Интегрированное мероприятие (история + математика)

Разделы: Математика, История и обществознание


Мероприятие проводится на основе компьютерной игры «Следопыты. Тайна пирамиды». В игре принимают участие несколько команд из пятых классов, которым заранее предлагаются темы на повторение по математике и инсценировка любого мифа древнего Египта. Роли следопытов играют старшеклассники.

Цель мероприятия:

  • развивать у учащихся познавательный интерес к математике и истории древнего Египта;
  • расширять кругозор учащихся;
  • показать взаимную связь общественного развития с развитием науки того времени;
  • способствовать формированию единого, а не фрагментарного, представления у учащихся о развитии человеческого общества в древнем Египте;
  • прививать уважение к достижениям человеческого гения, создавшего математику, – универсальный метод описания самых разнообразных явлений природы;
  • развивать восприятие красоты и гармонии математических законов.

Задачи данного мероприятия:

  • пропаганда знаний о культуре и жизни древнего Египта;
  • научить применять знания, полученные на уроках математики, в нестандартных ситуациях;
  • пробудить интерес к истории древнего Египта;
  • вызвать у детей душевный отклик;
  • познакомить учащихся с культурными памятниками древнего Египта;
  • способствовать развитию творческих способностей учащихся;
  • воспитывать интерес к исторической и математической науке, уважение к математическим достижениям древних египтян;
  • на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания, вызвать интерес к изучению истории и математики.

Оборудование: презентации, раздаточный материал, театральные декорации, технические средства.

Форма мероприятия: интеграция истории и математики.

Ход игры

Ведущий: Добрый день, дамы и господа, приглашаем вас в путешествие в сказочную страну Египет.

На фоне презентации «Египетские пирамиды» дается краткая историческая справка о стране.

Страна Пирамид полна неразгаданных тайн, и историки всего мира стремятся к их разгадкам.

И вот однажды…

Идет заставка игры «Следопыты. Тайна пирамиды».

Ведущий: Как видите, профессор попал в беду. Чтобы его спасти и вернуть украденные реликвии, следопытам нужна ваша помощь! Но прежде чем согласиться, вы должны помнить, что силы Хаоса не дремлют! Вы можете встретиться с гигантскими крокодилами, должны будете пересекать бездонные пропасти и разговаривать с древними богами. Если вы согласны, то громко хлопните в ладоши и следопыты будут здесь, чтобы вместе с вами разгадать тайну пирамиды.

Следопыты: Ребята, в глубине пирамиды мы нашли папирус, исписанный какими-то непонятными знаками. Мы решили, что это зацепка к тому, чтобы отыскать профессора. Жаль, что мы сами не можем прочитать их, но мы знаем, что в Каире живет антиквар Рамзес, который владеет древнеегипетским языком. Давайте узнаем у него, что записано в этом свитке.

Рамзес: (спал) О, клиенты! Я не слышал, как вы вошли. Вы застали меня в врасплох… Когда тебе пять тысяч лет, надо много отдыхать.

Следопыты: Пять тысяч лет! Если вы такой древний, не могли бы вы прочитать этот свиток?

Рамзес: Свиток говорит о древнем зле. Тот, кто похитил профессора, затеял неладное. Он хочет освободить мощь Сета – древнеегипетского воплощения Хаоса.

Следопыты: Как его остановить?

Рамзес: Легенда гласит, что древние создали таинственное место. Тот, кто войдет туда, получить силу остановить Сета. Свиток говорит, где расположено это место силы. Но надпись сделана древним кодом. Я не могу читать ее без каироглифов.

Следопыты: Каироглифы, что это такое?

Рамзес: Древние куски керамики с символами на них. Принесите мне 38 каироглифов, и я расшифрую первую часть.

Следопыты: Но где же нам найти эти Каироглифы?

Рамзес: Вы же следопыты, а не я. Но это не сложно. К счастью, этот район богат каироглифами. Все собирают их.

Следопыты: Рассчитывайте на нас!

Рамзес: Я думаю, вам должно повезти.

Следопыты: С чего начнем поиски?

Следопыты: А вот магазин ткани, давайте спросим здесь.

Следопыты: Ребята, неужели в этой одежде спрятаны Каироглифы.

Продавец: Одежда? Это ткани. Они прекрасны. Их заказывают по всему миру. Но заказы приходят в виде дробей, которые записаны на доске. Чтобы получить каироглиф, вам надо помочь мне верно отмерить ткань.

Команды решают 4 примера с обыкновенными дробями и 5-е задание с египетскими дробями (приложение 1).

Инсценировка мифа древнего Египта.

Следопыты: У нас только 10 каироглифов, а надо 38. Пойдемте искать дальше. Я видел здесь кофейню «Кафи», может быть там нам тоже помогут?

Следопыты: Слушай, парень! О, извините сэр. Мы ищем Каироглифы. Не подскажите где их взять?

Бармен: Вам сегодня везет. Я захватил свою коллекцию с собой. Помогите официанту выполнить заказ, и я дам вам 10 каироглифов. Прочитайте заказ на доске, затем поставьте чашки с нужным ответом на поднос официанту, чтобы сумма чисел на них равнялась ответу.

Команды решают 4 примера с десятичными дробями и 1 египетский пример (приложение 2).

Инсценировка мифа древнего Египта.

Следопыты: У нас уже 20 каироглифов, осталось 18. Продолжим поиск? А вот и строитель, может быть он поможет нам.

Строитель: Так, кто тут у нас? Я слышал, вы ищите Каироглифы. Вы пришли куда надо. Прочтите текст, затем вставьте камни с пропущенными словами в нужное место. За каждый верный текст вы получите каироглиф.

