Деловая интеллектуально-креативная игра "Мы строим наш дом"

Разделы: Классное руководство


 «Если цель школы широка, если назначение ее в пробуждении личного
правосознания в целях усвоения учащимися их назначения на земле,
в указании им места и роли в жизни, то цель будет достигнута
только тогда, когда каждый ученик, по выходе из школы, будет
не только обладать приобретенными им знаниями, но и знать,
что с ними делать, как и для чего пользоваться ими в жизни».

Николай Жевахов 1906 г.

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды – определяют как процесс его социализации, усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.

Цель современной школы: создание условий для активной социализации учащихся и их первичной политической адаптации в развивающемся гражданском обществе современной демократической России.

Достижению цели первичной социализации личности учащихся способствует личностно – ориентированная модель образования и воспитания, главное направление которой состоит в создании условий позитивной мотивации творческого саморазвития учащихся.

Деятельность классного руководителя, учителя истории и обществознания начинается с воспитательной работы по формированию у учащихся гражданского правосознания, развитию политической и правовой культуры, гуманистического мировоззрения.

Массовые предметные мероприятия позволяют учителю выйти за рамки урока, широко применять новые педагогические технологии, решая задачи углубленного предметного обучения и воспитания социально – активной личности школьника.

Деловые Игры и практика политических дебатов позволяют подготовить учащихся к творческой деятельности в режиме исторической и социальной реконструкции, примеряясь к настоящим социальным статусам и ролям, помогают учащимся формулировать независимые и взвешенные суждения, делать обоснованные заключения на основе анализа имеющихся свидетельств.

Игровые «простые» и «сложные» ситуации формируют в сознании учащихся интерес к самостоятельному творчеству, поиску нестандартных решений, создают замечательные возможности для развития коллективистских начал; и, главное, способствуют «начальной» первичной социальной адаптации личности каждого учащегося, вовлеченного в сферу игровой интеллектуально - креативной деятельности. Цель:формирование классного ученического коллектива на основах гуманистических начал, интеллектуальной коллективной деятельности; создание творческой атмосферы развития и сотрудничества учащихся, учителей и родителей.

Задачи:

  1. Систематизировать и обобщить теоретические знания учащихся по теме курса обществознания «Человек среди людей».
  2. Развивать общеучебные умения и навыки устной речи, работы с источником, интеллектуальные умения дискуссионной деятельности, практики дебатов.
  3. Способствовать развитию творческого интереса к предметному изучению обществознания, потребности в интеллектуальном коллективном сотрудничестве.
  4. Создавать условия развития личностных качеств обучающихся для корректной социальной адаптации в интеллектуальной, нравственной, экономической, правовой, политической сферах гражданского общества.
  5. Воспитывать преданность  Родине, гордость за свой народ, свою национальную принадлежность, при соблюдении принципов гуманизма, политической корректности и толерантности.

Оформление кабинета и оборудование:

  • стола для групповой работы
  • оборудование места для гостей
  • стол для жюри
  • оформление доски
  • раздаточный материал
  • презентация

Гости:

  • члены МО общественных дисциплин,
  • классные руководители,
  • учителя начальной школы,
  • родители.

План подготовки

1. Разделение на команды.

2. Распределение внутри команд заданий для подготовки и определение функций участников.

3. Внутри каждой команды:

  • составление кроссворда на заданную тему
  • составление словарей
  • подбор пословиц, поговорок, высказываний авторов, крылатых выражений

4. Подготовка собственного сценария и инсценировки известной сказки или постановки мотивам литературного произведения

5. Проведение индивидуального  опроса  родителей о правах взрослых

6. Ответы на вопросы анонимной анкеты «Я и мой класс»

7. Позитивный и интеллектуальный настрой на игру

Ход игры

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Обсуждение проекта строительства:

Организационная, мотивационная и целеполагающая деятельность

1. Общее приветствие и взаимопредставление.                           10 минут

2. Определение позитивных мотиваций на игру.

3. Обсуждение девиза «Сохраним креативность».

4. Оговаривание критериальности проблемной задачи «Мы строим наш Дом!»

5. Формулирование целей и задач интеллектуальной «строительной» деятельности.

6. Оговаривание условий игры, ведение протокола.

7. Заключение «Коллективного трудового договора»:

Работодатель    -         Гимназия №44

Работники  -              Коллектив 8В класса.

Генеральный заказчик  -   Родители, Родина.

Заработная плата -       Зачет по теме №3 обществознания «Человек среди людей».

   Сверхнормативные поощрения - «Родительская и учительская гордость, креативная

самооценка, коллективное творческое удовольствие».

