Преподавание курса "Предметно-практическая деятельность в школе для детей с нарушением зрения"

Разделы: Технология, Администрирование школы


Человек, потерявший зрение, живет в мире, который в основном приспособлен для видящего человека. У человека без зрения или с плохим зрением возникает масса самых разных трудностей, причиной которых является недостаток зрительной информации.

Слабость системы образования слепых заключается в недостаточной подготовке детей к жизни в обществе зрячих.  В связи с этим в школах введены коррекционные занятия, работа которых направлена на компенсацию и коррекцию недостатков, связанных со слепотой и слабовидением (коррекционные занятия по развитию социально-бытовой и пространственной ориентировки, осязания, лечебной физкультуре, ритмике, развитию остаточного зрения и предметно – практической деятельности).

Целью занятий курса «Предметно – практическая деятельность» является воспитание духовной культуры, содействие процессу адаптации, профессиональной ориентации в общество детей с ограниченными возможностями здоровья посредством освоения различных видов декоративно – прикладного творчества.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

  • развивать  предметно - практические действия;
  • развивать художественно - творческие способности у детей;
  • воспитывать положительные качества личности учащегося (трудолюбие, настойчивость, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, умение работать в коллективе);
  • формировать организационные умения в труде;
  • раскрывать истоки народного творчества и роль декоративно – прикладного творчества в жизни человека;
  • обучать учащихся технологиям выполнения различных видов декоративно – прикладного творчества;
  • подготовить  учащихся к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях с учетом особенностей состояния здоровья.

Содержание программы строится с учетом физических и зрительных возможностей детей,  интересов, с учетом возрастных и психофизических возможностей.

На занятиях  учащиеся подготавливаются к самостоятельному выполнению определенных трудовых операций по рукоделию без контроля зрения, что дает возможность выработать уверенность в своих силах и способностях к полезной деятельности тотально слепых детей.

Занятие творчеством облегчает процесс самораскрытия, самопознания и самоутверждения  детей, обеспечивает социальную реабилитацию и адаптацию детей с проблемами зрения.

Программа составляется на один год обучения: для 1 - 5 классы по 1 часу в неделю, для 6 - 12 классы по 2 часа в неделю.

В начальной школе предусмотрено знакомство с различными видами декоративно – прикладного творчества, а в среднем и старшем звене освоение техник выполнения одного или двух видов рукоделия в течение учебного года.

Программа состоит из следующих блоков, рассматривающих различные виды декоративно – прикладного творчества:

  • общее знакомство с различными материалами;
  • изонить;
  • бисероплетение;
  • вязание крючком;
  • изготовление декоративных цветов;
  • макраме.

В программе дан примерный перечень блоков по  изучению видов декоративно – прикладного творчества и распределение учебного времени, которые могут быть изменены и отобраны,   в зависимости от состава класса, года обучения, способностей детей  для более доступного  и прочного   усвоения выполнения работ.

Основная форма обучения  –  учебно-практическая деятельность учащихся.

В результате изучения данного курса учащийся независимо от изучаемого блока должен:

  • знать / понимать
    • основные технологические понятия;
    • назначение и технологические свойства материалов;
    • назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений и оборудования;
    • виды, приемы и последователь­ность выполнения технологических операций;
    • влияние раз­личных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
    • профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
  • уметь
    • рационально организовывать рабочее место;
    • нахдить необходимую информацию в различных источниках;
    • выбирать материалы, инструменты и оборудова­ние для выполнения работ; - выполнять технологические опе­рации с использованием ручных инструментов, приспособлений;
    • соблюдать требования техники безопасности;
    • осуществлять доступными сред­ствами контроль качества изготавливаемого изделия;
    • находить и устранять допущенные дефекты;
    • планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
    • распределять работу при коллективной деятельности;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
    • организации индивидуальной и коллек­тивной трудовой деятельности;
    • изготовления или ремонта изделий из различных материалов;
    • создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов;
    • контроля качества выполняемых работ;
    • обеспечения безо­пасности труда;
    • построения планов профессионального образования и трудоустройства.

