Урок литературного чтения. Братья Гримм. "Бременские музыканты"

Разделы: Начальная школа


Цели: Знакомство с творчеством братьев Гримм, жанром сказки и видом сказки. Обучение сознательному, выразительному прочтению произведения; приобщение  к художественному творчеству, развитие  речи учащихся; обогащение словарного запаса.
I.Орг. момент.(показ слайда №1)
II.Сообщение темы урока. (показ слайда №2,3)
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством братьев Гримм.
III. Постановка учебной задачи.
Мы будем совершенствовать навыки чтения, беглость, выразительность, осознанность. Развивать свою речь на уроке, обогащать словарный запас.
IV. Артикуляционная гимнастика. (показ слайда №4)

  1. Сделали преграду нижней челюсти. Убрали преграду – двигаем нижней челюстью из стороны в сторону.
  2. «Пятачок»: сглотнули, показали зубки.
  3. «Дудочка – улыбка».
  4. «Накажи непослушный язычок».

Немного приоткройте рот. Спокойно положите язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнесите звуки: пя – пя – пя.
5.«Гармошка» (улыбнитесь, приоткройте рот, приклеили язык к небу и не                    отпуская языка, закройте и откройте рот (как растягиваются меха гармошки, так и растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении «улыбка». При повторении  упражнения старайтесь открыть рот всё шире и шире.
V. Работа над постановкой дыхания. (показ слайда №5)
Сделайте глубокий вдох и на выдохе читаем ряд согласных, добавляя гласную о:
Н Г К Х Т Д Ш М Р Б
VI. Упражнение, развивающее оперативное поле чтения и память. (показ слайда №6)

VI. Проверка Д/З. (показ слайда №7)
Взаимоопрос  по  норвежской сказке.
А сейчас мы проверим Д/З, вы задаёте вопрос  и называете того, к кому обращаетесь. Взаимопроверка в парах (по тетрадям). Обменяйтесь тетрадями, проверьте задание и поставьте  друг другу отметку.
VII. Знакомство с творчеством.
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством братьев Гримм.
Якоб родился  04.01.1785 года, умер 20.09.1863 года.
Вильгельм родился 24.02.1786 года, а умер 20.12.1859 года.
Немецкие филологи, учёные занимались наукой о языке, собирали фольклор. Они много сделали в литературоведении: «Немецкие предания»,  «Детские и семейные сказки».
В 1798 году поступают в лицей и учатся очень хорошо: вместо 8 лет – учатся 4 года. Затем поступают в Мельбургский университет. Братья задумали создать  словарь немецкого языка, работают всю жизнь, но, к сожалению, не закончили. Жили они бедно, поэтому приходилось им подрабатывать. Они  издавали сказки. Вильгельм был женат, а брат не женился, но жили они одной семьёй.
Вильгельм был более красноречив. Он дорабатывал труды Якоба. Служили долго в библиотеке.
Якоб – замкнут, Вильгельм – фантазёр, мечтателен, общителен.
IX. Первичное восприятие текста. (показ слайда №8)
- Сегодня я познакомлю вас с новым произведением, которое написали братья Гримм – «Бременские  музыканты».
Знакомясь с этим произведением, мы должны будем  раскрыть смысл этих слов пословицы, сказать перекликается ли она с произведением.
ТРИ ВЕЩИ ПРОВЕРЯЮТСЯ ТОЛЬКО В ТРЁХ СЛУЧАЯХ:
СТОЙКОСТЬ – В ОПАСНОСТИ,
МУДРОСТЬ – В ГНЕВЕ,
ДРУЖБА – В НУЖДЕ.
(Учитель рассказывает сказку и зачитывает отдельные эпизоды).
X. Беседа по сказке.
- Назови жанр произведения. Докажи. Какая это сказка?
- Какой вид сказки?
- Что объединило этих героев?
- Почему автор назвал эту сказку «Бременские музыканты»?
XI. Вторичное восприятие текста. (показ слайдов №10 – 19)
(чтение детей и учителя)
XII. Анализ сказки. (показ слайда №20)
Итак, мы познакомились со сказкой, а теперь сделаем анализ.

