Урок русского языка в 3-м классе (1—4) по системе Л.В. Занкова по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ УРОКА:

  • подвести учащихся к выводу о способе проверки слов с непроизносимыми согласными;
  • формировать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными, подбирать однокоренные слова;
  • развивать: речь, фонематический слух, орфографическую зоркость, оперативную память, логическое мышление, навык самоконтроля, умение работать в паре и самостоятельно;
  • обогащение словарного запаса.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Учащиеся оформляют запись в тетради ( число, классная работа).

Учитель начинает урок с чтения стихотворения

Мама сказала: «Ты мне услужи:
Вымой тарелки, сестру уложи,
Дрова наколоть не забудь, мой сынок,
Поймай петуха и запри на замок».

Сестрёнка, тарелки, петух и дрова
У Лемеле только одна голова!
Схватил он сестрёнку и запер в сарай.
Сказал он сестрёнке: «Ты здесь поиграй!»

Дрова он усердно помыл кипятком,
Четыре тарелки разбил молотком.
Но долго пришлось с петухом воевать:
Ему не хотелось ложиться в кровать.

Учитель.  Удалось ли мальчику выполнить мамино поручение?

- Почему у него ничего не получилось?

(Ответы  уч-ся: У Лемеле ничего не получилось, потому что он не следовал тем правилам, о которых говорила мама)

Учитель:

- Значит, чтобы не попасть в смешную ситуацию надо быть внимательным и чётко следовать правилам, ведь правила нам помогают в жизни.

- А на уроке русского языка могут нам помочь? Как?

(Ответы  уч-ся: Правила помогают нам грамотно писать.)

2. Тема урока

НА ДОСКЕ:  весть, известие, вестник, известный, известно.

Учитель:

- Прочитайте вслух слова ,   написанные на доске.

- Прислушайтесь, как вы произносите эти слова?

- Что интересного вы заметили?

(Уч-ся:  В одних произносится звук ( т), в других нет.)

Учитель:

- Какой возникает вопрос?

(Уч-ся:  Почему  не во всех словах произносится звук(т)?)

Учитель:

- Назовите тему нашего урока?

(Уч-ся:  Непроизносимые согласные.)

Учитель:

- Наша задача: выяснить, когда пишутся непроизносимые согласные, а когда нет.

Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.

- Распределите слова на две группы, запишите их в тетради.

(Уч-ся  записывают слова по группам в тетрадях и на доске:

1 столбик

2 столбик

весть

вестник

известие

известный

 

известно

)

Учитель:

- Какие у вас есть догадки, предположения от чего зависит написание непроизносимых согласных?

(Уч-ся: написание непроизносимых согласных  зависит от написания приставки)

- А как же слово ВЕСТЬ? Приставки в слове нет, а буква   «Т»  пишется.

- Где стоит непроизносимый согласный?

(Уч-ся:   Между  двумя согласными  буквами.)

- Подчеркните соседей буквы «Т» . Что заметили?

(Уч-ся:   Во втором столбике буква «Т» стоит между двумя согласными буквами, а в 1-ом нет.)

Учитель:

- Значит, когда согласные не произносятся?

(Уч-ся:   Когда стоят между двумя согласными.)

3.Работа по учебнику А.В. Поляковой «Русский язык».

Учитель:

- Откройте учебник на стр.115, найдите упр. № 226. Прочитайте задание к упражнению и выполните его в тетрадях самостоятельно.

- Прочитайте правило.

Учитель:

- Итак, мы выяснили, что раз согласные не произносятся, то будет проблема в их написании.

- Какой возникает вопрос?

(Уч-ся:    Можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными?)

Учитель:

- Чтобы ответить на этот вопрос, выполните упр. № 227.

(Уч-ся выполняют упражнение и формулируют правило, а затем читают это правило по учебнику и сравнивают со своим выводом.)

4. Физминутка

Учитель:

- Встаньте около своих парт, руки поставьте на пояс.

- Я буду показывать карточки со словами на разные правила.  Если я покажу слово ,в котором есть непроизносимая согласная, вы делаете наклон вперёд. Если в слове нет непроизносимой согласной, то вы делаете 2 поворота туловища влево, вправо.

(Учитель показывает карточки со словам:  ШАЛАШ,  УСТНЫЙ,  СУГРОБ,  РУКАВ, ЛУГ, СЧАСТЛИВЫЙ, ЗЕМЛЯ, ТОПОЛЬ, ЗАВИСТЛИВЫЙ, СВЁКЛА, ПОБЕДА, ГРУСТНЫЙ, ДУБЫ, ТУЧА, ЦВЕТ, СЕРДЦЕ, ОВРАГ.)

