Система подготовки к ЕГЭ по математике

Разделы: Математика


Наша школа, как участник эксперимента, принимает участие в ЕГЭ по математике с  2002 года. Но этот учебный год – первый, когда не работает система оценки «плюс один». Тем более не секрет для всех, что в десятый класс отбора по способностям к предметам в сельской школе нет, то есть, обучаем всех и выпустить учеников из школы необходимо по максимуму. И здесь ответственность учителя возрастает многократно.

С чего начинаем подготовку?

С изучения ежегодного письма Департамента образования Новосибирской области «О результатах сдачи ЕГЭ по математике», где проводится анализ экзамена, рассматриваются слабые места в подготовке школьников и даются возможные рекомендации.    

Некоторые из таких рекомендаций:

  • целенаправленно искать оптимальные подходы к организации самостоятельной работы учащихся;
  • работать над систематизацией и обобщением материала, расставлять акценты в значимости материала, добиваясь тем самым главной цели: сформировать умения школьников самостоятельно добывать знания и использовать их в несколько изменённой ситуации.

И здесь уместно вспомнить известных дидактов Выготского и Гальперина:

  • знания усваиваются только в ходе собственной работы с этими знаниями;
  • организовывать собственную самостоятельную работу каждого ученика с подлежащим усвоению этим конкретным учеником материалом;
  • так организовать обучение, чтобы ученик  понял, какой материал подлежит усвоению и каким образом с ним работать;
  • так организовать собственную самостоятельную работу, чтобы каждый шаг ученика был подконтрольным учителю;
  • перейти постепенно от пошагового контроля к самоконтролю.

В связи с этим изучение нового материала в каждом классе (не только в выпускном) начинаю  с фиксирования основного содержания материала и способов работы с ним в краткой схематической форме, удобной для использования,- алгоритмы (6 класс – «Действия со знаками», 7 класс – «Решение уравнений», 8 класс – «Сокращение дробей», «Умножение и деление дробей», «Сложение и вычитание дробей», «Решение квадратных и дробно - рациональных уравнений», 9 класс – «Решение неравенств второй степени», 10 класс – «Применение производной»).

Первичное закрепление – работа по определению, по прямому применению теории; решение большого числа однотипных упражнений с целью «набить» руку. Но здесь главное – вовремя остановиться, иначе процесс становится механическим, бездумным. Кроме того, подвожу постепенно  учеников к мысли, что им необходимо самостоятельно разбираться в формулировках заданий и определять последовательность работы, ведь одно из слабых мест при выполнении теста – неумение разобраться в условии. И,  если в 7,8 классах вся работа носит только подготовительный характер, то в выпускных -  это конкретная работа.

Во-первых, в 10 классе у нас в школе переводной экзамен проходит в формате ЕГЭ. Были составлены по материалам прошлых лет тематические подборки по всем изученным в 10 классе темам по всем трём частям (А, В и С), тестовые работы только по программе 10 класса. В течение учебного года в 11 классе на уроках закрепления, контроля используются не только материалы учебника, но и обязательно материалы ЕГЭ, которые тоже оформлены в виде подборок, причём по возможности используются различные формулировки заданий. Использую подборку материалов по тематическому повторению в газете «Математика» - лекции с основными положениями теории и тренировочными заданиями вместе с контрольными разного уровня сложности.

Во-вторых, основная работа по непосредственной подготовке к экзамену начинается в ходе обобщающего повторения. Каждая тема даётся в сжатом виде с основными акцентами – базовыми, составляется краткий справочник по этой теме, разбираются типовые задания уровня «А». На каждую тему отводится не более двух уроков. Основная отработка заданий части «А» ведётся на комплексных работах, когда заканчивается обобщающее тематическое повторение.

Третья составляющая – выполнение вариантов ЕГЭ прошлых лет, демоверсий текущего года, варианта пробного экзамена, работа по сборникам «Варианты ЕГЭ» текущего года. Здесь главное – контроль и учёт. Каждый ученик имеет собственный лист учёта выполненных заданий. Имеются такие листы и у учителя. В течение 2-3 уроков ученики самостоятельно выполняют работы с обязательной фиксацией результатов. Те задания, которые «западают» у большого числа учеников, подробно разбираются со всем классом и даются аналогичные  на контроль. Кроме того, со всем классом разбираем те задания части В, которые в принципе может решить большинство. Далее идёт индивидуальная дифференцированная работа. Задания части В (нестандартные) и С разбираются только с теми учениками, которые почти не делают ошибок в базовой части. Остальные «набивают» руку на части А, чтобы гарантированно в классе и дома получить балл, необходимый для получения тройки. Систематически даются контрольные тесты на оценку с соблюдением временных рамок. Кроме того, показываются рациональные подходы к решению некоторых заданий: выбор ответа через проверку или методом исключения.

Четвёртая составляющая – психологическая. Необходимо не допускать нервозности, не нагнетать психоз, но требовать обязательности, исполнительности, самостоятельности. Каждый ученик должен иметь адекватное представление об уровне собственной подготовки по предмету независимо от своих способностей; знать свои пробелы в знаниях и стремиться их устранить; быть готовым к длительному самостоятельному занятию предметом, уметь объяснить каждый шаг своего решения, выстраивать свои индивидуальные ассоциации по подходам к решению, вносить дополнения в свой индивидуальный справочник.

Обязательно нужно учить стратегии выполнения работы, правильно распределять своё время при выполнении работы, уметь концентрироваться на выполнении работы, что достигается настойчивыми тренировками.

И ещё некоторые рабочие моменты, которые взяты за правило в работе в выпускных классах:

  • отказ от любой фронтальной работы. Вместо устной фронтальной работы - диктанты, срезы по формулам, алгоритмам, заданиям базового уровня с обязательной оперативной проверкой, взаимопроверкой, самопроверкой, с последующим анализом ошибок и их классификацией: не знаю, невнимательность, небрежность или не понимаю;
  • необходимое условие – знание теории, поэтому у каждого ученика имеется свой индивидуальный справочник с кратким изложением основных теоретических положений, куда вносятся индивидуальные дополнения;
  • на каждом уроке обязательно  проверяется домашнее задание;
  • часто применяются работа в парах, группах, взаимообучение;
  • работа с комплексными тестами начинается не позднее января.

Экзамен не должен стать для выпускника испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнётся подготовка к экзамену, тем легче пройдёт сдача экзамена. Подготовка – это не только натаскивание и отработка заданий прошлых лет, а

  • использование тестовой формы контроля на уроках обобщающего повторения не только в выпускных классах;
  • изучение программного материала с включением заданий тех типов и в той форме, что и в ЕГЭ;
  • работа над устранением пробелов в знаниях.

Предлагаемая система подготовки к ЕГЭ по математике позволяет получить высокие результаты.

Результаты ЕГЭ по математике в МОУ Яркульской СОШ

Год

Количество
учащихся

«5»

«4»

«3»

«2»

Успев.
%

Качество
%

2002

2

-

2

-

-

100%

100%

2004

1

-

1

-

-

100%

100%

2005

1

1

-

-

-

100%

100%

2006

4

1

1

2

-

100%

50 %

2007

6

-

4

2

-

100%

67 %

2008

10

1

7

2

-

100%

80 %