Конспект урока музыки во 2-м классе "Форма вариаций, рондо"

Разделы: Музыка


Цели:

  1. Закрепить знания учащихся о форме вариаций в разных видах музыкальной деятельности.
  2. Расширить представления учащихся об особенностях формы рондо во взаимосвязи с литературой, живописью.

Задачи:

  • выявить характерные особенности построения народной музыки;
  • развивать творческие способности, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • воспитывать любовь, интерес к музыке, потребность в творческой деятельности.

Музыкальный материал к уроку:

  • «Камаринская» П.И.Чайковского;
  • «Вариации на тему французской песни» В.А.Моцарт;
  • «Рондо-марш» Д.Б.Кабалевский;
  • «Французская народная пастушья песня».
  • Наглядный материал к уроку:

    • плакат с нотной записью пастушьей песни;
    • таблицы музыкальных терминов (вариации, рефрен, эпизод, рондо);
    • «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина с иллюстрациями В.М.Конашевича;
    • портреты композиторов (Чайковский, Моцарт, Кабалевский);
    • музыкальные инструменты: бубны, ксилофон, деревянные ложки.

    Ход урока

    Дети входят в класс под музыку Кабалевского, поют приветствие.

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит разобраться в построении музыкальных произведений и ответить на важный вопрос: можно ли, читая сказку, узнать о форме музыки?

    Учитель: Определите по интонации, какую песню мы сейчас исполнять? (Пастушья песня (французская народная).)

    Учитель: Какая окраска музыки создаёт светлое, утреннее настроение? (Мажор.)

    /Исполняем пастушью песню одноголосно, ориентируясь на нотную запись./

    Учитель: Как можно изменить звучание этой песни, исполнить её в другом варианте? (Двухголосное исполнение, канон.)

    Учитель: Таким образом, мы варьировали пастушью песню, внесли в её звучание свои мысли, своё настроение.

    Учитель: Теперь же мы мысленно перенесёмся в другую эпоху посредством уже знакомой вам мелодии.

    /Дети слушают вариации на тему французской пастушьей песни Моцарта./

    Учитель: Что помогло вам понять это произведение? (Знакомая мелодия французской народной песни.)

    Учитель: Были ли повторы, и что изменялось в музыке? (Мелодия повторялась несколько раз, менялись темп, настроение.)

    Учитель: По стилю музыке догадайтесь, кто написал эту музыку? (Моцарт.)

    Учитель: Из скромной французской мелодии Моцарт создал настоящий фортепианный шедевр, раскрасив эту мелодию в яркие краски. Какую музыкальную форму он использовал для создания этого произведения? (Вариации.)

    Учитель: Сочинение вариаций было любимым занятием Моцарта, он с детства умел легко импровизировать на любую заданную тему. А с какими вариациями на тему русской народной мелодии мы познакомились на прошлом уроке, и кто их автор? («Камаринская», Чайковский.)

    Учитель: Какие ещё произведения Чайковского вам ещё известны? (Цикл «Времена года», балет «Щелкунчик».)

    Учитель: Что поможет нам лучше передать плясовой, задорный характер «Камаринской»? (Музыкальные инструменты.)

    Учитель: А сейчас, ребята, мы сами исполним вариации.

    План исполнения вариаций таков:

    • главная тема - фортепиано;
    • первая вариация – ксилофон;
    • вторая вариация – деревянные ложки;
    • третья вариация – бубен, ложки, ксилофон и фортепиано.

    /Дети с учителем исполняют «Камаринскую» Чайковского на музыкальных инструментах./

    Учитель: Какие изменения произошли с главной темой «Камаринской»? (Звучание стало более насыщенным, инструменты внесли в него живость, темп увеличился.)

    Учитель: Это яркий пример того, как композитор с большой любовью и вниманием относится к народной музыке, наполняя её новыми красками, вдыхая в неё новую жизнь. Сказки Пушкина тоже напоминают русскую народную песню своей красотой, простотой, мелодичностью, ведь строятся они, как музыка, и звучат, как песни. А сейчас, по окончании нашего дальнейшего исследования мы должны ответить на вопрос, поставленный в начале урока: можно ли, читая сказку Пушкина, узнать о построении музыки.

    /Учитель демонстрирует иллюстрацию к одной из сказок Пушкина, которую дети должны узнать./ (Это «Сказка о рыбаке и рыбке».)

    Учитель: Вспомните, ребята, с чего начинается и чем заканчивается эта сказка? Давайте выстроим последовательность событий, о которых повествуется в этой сказке, опираясь на иллюстрации и комментарии к ним.

    /Учитель фиксирует на круглом стенде последовательность из картин./

    Учитель: Есть ли повторяющиеся сцены? (Дед идёт к золотой рыбке.)

    Учитель: А что меняется постоянно? (Прихоти старухи и состояние моря.)

    Учитель: Все события словно идут по кругу. Круг в переводе на французский язык – рондо. Рондо – это такая музыкальная форма, где главная тема (рефрен) повторяется несколько раз, а между её повторами звучат новые фрагменты (эпизоды).

    Учитель: Теперь мы прослушаем «Рондо-марш» Кабалевского, который, как и «Сказка о рыбаке и рыбке», построен в форме круга.

    Учитель: Какое настроение выражает музыка? (Бодрое, энергичное.)

    Учитель: Сколько частей вы услышали в этом марше?

    Учитель: Как называется часть, которая повторялась без изменения? (Рефрен.)

    Учитель: Что общего вы увидели в сказке Пушкина и в музыке Кабалевского? (Сказки Пушкина наполнены народной мудростью и учат добру.)

    Учитель: Сейчас мы исполним песню, посвящая её тем, кто творит добро.

    /Исполняется песня Игоря Лученка «Доброта»./

    Учитель: Что является рефреном в этой песне? (Припев.)

    Учитель: Что вы узнали о построении музыки, вспоминая сказку Пушкина? Какие формы музыки вам ещё известны? (Трёхчастная, вариации, рондо.)

    Итоги урока.