5. Словарная работа

Учитель читает загадки:

1. Деревянная дорога
Вверх идёт она  отлого
Что ни шаг, то овраг.

2. Первоклассник, первоклассник
Нарядился, как на . . .

(Уч-ся называют отгадки: лестница, праздник.)

- Как узнать, пишется в этих словах непроизносимая согласная или нет?

(Учащиеся пытаются подобрать проверочные слова и делают вывод, что нельзя.)

- Что же делать?

(Уч-ся:  Нужно узнать о правильном написании этих слов в словаре и запомнить, как они пишутся.)

- Напишите эти слова в тетрадке, соблюдая все правила чистописания. Подчеркните орфограмму. Со словом ЛЕСТНИЦА составьте и запишите предложение.

(Уч-ся  записывают  предложение. Например: Мальчик поднялся по крутой лестнице на второй этаж.)

Учитель:

- Подчеркните в предложении главные члены, укажите, какими частями речи они выражены.

- Подберите однокоренные слова к слову ПРАЗДНИК, выделите корень.

(Уч-ся записывают в тетрадях, а потом на доске слова: праздничный, праздновать, отпраздновать.)

6. Развитие речи

Учитель:

- Подберите синоним и антоним к слову ПРАЗДНИК.

(Ответы уч-ся: торжество, будни.)

Учитель:

- Прочитайте выражения, написанные на доске, объясните их значение:

БУДЕТ И НА НАШЕЙ УЛИЦЕ ПРАЗДНИК

ВЕСТИ ПРАЗДНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

ПРАЗДНИК ПРИДЁТ - ГОСТЕЙ ПРИВЕДЁТ

У ЛЕНИВОГО  ВСЕГДА ПРАЗДНИК

(Ответы уч-ся: наступят лучшие времена, праздный - незанятый работой и т.д.)

- Понравившиеся выражения запишите в тетрадь.

НА ДОСКЕ:

печальный рассказ -

знаменитый писатель -

шумное торжество -

весёлый народ -

хмурые дни -

яркое светило -

удачная находка - 

Учитель:

- Прочитайте словосочетания. Замените подчёркнутые слова близкими по значению (синонимами) с непроизносимой согласной.

(Уч-ся  записывают на доске слова:  грустный,   известный, праздник, радостный, ненастные, солнце , счастливая. Устно подбирают проверочные слова (кроме слова праздник).)

7. Письмо по памяти

Учитель:

- Прочитайте словосочетания,  записанные на доске. Запомните первые слова.

НА ДОСКЕ:

устный ответ

честный поступок

известный артист

радостное событие

поздний час

(Учитель стирает первые слова.)

- Восстановите словосочетания и запишите их в тетрадь.

- Какое словосочетание лишнее? Почему?

(Ответы уч-ся: во всех первых словах словосочетаний  пишется непроизносимая согласная- «Т», в слове «поздний» - «Д»)

8. Работа с карточкой

Учитель:

- Возьмите карточки, которые лежат на парте. Прочитайте задание.

КАРТОЧКА  УЧЕНИКА__________________________

 ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

- Солнце спряталось за частый ельник.

- Грустными стали поля, сады и леса.  

- Растёт ёлочка на радость людям.

- В солнечный день хорошо гулять по лесу.

- Грусть разлилась в осеннем воздухе.

- Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд.

Соедини предложения попарно:

в 1-ом предложении каждой пары должно быть слово с непроизносимой согласной,

во втором – с проверочным к нему.

Подчеркни изученные орфограммы.

Учитель:

- Кто не понял задание?

(Уч-ся выполняют задание на карточке, затем обмениваются ими и проверяют друг у друга правильность выполнения задания.)

9. Итог урока

- Что интересного узнали на уроке?

- Чему научились?

- Как проверить слово с непроизносимым согласным?

Учитель:

Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать, не ясно вам…

Чтобы знать, как писать
Надо слово изменять.
И за звуком непонятным 
Быстро гласную искать.

10. Домашнее задание

Стр.116 упр.№ 228.

- Прочитайте задание. Что непонятно?                                                              

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах, М. Изд-во «Просвещение» 1991.

2. Полякова А.В. Русский язык. 3 класс. Учебник для 3 класса начальной школы. М. Изд-во «Просвещение», 2006.

3. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4-х классов. М. Изд-во «Центр общего развития», 1997.

4. Узорова О.В. и др. Практическое пособие по развитию речи. Аквариум. ГИППВ. 1997.

5. Ундзенкова А.В. Русский с увлечением. Екатеринбург. Изд-во «АРД ЛТД» , 1997.