Урок физики в 9-м классе "Математический и пружинный маятники"

Разделы: Физика


Цели:

Образовательные:

  • Закрепить знания по предыдущим темам;
  • Показать решение практических задач различными способами;
  • Научить практически применять знания, полученные на уроках физики;
  • Научить составлять физические задачи.

Воспитательные:

  • Формировать интерес к предмету, учебе;
  • Воспитывать инициативу, творческое отношение к учебной деятельности.

Развивающие:

  • Развивать физическое мышление учащихся, их творческие способности;
  • Развивать умение самостоятельно формулировать выводы;
  • Расширить познавательный интерес;
  • Развивать речевые навыки.

Оборудование:

1) Штативы – 10 штук.
2) Груз на нити – 5 штук.
3) Пружины с разной жесткостью – 5 штук.
4) Набор грузов (по 100 г) – 5 штук.
5) Линейка (50 см) – 10 штук.
6) Часы с секундной стрелкой – 1 штука.
7) Магнит постоянный.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с решением некоторых практических задач по теме “Математический и пружинный маятники”. Вы будете одновременно и учениками и авторами “Сборника задач по теме “Математический и пружинный маятники””, который мы “издадим” в конце урока.

Итак, начинаем урок.

1 этап. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.

Вопросы к учащимся:

  • Давайте вспомним, от чего зависит период математического маятника?

Ответы учащихся: Период математического маятника зависит:

- От длины нити;
- От ускорения свободного падения.

  • От чего период математического маятника не зависит?

Ответы учащихся: Период математического маятника не зависит:

- от амплитуды;
- от массы груза.

  • От чего зависит период пружинного маятника?

Ответы учащихся: Период пружинного маятника зависит:

- от массы груза,
- от жесткости пружины.

  • Как изменится период математического маятника с железным шариком, если под ним поместить магнит?

Ответы учащихся:

- увеличится,
- уменьшится.

  • Опытная проверка. Учитель ставит опыт.

Далее объяснения учащихся: период маятника уменьшается, т.к. возникла сила магнитного действия, которая увеличит ускорение движущегося шарика, т.е. шарик быстрее будет колебаться.

  • Как изменится период колебаний маятника, если его перенести из воздуха в воду или в вязкое масло?

Ответы учащихся: период маятника увеличится, т.к. возникла сила, препятствующая движению груза.

Задание: проверить дома на опыте.

2 этап. Подготовительный этап.

Учитель: Как можно определить период математического маятника?

Ответы учащихся:

- По формуле Т=2.
- По формуле Т=t / N.

Учитель: Как можно определить период пружинного маятника?

Ответы учащихся:

- По формуле Т=2.
- По формуле Т=t / N.

Учитель: Как определить жесткость пружины?

Ответ учащихся: k=.

Все необходимые формулы желательно записать на доске.

3 этап. Практическая работа “Определение периода математического и пружинного маятников”.

Учитель: Давайте определим период маятника двумя способами и сравним полученные результаты.

Учащиеся выполняют работу в парах, каждая пара работает или с математическим или с пружинным маятником.

Ученики определяют период маятника разными способами.

Учитель: Сравните полученные результаты.

Учащиеся сравнивают полученные результаты. В случае несовпадения результатов нужно найти ошибку и исправить ее.

4 этап. Задание. По полученным результатам составьте тексты задач. Помните, что мы должны составить “Сборник задач” по теме “Математический и пружинный маятники”.

Учитель просит некоторые тексты зачитать.

5 этап. Подведение итогов урока. Учитель презентует обложку “Сборника задач по теме…” (см. приложение №1 к уроку). Тексты предложенных учениками задач заносятся в этот “сборник” (см. приложение №2 к уроку)

6 этап. Рефлексия. Что научились делать? Что нового уэнали?