Урок информатики в 9-м классе по теме "Массивы"

Разделы: Информатика


Цель урока: учить составлять программы для организации данных в языке BASIC.

Проблема: какой вид циклического алгоритма необходим для организации данных в языке BASIC.

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

II. Повторение.

- 1 четверть мы посветили программированию различных видов алгоритмов.

- Что такое алгоритм? (строгий порядок действий, приводящий к поставленной цели)

- Виды алгоритмов? (линейный, разветвляющийся, циклический)

- Какой алгоритм называется циклическим? (где действия повторяются пока истинно условие)

- Виды циклического алгоритма? («пока» и «для каждого»)

- Что можете рассказать о цикле «для каждого»:

- Тело цикла выполняется определённое количество раз.

Задача №1:

Найти сумму N первых чётных натуральных чисел и вывести значения каждой суммы.

(МОЖНО ПРОВЕРИТЬ ЗА КОМПЬЮТЕРАМИ)

III. Изучение нового.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с организацией данных в BASIC.

- Цель урока:…

- Проблема

«Данные хороши тогда,
Когда они хорошо организованны»

- Что такое данные? (информация, представленная в цифровой форме и обрабатываемая на ЭВМ)

- Какие действия мы можем совершать с данными?(хранить, копировать, удалять, изменять, организовывать и т.д.)

- Один из удобных способов организации данных – это таблица (прямоугольные и линейные), а в программировании – массив.

- МАССИВ – это набор переменных одного типа, объединённых одним именем.

- Любой массив состоит из пронумерованной последовательности элементов.

- Номера элементов – индексы.

- Каждый элемент (переменная) обладает именем и значением, то есть массив – это переменная с индексом.

- Обозначается массив: ИмяМассива(индекс)→ А(5)

- После объявления массива для его хранения в памяти ЭВМ отводится место. Такое указание даётся командой DIM (от англ. DIMENSION - размерность).

- мы должны указать имя, а так же – в скобках – число её строк и столбцов.

R: 20 DIM G(23) – линейная таблица из 23 элементов.

30 DIM H (5,6) – двумерная таблица из 5 строк по 6 чисел в каждой.

- Одной командой DIM можно описать несколько таблиц:

R: 20 DIM G(23), DIM B(9,6), DIM S(6)

Задание №2:

Дана двумерная таблица А(4,9).

Определите: А(1,2), А(4,8), А(4,7), А(3,6), А(2,4), А(1,9), А(2,9).

- А теперь, давайте выясним, какова же роль циклического алгоритма, а именно какого … для организации данных?

Задание №3:

Заполнить таблицу (линейный вариант), состоящую из N элементов.

10 DIM A(N)
20 FOR I=2 TO N
30 INPUT A(I)
40 NEXT I
50 PRINT A(I)

- Что будет делать ЭВМ? (будет последовательно запрашивать N чисел, помещая их на соответствующие место в таблице)

- Двумерные массивы мы рассмотрим подробно на следующем уроке.

- Вернёмся к проблеме урока – помогает последовательно заполнять каждую ячейку таблицы.

IV. Первичное закрепление

Задание №4:

Составить программу с комментариями для вычисления суммы всех элементов линейной таблицы (одномерного массива), состоящей из 20 элементов.

V. Итог урока

- Как можно организовать данные на ЭВМ? (в виде таблицы: линейной или прямоугольной)

- Как на языке программирования называют таблицу? (массив)

- Что такое массив? (это …)

- Какие виды массивов бываю? (одномерные и двумерные)

- Какой алгоритм помогает организовать массив? (цикл)

VI. Домашнее задание.

- записи учить;

- подготовиться к диктанту по командам.

Презентация.

Приложение.