Урок обществознания в 9-м классе по теме "Всеобщая декларация прав и свобод человека"

Разделы: История и обществознание


Тема: «Всеобщая Декларация прав и свобод человека».

Цели урока:

  • объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира;
  • сформировать  уважительное отношение школьников к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их;
  • закрепить знания о правовом статусе личности в РФ и сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, закрепленных Декларацией.

Оборудование: текст Всеобщей декларации прав человека.  Конституция РФ,  мультимедийное сопровождение (Презентация)

ХОД УРОКА

Вступительный рассказ учителя. С древнейших времен люди, как только стали жить в обществе, пытались упорядочить свое существование. Были введены табу (запреты) на  те или иные действия, что помогало распределять обязанности и пользоваться правами всем членам древнего общества. Потом эти табу стали закрепляться письменно и обрели форму законов. Испокон веков, люди пытались узаконить свои права и обрести свободу. Философы Древнего мира, Нового времени и современности, лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. По их мнению, права человека естественны, т.е. принадлежат ему от рождения.  Источником прав человека является сам человек.  Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить. Они также универсальны, т.е., применимы к людям во всем мире.  Самым ярким примером  нарушения прав человека является  Вторая мировая война (напомнить об ужасах войны). Поэтому после окончания войны была образована ООН, целью которой является поддержание мира и безопасности. С этого момента начал подготавливаться документ о правах человека.

1 слайд

– В 1948 году активистом в области прав человека, вдовой экс – президента США Франклина Рузвельта Элеонорой Рузвельт был подготовлен специальный документ, провозглашающий права человека – Всеобщую Декларацию прав человека.

2 слайд

– Элеонора Рузвельт называла этот документ «Великой Хартией вольностей» для всего человечества».

3 слайд

Над проектом этого документа работали следующие люди... (обратить внимание учащихся на доску и на то, что в работе участвовали представители всех континентов).

4 слайд

– 10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи  ООН была принята Всеобщая Декларация прав человека. (Показать документ)

5 слайд

– Все народы и все государства, каждый человек и каждый орган власти должны постоянно иметь в виду эту Декларацию, стремиться к ее выполнению – так было решено на той исторической Ассамблее.

– Ребята, как вы думаете, что является основной мыслью этого документа? (Выслушать ответы учащихся).

6 слайд

– У каждого человека на земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира, – вот основная мысль документа.

7 слайд

– Ребята, обратите внимание на эмблемы, которые вы видите.  Голубь с веткой – это символ мира, другой символ – это символ материнства. Где царит мир, там соблюдаются права человека, там взрослые и дети счастливы.

8 слайд

– А теперь я хочу вас познакомить со статьями  первой и второй. (Попросить учащихся прочитать содержание статей и прокомментировать их смысл, учитель по необходимости корректирует ответы учащихся)

9 слайд

– Мы с вами познакомились только с первыми статьями.  Сколько же их в этом документе?  Из чего он состоит?
– Он состоит из преамбулы (краткого вступления), где говориться о том, чем руководствовались составители и основного раздела, который состоит из 30 статей.

10 слайд

– Какие же бывают права и свободы? Давайте вместе прочитаем. (Учащиеся читают хором):

  • Гражданские;
  • Культурные;
  • Политические;
  • Экономические.

– Как вы думаете, что такое политические права? (Выслушать ответы)

11 слайд

– Давайте проверим, верно ли мы ответили (сверяем ответы, комментарии детей и учителя). А теперь откроем Текст Конституции и попытаемся назвать политические права и свободы... (Работа с текстом Конституции, выслушиваются ответы учащихся)
– А что такое социальные права? (Выслушать ответы)

12 слайд

– Давайте снова сверим ответы (сверяем ответы, комментарии детей и учителя). Работа с текстом Конституции.
– Ребята, назовите пожалуйста, как вы понимаете следующую фразу «Нормальные условия труда учителя»? (Выслушать ответы)
– Скажите пожалуйста, бывают ли случаи, когда вы нарушаете право учителя на труд в нормальных условиях? (Ответы учащихся)
– Что надо сделать для того чтобы условия труда учителя были нормальными? (Ответы учащихся)

13 слайд

– Ребята, хочу обратить ваше внимание на еще одну очень важную статью 15. (Учащийся зачитывает вслух, несколько человек комментируют, учитель вносит поправки)

14 слайд

– А если ваши права будут нарушены, то вы имеете право обратиться в суд по правам человека.

15 слайд

– Комиссаром по правам человека является Томас Хаммарберг.

16 слайд

– Посмотрите пожалуйста на экран и скажите, какие права человека вы знаете и какие изображены на экране. (Ответы учащихся, комментарий учителя)

17 – 21 слайды

Работа по правам человека. (Ответы учащихся, комментарий учителя)

– Ребята, таким образом, мы выяснили, что у нас есть очень много прав, а имеет ли кто-то право ограничивать наши права? (Ответы учащихся, комментарий учителя)
– А имеем ли мы право слушать громко музыку в 12 часов ночи? (Ответы учащихся)
– Кто ограничит наше право в этом случае? (Ответы учащихся)
– Верно, мы сами, закон, наша совесть, правила морали, уважение к другим. Поэтому во Всеобщей Декларации есть еще одна очень важная статья 29. (Обратить внимание на следующий слайд)

22 слайд

3 ученика по очереди зачитывают текст  статьи  по пунктам и дают комментарии.

– Правильно, мы должны не только пользоваться своими правами, но и выполнять обязанности по отношению к государству, к гражданам, к самому себе.

23 слайд

– А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, что Всеобщая Декларация прав человека не единственный международный документ. Назовите пожалуйста еще международные документы. (Учащиеся называют их)
– А какой главный документ в нашем государстве? (Конституция РФ)
– В каком году она была создана? (в 1993г.)
– На основе Конституции РФ созданы другие законы и нормативно – правовые документы РФ, которые не противоречат Конституции РФ, а Конституция РФ не противоречит – Всеобщей Декларации прав человека. В других государствах существующие конституции также созданы на основе Всеобщей Декларации прав человека.

24 слайд

– И в заключение я хочу вам сказать, что Всеобщая Декларация прав человека – это общечеловеческий идеал (образец) права, к которому должны стремиться все народы и все государства.

– А теперь давайте подведем итоги:

– Какому документу был посвящен сегодняшний урок?
– Назовите дату его создания?
– Назовите его структуру?
– Какие виды прав вы знаете?
– Какими правами вы пользуетесь сейчас?
– Какая организация занимается защитой прав человека?
– Какие международные документы, кроме Декларации вы можете еще назвать?
– Сегодня мы также говорили о том, что там, где мир, там соблюдаются права человека, там он счастлив. Я попрошу вас вспомнить мультфильм про кота Леопольда, и сказать друг другу следующую фразу: «Давайте жить дружно!».

Записывается домашнее задание: параграф 36, эссе по одному из высказываний в конце параграфа.

– Спасибо за урок. До свидания!