2. Воздух нашего дома: Любовь

В Священном Писании сказано:

«Любовь долготерпит
милосердствует
любовь не завидует
любовь не превозносится
не гордится
не бесчинствует
не ищет своего
не раздражается
не мыслит зла
не радуется неправде
а сорадуется истине
все покрывает
всему верит всего надеется
все переносит
Любовь никогда не перестает»

Объясните эту фразу в соответствии с задачами строительства!

3 минуты – обсуждение

фразы из «писания»

Объяснение фразы:

по 2 мин

  1. Фундамент нашего дома: Семья

 

Обсудим и докажем утверждающий тезис:

«Родина начинается с семьи»!

2 мин – обсуждение,

3 мин – выступления

4. Первый этаж нашего дома – начальная школа

Скажем слова благодарности людям – первым

профессиональным строителям нашего Дома.

 2 мин – обсуждение,

3 мин – выступления

  1. Место нашего Домаэто 44 гимназия в микрорайоне Суховка, в городе Иваново, в государстве Россия. Это – наша малая Родина

 

Поспорим с людьми и мнениями, которые позволяют себе думать и говорить: «Эта страна», «Эта провинция», «Эта окраина», «Эта 44 школа»!  

А нашим гостям предлагаем обсудить и доказать преимущества нашей школы, микрорайона, города, страны.

2 мин – обсуждение по теме карточки,

2 мин – выступления «Против»

2 мин - 1 выступление – от учителей, 1 - от родителей

  1. Стены нашего дома – это межличностные отношения

Отбираем строительные материалы – сигнальные понятия:

Индивид. Коллектив. Общественное существо

Любовь. Деятельность. Потребности.

Ценностные ориентации. Мораль. Окружающая среда. Ноосфера. Взаимодействие. Симпатия. Антипатия. Стратегия поведения. Лидер. Конформизм. Толерантность

Решение кроссвордов – в спец. группах 10 мин

Во время решения – объяснение понятий:

(10 мин – работа в режиме Брейн–ринга)

7. Строительные нормы, стандарты, технологии:

общечеловеческие ценности, историческая память, национально – культурные традиции, гуманитарный опыт человека и общества

Мы хорошо подготовились к строительству!

Откроем свои сборники  пословиц, поговорок, высказываний, крылатых фраз.  Называем все необходимые нам для строительства дома и объясняем свой выбор.

5 мин – обсуждение,

2 мин – выступления

8. Крыша нашего домаэто государственные и международные правовые нормы

Будем работать с текстами «Декларации Прав человека», «Прав Ребенка», «Конституции РФ» и докажем:

1) В России на государственном уровне провозглашается взаимоответственность родителей и детей.

2) Прав без обязанностей не бывает.

3) Человек защищен миром и государством.

Обсуждение 5 минут

– (во время обсуждения – оглашение результатов

   предварительного опроса родителей о правах взрослых и детей).

Доказательства по 2 мин

  1. Правила и порядки нашего дома –

мы будем устанавливать через сценки отношений

Проиграем сценки с предварительной мотивацией и итоговой моралью и обсудим утверждения:

«В чужой монастырь со своим уставом не ходят!»

«Всем угождать – зло!»

«Не делай добра, - не получишь и зла!»

Сценки отношений (д.з) Выбор темы обсуждения  и защита своей  позиции

5 мин – на сценки и 5 на обсуждение темы

 

10. История нашего дома – это наши воспоминания,

это - Музей наших маленьких радостей и больших проблем

 Предлагаю в наш музей несколько предметов: дневник, старую стенгазету, ластик, новогоднюю игрушку, шпаргалку.

Прошу вас также пополнить наш музей символами или предметами истории строительства!

На фоне презентации

фотоальбома -

рассказывают о трех предметах из музея

по 2 мин

11. Подведение итогов строительства: Вот уже 8 лет мы строим наш Дом

Рефлексивный вывод построим сообща на основании

исходных фраз:

  • «Мы сегодня строили…».
  • «В фундаменте этого дома…»
  • «Первый этаж…»
  • «Воздух и историческое пространство…»
  • «Место нашего дома…»
  • «Стены получились…»
  • «Строительные нормы, стандарты, технологии …»
  • «Крыша дома…»
  • «Правила и порядки…»
  • «Итогом нашего строительства…»

Мы приобрели опыт практической социализации!

1. Ребята в группах обсуждают итоги игры, формулируют выводы, озвучивают проблемы, которые не попали в поле зрения при «строительстве Дома».

2. Ребята начинают свои заключительные выводные фразы со слов «Я горжусь…»

3. Общая классная песня

10 мин

12. Государственная приемка нашего дома:

Итоговая аттестация, которая состоится в следующем году