Урок по теме "Степенная функция", 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Цели урока:

Обучающая:

  • познакомить учащихся со степенными функциями и их свойствами,
  • учить навыку применения свойств функций в решении уравнений графическим способом и в сравнении чисел.

Развивающая:

  • развитие индуктивных и дедуктивных навыков мышления.

Воспитательная:

  • привитие навыков активной учебной деятельности.

Формы работы на уроке:

  • коллективная,
  • устная,
  • письменная.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • компьютер,
  • презентация,
  • диск “Новые возможности для усвоения курса математики 5-11”.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Постановка домашнего задания
  3. Проверка домашнего задания
  4. Изучение нового материала
  5. Применение изученного материала
  6. Самостоятельная работа (с проверкой в классе)
  7. Подведение итогов урока

Ход урока

1.Постановка дом. задания

Дома: п22 №499, 501,508(учебник Ю.Н.Макарычев)

2.Проверка дом. задания с помощью презентации (Приложение 1)

(учащимся было предложено построить графики и перечислить свойства следующих функций : у = х, у = х2, у = 1/х, у = vх, у = х3

 

3.Изучение нового материала.

Функция вида у=хк, где k- целое число называется степенной функцией. Те функции, которые рассматривались дома – степенные.

у = х, к=1 у = 1/х, к=-1

у = х2, к=2 у = vх, к=1/2

у = х3, к=3

Наша задача построить графики и перечислить свойства степенных функций при любом целом к.

С помощью диска учащиеся наблюдают, как меняется график функции в зависимости от к, делают выводы, которые записывают в тетрадь. (В виртуальной лаборатории диска можно построить график любой функции, в том числе и степенной. Если менять значения показателя, то и график меняет свой вид, поэтому выводы очевидны).

1) у=х2п, п €N график функции парабола

 

(Рисунок 1)

 2)у=х2п+ 1 график функции кубическая парабола

 

(Рисунок 2)

3)у = 1/ х2п+ 1график функции гипербола

 

(Рисунок 3)

 4)у = 1/ х2пграфик данной функции не знаком учащимся, строим его в тетради и перечисляем свойства данной функции.

(Рисунок 4)

а) О.О.Ф. х-любое, кроме 0

б) Е(у): у>0

в) Н.Ф. нет

г) четная

д) возрастает при х < 0, а убывает при х > 0

е) наибольшего и наименьшего значения нет

4.Рассмотрим применение свойств функций в решении задач.

1)Решите уравнение 1/х2=3х-2

Учащиеся предлагают различные способы и приходят к выводу, что можно решить данное уравнение графически. График функции у=1/х2 уже построен, осталось построить в этой же координатной плоскости график функции у = 3х-2.

(Рисунок 5)

Ответ: х=1.

2) у= х2п, сравните:

f(-0,2) и f(-3)

f(1) и f(2,4)

f(-4) и f(2)

3) у=х2п+ 1, сравните:

f(-0,2) и f(-3)

f(1) и f(2,4)

f(-4) и f(2)

(задание выполняется вместе с учителем )

В ходе решения обращаемся постоянно к графику нужной функции, устанавливаем к какому интервалу принадлежат х, как ведет функция себя на этом интервале

5. Самостоятельная работа.

Задание на слайде.

Самопроверка

Последнее задание предлагается для более подготовленных учащихся.

6. Подведение итогов урока.

Обобщаем материал, рассмотренный на уроке. Акцентируем внимание на том, что график и свойства степенной функции зависят от показателя.