Урок литературного чтения. А.С. Пушкина "Осень". 4 -й класс

Разделы: Начальная школа


 Цели:
1. Раскрыть возвышенное настроение стихотворения.
2. Совершенствовать выразительность чтения.
Формировать умения понимать изобразительно-выразительные
средства языка (эпитеты, аллитерации), уметь находить их.
3. Развивать литературную речь, язык, образное мышление.
4. Воспитывать чувство к прекрасному, любовь к природе.

Оборудование. Рабочие тетради по литературному чтению; выставка детских рисунков «Осень»; иллюстрации картин осени на мультимедиа; Ожегов «Толковый словарь русского языка».

Ход урока

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

2. ВВОДНАЯ БЕСЕДА
Учитель: - Готовясь, к уроку литературного чтения я подумала: Как интересно устроен мир. Одно время года сменяет другое. И каждое прекрасно по-своему. Зима- покрывало белого снега, и его хруст под ногами. Весна - журчанье ручьёв, нежный запах молодых побегов. Лето - горячее солнце и теплое море. А осень - рыжая осень бродит по свету, за нашим окошком, прямо сейчас.
- За окном осень… И не случайно домашним заданием было подготовить сочинение-миниатюру и выставку рисунков на тему «Осень».
- Кто первый хочет поделиться осенними впечатлениями?

Слушаются рассказы ребят, комментируются рисунки

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Учитель: - Вы прекрасно справились с домашним заданием, и быть может кто-то из вас в будущем станет поэтом, таким же великим как А.С.Пушкин. А сегодня, мы продолжаем знакомство с творчеством Александра Сергеевича, отрывком из стихотворения «Осень».

4. РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

1) Выразительное чтение стихотворения учителем
Учитель: - Я прочту стихотворение, а вы прислушайтесь, какие чувства хотел передать поэт, постарайтесь определить настроение стихотворения.
Учащиеся: - Чувства грусти, печали, восхищения. Ведь осень уходит, унося красоту. Настроение грустное.

2) Проверка первичного восприятия текста
Учитель: - Но не возможно передать всю красоту без звуков природы.
- Какие звуки вы услышали в стихотворении?
Учащиеся: - Легкий ветерок шумит в кронах деревьев, свежее дыхание…

Учитель: Ранняя осень – яркие оттенки, поздняя – темные. Каких только цветовых оттенков не имеет осень и в этом ее красота. И эту красоту природы передают не только поэты, но и художники. Листопад – словно яркий ковер, лесная опушка, деревья в разноцветном уборе…
- На ваших рисунках кто-то представил позднюю осень, а кто-то раннюю. Определите, какие рисунки подходят к данному стихотворению.
- Так какую осень представил в своем стихотворении А.С. Пушкин раннюю или позднюю?

3) Анализ стихотворения
Учитель: - Ребята, прочитайте стихотворение про себя и постарайтесь представить увиденную поэтом картину.
- Какую картину вы представили?

Выслушиваются ответы учащихся

Учитель: – Ребята, а как Пушкин относится к осени?
Прочитайте слова, передающие его отношения к осени.
Учащиеся: - Очей очарованье…, приятна мне…, люблю я…
Учитель: - А.С.Пушкин безумно любил осень, он восхищался ее красотой.
- Но, только ли эти слова позволяют понять его отношения к осени?
- Какие еще слова помогли нам представить и картину золотой осени.
Учащиеся: - Багрец и золото.

 Лексическая работа: багрец – темно-красный оттенок.
Золото – драгоценный металл, желтого цвета.

(запись понятия слов на мультимедиа)

Учитель: - Изменится ли картина осени, если эпитеты «багрец», «золото» заменить на «темно-красный» и «желтый»?
Учащиеся: - Багрец и золото - эти слова придают картине возвышенность, торжественность, величавость. Пушкин восхищен этой увядающей красотой осени, он наслаждается последними, исчезающими бликами прекрасного.
Учитель: - Значит, и читать эту строчку мы будем, выделяя эти слова, придавая им величие.

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет
Раз – наклон, два – наклон –
Зашумел листвою клен.

4) Введение понятия «аллитерация» как элемента звукописи

 Учитель: - Но, осень – это не только золото и красота, но и ее звуки.
- О каких звуках природы говорится в стихотворении?
Учащиеся: - Шелест листьев, шум ветра, свежее дыхание.
Учитель:- Найдите эту строчку в стихотворении, прочитайте.
- О каких сенях идет речь?

Лексическая работа: сень – покров чего-либо, кого-либо (Под сенью деревьев)
(запись понятия слова на мультимедиа)

 Учитель: - Чтобы помочь нам услышать звуки природы, поэты пользуются звукописью, то есть повторением согласных звуков в строках стихотворения.

(Работа в тетрадях по литературному чтению)

Учитель: - Давайте поработаем сейчас с 3 заданием из рабочей тетради.
Перечитайте строчку Пушкина.
«В их сенях ветра шум и свежее дыханье»
- Найдите в ней, какие согласные звуки помогают «услышать»шум ветра. Подчеркните буквы, которые им соответствуют.
- Какие буквы вы подчеркнули? (ЗАПИСЬ на доске с,х,ш,ж)
- Произнесем их.
- На что похоже?
Учащиеся: - Похоже на звук ветра.

 Учитель: - Такое повторение согласных звуков для усиления выразительности
речи называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ.
(запись определения на мультимедиа)

Работа в парах:

 Учитель: - Выполним следующее задание в рабочей тетради.
- Перечитайте последние строки стихотворения.
- Используется ли в них аллитерация?

И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Выслушиваются ответы учащихся

 Учитель: - Какие звуки повторяются? Зачем автор их повторяет?
- Если затрудняетесь, у вас есть помощники: Карлсон и Страшила.
Учащиеся: - Эти звуки говорят о приближении зимы, о последних днях осени.
Учитель: - И значит, читать эти строки будем немного сердито, грустно.

5) Выразительное чтение стихотворения учащимися

 Учитель: - Если бы вы были артистами, с какой интонацией вы бы читали стихотворение? Попробуйте передать чувства поэта.

Сначала учащиеся готовятся про себя, затем желающие читают вслух.

 6) Знакомство с картинами художников на тему «осень»

Учитель: - Поэт и писатель, художник и композитор каждый по-своему создает картину мира. Творцы помогают нам ее представить, вообразить. Мы учимся у них видеть и слышать окружающий мир, учимся понимать и чувствовать. Как мы чувствовали сегодня стихотворение «Осень»

(показ слайдов - иллюстраций картин осени на мультимедиа под фонограмму Чайковского из альбома «Времена года. Октябрь»)

6. ИТОГ УРОКА
- Какие эпитеты использовал А.С.Пушкин в своем стихотворении для описания времени года осень?
- Что такое аллитерация?

Выслушиваются ответы учащихся

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить наизусть стихотворение «Осень».
Творческое задание: нарисовать иллюстрацию к стихотворению.