Данная программа не является окончательной, возможны дополнение её путем разработки блоков с другим содержанием, в зависимости от выделяемых учебных часов и индивидуальных особенностей, обучающихся в классе.

Содержание программы

Блок 1: Знакомство с различными видами декоративно – прикладного творчества. Первый-второй год обучения (начальные классы).

Первый год обучения

Аппликация: Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов. Правила составления аппликации. Размещение на листе бумаги элементов аппликации, их склеивание. Правила безопасной работы с клеем, режущими инструментами. Составление по образцу композиции из геометрических фигур. Технология выполнения многослойной, обрывной, объемной, методом томпования, сюжетной аппликации.

Пластические свойства пластилина. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Скатывание кругообразными движениями в ладонях шариков. Технология выполнения аппликации в технике пластилиновой мозаики.

Бумагопластика: Краткие сведения об изготовлении бумаги. Свойства бумаги. Технология изготовления изделий в техниках оригами, скатывания комочков. Выполнение коллективной работы.

Изонить: Овладение техникой изонити. Последовательность заполнения углов, окружностей. Лицевая и изнаночная сторона изделий. Обучение плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов изображения предметов и композиций.

Работа с текстильными материалами: Свойства ниток (цвет, толщина, разрезаются, обрываются, скручиваются, сплетаются). Изготовление стилизованных фигурок. Ознакомление с ручными стежками. Виды стежков. Технология выполнения отделочного, ручного стежка вперед иголку, стебельчатого, тамбурного стежков. Изготовление салфетки. Оформление края изделия бахромой.

Второй год обучения

Изонить: Закрепление навыков выполнения углов, окружностей. Дать понятия об окружности, хорде разной длины и ее направлении. Понятие «зеркальное изображение». Изображение дуг, овалов, завитков, моделирование с их использованием. Выполнение творческих работ.

Бумагопластика: Условные обозначения на схемах (на примере схем для оригами). Приемы чтения схем для оригами. Разработка и изготовление изделий в технике оригами из заготовок прямоугольной и квадратной формы сгибанием. Выполнение коллективной работы.

Аппликация: Общие сведения о назначении и видах ткани. Аппликация и коллаж из текстильных материалов. Закрепление технологии выполнения аппликации в технике пластилиновой мозаики. Выполнение панно.

Работа с текстильными материалами: Правила и приемы скручивания ниток из двух прядей; плетение ниток в три и четыре пряди. Технология изготовления изделий: скручиванием и плетением ниток в три и четыре пряди; из кисточек, помпонов. Изготовление игольницы. Игрушки на основе кисточки и помпона.

Бисероплетение: Общие сведения о бисере. Материалы и инструменты. Виды работ из бисера. Изготовление украшений способом нанизывания бисера. Плетение на проволоке. Изготовление игрушек из бисера.

Блок 2: Техника «Изонить».

Истоки творчества.

Дать понятие о разных углах: величине, длине сторон. Дать понятие об окружности, хорде разной длины и ее направлении.    Закрепить знания направлений, о середине, центре, вершине, крае.

Дать понятия о холодных, теплых цветах, научить подбирать цвет к фону. Обучить технике работы и изонитью: подготовка основы. Выполнение натяжения ниток: заполнение углов (прямого, острого, тупого), заполнение окружности.

Плоскостное моделирование – умение составлять из окружностей и углов (треугольников) изображение предметов и композиций.

Понятие « зеркальное изображение».

Выполнение творческих заданий.

Блок 3: Макраме.

История плетения узлов.

Применяемые материалы и приспособления. Подготовка нитей к работе. Крепление нитей.

Образование узлов. Плоские  узлы: одинарный, двойной. Репсовый узел.  Китайский узел. Узел «Фриволите».

Плетение  изделий: брелка для ключе; рамы; отделка для стержня ручки; зажим держатель для сервировки стола; подставка для карточки гостя; плетение куклы, броши «Кометка», сувенира «Гном».

Блок 4: Бисероплетение.

Краткие сведения из истории бисера. Общие сведения из бисера. Материалы и инструменты. Виды работ из бисера. Виды  и способы низания: простые и сложные изделия. Элементы плетения. Изготовление украшений способом нанизывания в чередовании с бусинками и стеклярусом на тонкую капроновую нить или леску. Параллельное низание. Объемные изделия. Игрушки из бисера. Низание сеток. Выполнение пасхального  яйца «Весна».