  • Геб, древнеегипетский бог земли, завидовал власти бога солнца Ра над небесами. Он думал, что Ра хранил особые секреты в алмазном сундуке. Однажды ночью, пока Ра плавал, Геб ворвался в жилище Ра и открыл сундук. Ядовитая кобра выскочила и обрызгала Геба ядом. Геб сильно обжегся. Когда Ра вернулся, он нашел Геба лежащим на полу. Используя пучок своих волос, Ра собрал яд с Геба и спас его. Геб больше никогда не лез туда, куда не надо.
  • Себек был богом крокодилов Нила. Во время правления 13-й династии в Древнем Египте жители столицы украшали живого крокодила ювелирными украшениями: золотыми серьгами и другими драгоценностями. Этому животному, которое называли Петесукос, позволялось бродить по городу. Люди надеялись, что если Себек увидит Петесукоса, то принесет им добрую волю правителей Египта и защиту от потопов.
  • Одно из самых загадочных сооружений когда-либо построенных – это Великий Сфинкс. Говорят, что на нем изображено лицо правителя того времени, Кафре, который правил более 4000 лет назад. Его тело имеет форму гигантского льва. Сотни лет спустя, греки придумали историю о монстрах с головами людей и телом животных, возможно, под впечатлением от этой огромной статуи. Одна из самых известных – это загадка Сфинкса.
  • Древнеегипетский богом мудрости был Тот. Древние египтяне верили, что Тот научил их делать отметки на глине, чтобы общаться. Египтяне использовали картинки, нарисованные на глиняных табличках, чтобы рассказать свои истории. Теперь эти пиктограммы мы называем «иероглифы». Иероглифами исписаны многие внутренние стены храмов и пирамид в Египте. Они рассказывают историю этой древней земли и ее народа.
  • Многие древние египетские боги имели черты лица животных. Например, бог Вепвавет изображен с головой волка. Когда Ра каждую ночь проплывал через опасности преисподней, именно Вепвавет стоял на носу лодки и смотрел вперед. С помощью своего острого зрения, приспособленного к темноте ночи, Вепвавет тщательно охранял ночные путешествия Ра.

Следопыты: Итак, у нас уже 28 каироглифов. Осталось только 10. Может быть, зайдем на почту?

Почтальон: Хвала Аллаху, вы здесь. Клиенты со всего мира, ждут рекламные проспекты о нашей стране. А тексты как назло перепутались. Если вы поможете мне, то получите каироглиф за каждый восстановленный текст.

Текст 1.

  • В египетской письменности употреблялось более 750 иероглифов. Их вырезали на камне и дереве, но основным материалом для письма служил папирус.
  • Писали на папирусе концом заостренной тростинки. Папирус свертывали в трубку – свиток; такие свитки были древними книгами.
  • Когда быстро писали тростинкой, то округляли углы иероглифов. Так постепенно вырабатывались более простые знаки.

Текст 2.

  • Благодаря труду людей возникла арифметика. Египтяне знали дроби и умели производить арифметические действия.
  • Чтобы обозначить миллион, они рисовали человека, поднявшего руки от удивления перед таким большим числом.
  • Для рытья каналов, деления поля на участки приходилось измерять линии, площади и объемы. Отсюда возникла геометрия, что означает «измерение земли».

Текст 3.

  • Египтяне заметили, что перед разливом звезды на небе занимают одно и то же положение. Из этих наблюдений зародились первоначальные знания по астрономии.
  • Они даже составили карту звездного неба. Однако считали, что движением небесных тел управляют боги. Созвездия они представлял себе в образах людей, животных и фантастических существ.
  • Поэтому на карте неба изображены различные фигуры.

Текст 4.

  • На основе своих астрономических знаний египтяне составили календарь.
  • Время от начала одного разлива до начала другого считалось годом, который делили на 12 месяцев.
  • По подсчету египтян, в году было 365 дней. День они делили на 12 часов, ночь – тоже.
  • Египтяне изобрели солнечные и водяные часы.

Текст 5.

  • Египтяне хорошо знали внутреннее строение человеческого тела и значение сердца в жизни человека.
  • В Египте говорили: «Тайна врача – знание хода сердца». Определяя болен ли человек, врачи слушали пульс.
  • Они знали целебные свойства многих растений. Сохранились бронзовые инструменты, которыми врачи делали операции.

Ведущий: Итак, вы собрали нужное количество каироглифов. Теперь самое важное – их расшифровать. Сложите каироглифы так, чтобы получилось изречение известного ученого о математике (красные каироглифы) и истории (синие каироглифы). Только в этом случае силы зла отпустят профессора.

Пока учащиеся собирают изречения, всем остальным предлагается презентация «Науки в Древнем Египте (приложение 3).

Появляется профессор, замотанный веревками.

Следопыты: Профессор, что с вами?

Профессор: Меня завязали особыми египетскими узлами. Чтобы их развязать, нужно выполнить еще одно задание.

Ведущий: Ребята, измерьте длину веревки и переведите ее в египетскую меру длины. Для этого используйте подсказку «Меры длины в Древнем Египте» (приложение 4). Поднятая рука известит о том, что задание выполнено. Удачи вам, друзья!

Веревку берем длиной 71 см. В египетских единицах получается: 1 локоть, 2 ладони и 2 пальца.

Инсценировка мифа древнего Египта.

Ведущий: Ребята, вы с честью прошли все испытания. Показали хорошие знания по математике, узнали много нового об истории Египта. А самое главное, вы были преданными друзьями, и, помогая следопытам, не оставили профессора в беде.

Это путешествие не последнее, и в следующем году вас ждут новые приключения по древним государствам.

Используемые материалы:

  1. Компьютерная игра «Следопыты. Тайна пирамиды».
  2. Интернет, где добывалась информация для презентации.