  1. Кем  написана.
  2. Тема произведения.
  3. Идея (чему учит).
  4. Система образов.
  5. Сюжет (краткое содержание).
  6. Композиция:

- экспозиция;
- завязка;
- кульминация;
- развязка;
- концовка.
7. Язык.
XIII. Дифференцированное задание творческого характера. (показ слайда №21)
Давайте вернёмся к пословице и, скажем, перекликается ли она со сказкой?
Можно ли назвать музыкантов стойкими?
А можно ли назвать музыкантов мудрыми?
Дружные ли они?
XIV. Работа в группах.
1 группа -  читают  быстро по ролям.
2 группа – придумывают  пословицы о дружбе.
3 группа -  придумывают продолжение сказки.
XV. Самостоятельная работа в тетрадях с. 18 № 1, 2.
А сейчас открываем тетради и выполняем самостоятельно 1, 2 задание.
XVI. Домашнее задание.
Дома подготовить пересказ сказки, выполнить задание в тетради на странице№18, № 3.
XVII. Рефлексия. (показ слайда №22)
На карточках «Роза  ветров» нарисуй и обозначь своё впечатление.
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Чего вы не знали, а сейчас знаете и это новое для вас?
- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?
XVIII. Оценка.
Сегодня на уроке я узнал………………………
Сегодня на уроке я научился………
Мне понравилось……………………………
Меня заинтересовало ……………………….....
Мне бы хотелось, чтобы………………………
После урока моё настроение………………
На уроке мне было……………………………….
Если бы я был учителем, то………………….

Работа со схемами, таблицами и кроссвордами

    Схемы, таблицы, кроссворды - это формы самостоятельных работ, которые вводятся для обобщения полученных знаний. Например, к разделу «Устное народное творчество» в тетради даётся схема, которую заполняют учащиеся, обобщая полученные знания о сказках.

    С помощью таблиц ученики устанавливают признаки произведений того или иного жанра, сравнивают произведения или их героев. Например, изучив русскую народную сказку «Царевич Нехитёр – Немудёр» и «Сказку  о царе Салтане…» А.С. Пушкина, учащиеся сравнивают их  и указывают сходства  и различия, записывая свои наблюдения в таблицу и, таким образом, обнаруживая народные истоки сказок А.С.Пушкина (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Русская народная сказка
«Царевич Нехитёр – Немудёр»
 А.С.Пушкин
«Сказка о царе Салтане»
  1. Главный герой
1.Главный герой
   
   2.Какие персонажи помогают    главному герою?      2.Какие персонажи помогают главному герою?
   
3.Кто мешает главному герою? 3.Кто мешает главному герою?
   
4.Чудеса, превращения 4.Чудеса, превращения
   
  5.Троекратность 5.Троекратность
   
  6.Повторяющиеся в разных сказках слова 6.Повторяющиеся в разных сказках слова
   
  7.Присказка 7.Присказка
   
  8.Автор сказки 8.Автор сказки
   
  9.Твой любимый герой 9.Твой любимый герой
   

   Кроссворды – самостоятельные задания, которые активизируют работу учеников с произведением, обогащают их читательский опыт, развивают внимание к тексту произведения. Поиск ответов, перечитывание фамилий поэтов, просматривание произведений закрепляют знания, формируют читательскую эрудицию школьников.

Очередность
1.Начало – фотка и текст
2.Единственный раз – 3 фотки
3.Ах, школьный век – 2 фотки и текст
4.Кто стал учителем – 2 фотки и текст
5.Известно – 3 фотки
6.Есть в школе всё – 2 фотки и текст
7.Самый классный – 3 фотки
8.Память – 3 фотки и текст
9.Моя Белгородчина – 2 фотки
10.Экскурсии – 4 фотки
11.Лагерь – 1 фотка
12.Вожатый – 2 фотки
13.Я люблю – 3 фотки
14.Летом экскурсии – 4 фотки
15.Зимой экскурсии – 5 фотки
16.Счастливых случаев – 3 фотки
17.Не хлюпать носом – 4 фотки
18.Положительная мотивация – текст и 2 фотки
19.Концовка