 2002. - 87 с.
  3. Слепченко К. Macromedia Flash Professional 8 на примерах - СПб: «БХВ-Петербург», 2006. - 400 с.: ил.