Низание крестиком. Изготовление рамки для фотографий, медальона «Разбитое сердце». Фантазийное низание. Создание цветка из бисера. Выполнение частей цветка и листьев. Технология выполнения овальных лепестков и листьев. Кирпичное плетение.  Мозаичное плетение (по кругу).

Сшивание перекрывающихся лепестков. Соединение кромок квадратными стежками. Выполнение кленового листа. Выполнение броши из цветка с заостренными листьями. Выполнение цветка нарцисса. Выполнение бабочки.

Выполнение творческих работ.

Блок 5: Вязание крючком.

Краткие сведения изистории старинного рукоделия. Изде­лия, связанные крючком, в современной моде.

Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе (стирка, перемотка, отбеливание, краше­ние, распускание старого изделия). Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Приемы работы, правильное положение рук. Шерстяные, шелковые, синтетические, хлопча­тобумажные нитки.

Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Технология выполнения различных петель. Набор петель крючком (столбик без накида, столбик с накидом, полустолбик и др.).

Раппорт узора и его запись. Работа с журналами мод.

Изготовление образцов вязания крючком: воздушная петля, столбик без накида, столбик с одним накидом, столбик с двумя накидами, пико.Выполнение простейших узоров.

Изготовление образцов ажурных узоров. Вязание по кругу. Изготовление прихваток в форме круга, квадрата, пятиугольника.  Изготовление игрушки – сувенира. Выполнение упражнений по цветоведению. Выполнение кружев. Обвязывание кружевами салфетки. Изготовление тапочек.

Блок 6: Изготовление декоративных цветов.

История возникновения технологии изготовления декоративных цветов. Материалы: основные и вспомогательные. Инструменты. Вспомогательные приспособления и принадлежности. Нитки и их крашение. Изготовление цветов из шерстяной пряжи: изготовление стеблей, листьев. Технология изготовления цветов: вьюнка, лилии, полевого цветка. Изготовление цветов, выполненных крючком: вязание по схемам. Изготовление цветка ромашки, колокольчика, розы. Цветы, вывязанные на сетке: листья и лепестки, вывязанные на сетке; листочки из проволоки; лепестки цветов на проволочной основе; прожилки и соединение листьев и лепестков со стеблем;  стебли (ветки); сердцевины (середины) цветов. Основы для композиций. Цветы и их сочетаемость.  Технология изготовления цветов: рудбекии,  василька, амаралиса, мака, хризантемы и вьющихся растений. Композиции в овале и кольце. Композиции на декоративных тарелках. Цветочные композиции на салфетках.

Список рекомендуемой литературы

  1. Базулина Л.В. Бисер – Ярославль: «Академия развития», 2001;
  2. Бенсон Э. Вышивка бисером: мотивы и идеи. – М.: Издательский дом «Ниола 21 й век», 2005;
  3. Дирвянскене Я. Декоративное вязание: Пер. с лит. – М.: Культура и традиции, 1998;
  4. Евстратова Л.М. Цветы из бисера, ткани, шерсти, кожи, перьев. – М.: Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2001;
  5. Исакова Э.Ю. Сказочный мир бисера – Ростов н/Д: Феникс, 2005;
  6. Кузьмина М.А. Азбука плетения – М.: Легпромбытиздат,1992;
  7. Лындина Ю Фигурки из бисера. – издательство «Культура и традиции», 2004;
  8. Ляукина М.В. Бисер. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998;
  9. Рукоделие: Популярная энциклопедия/ Гл. ред. Андреева И.А. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999;
  10. Рэй Гибсон Поделки – М.: «Росмэн», 2002;
  11. Скалыга М. Стильные штучки из бисера своими руками. – М.: Мой Мир, 2007;
  12. Фицджеральд Д. Цветочные фантазии из бисера. – М.: Мой Мир, 2007;
  13. Чернова А.Г. Искусство вышивки лентами – Ростов н/Д.: Феникс, 2005;
  14. Хенри Дебора  Цветочные фантазии из лент. – М. Мой Мир, 2007.