Общеобразовательная программа дополнительного образования по экологии "Мы+" для детей дошкольного возраста.

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Актуальность программы

Приложение

Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Загрязнение питьевой воды, воздуха выбросами промышленных предприятий, увеличение количества отравляющих веществ, внесенных в почву для повышения урожайности культурных растений и борьбы с насекомыми вредителями, влечет за собой ухудшение здоровья населения планеты. Перенаселенность мегаполисов и их засоренность отходами жизнедеятельности людей влечет за собой неконтролируемое размножение насекомых и грызунов, которые являются переносчиками различных инфекционных заболеваний. Вот наиболее бросающиеся в глаза проблемы современного общества, касающиеся экологии. Поэтому актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям.

Одним из приоритетных направлений работы детского сада является формирование у детей экологического миропонимания.

Отличительные особенности от других программ

Наше дошкольное учреждение работает по “Программе воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. В процессе изучения и разработки занятий по этой программе, был создан ряд проектов.

Проект “Ознакомление с природой Красноярского края”.

Значение этого проекта трудно переоценить, ведь краеведение – золотой запас нашей духовности, это сокровище на века. Это изучение природы и природных богатств, истории быта и культуры населения, его хозяйственной деятельности, изучение и охрана памятников и выдающихся объектов. Предметом изучения является местность, территория, которая носит название “родной край”.

Валеологический проект “Здоровье ребенка в наших руках” позволяет нам дать детям знания о строении своего организма, функционировании всех его органов и систем, а так же познакомить с факторами, способствующими укреплению здоровья.

Проект “Экология на железной дороге” имеет ведомственную или отраслевую направленность, которая позволяет не только популяризировать профессии, связанных с железнодорожным транспортом, но и прививать детям основы экологически грамотного поведения в условиях путешествия по железной дороге.

Эти разработки подтолкнули к созданию собственной модифицированной программы по экологическому воспитанию дошкольников “Мы+”, в которую были бы включены не только занятия, рекомендованные “Программой воспитания и обучения” под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, но и занятия по краеведению, валеологии и ознакомлению с железнодорожным транспортом. Эта программа имеет эколого-биологическую направленность.

Цель и задачи программы:

Главная цель программы “Мы+” (см. Приложение) – формирование экологической культуры – совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности.

Основные задачи программы:

  1. Формирование основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе
  2. Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них.
  3. Формирование навыков экологически грамотного нравственного поведения в природе.
  4. Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране.
  5. Уточнить и расширить представления детей о роли железной дороги в жизни людей и познакомить с основами экологически грамотного поведения на железной дороге.
  6. Дать детям знания о строении человеческого организма, функционировании всех его органов и систем.
  7. Познакомить с факторами, способствующими укреплению здоровья.
  8. Развитие первоначальных географических понятий и представлений.
  9. Передача детям доступных знаний о природе родного края, его природных богатствах, истории быта и культуры.

Принципы программы:

  1. Непрерывности и преемственности содержания, в котором материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности.
  2. Интеграции программных областей знаний , которая позволит охватить не только конкретное содержание, но и целостную картину мира.
  3. Развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способах действия.
  4. Формирования способностей: рефлексии, коммуникативность, самооценки, экзистенционализма и т. д.
  5. Предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами.
  6. Рационального сочетания разных видов деятельности (интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки.
  7. Обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей.
  8. Отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу.
  9. Сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.

Формы и режим занятий

Для обеспечения наилучшей усвояемости материала была разработана общая структура конспекта для всех занятий, на которую может опираться воспитатель, она представлена в виде таблицы:

Тема занятия Программное содержание Практическая деятельность Игра Наблюдения Опыты Логопедическая работа
             

В первом и втором столбцах таблицы раскрывается тема и программное содержание занятия. В столбце “Практическая деятельность воспитатель может запланировать различные виды продуктивной деятельности детей, направленной на закрепление материала (рисование, лепка, аппликация), а так же трудовую деятельность. В столбце “Игры” планируются различные виды игр по теме занятия (дидактические, подвижные). В пятом и шестом столбцах можно перечислить наблюдения и опыты, проводимые на занятии. В столбце “Логопедическая работа” помещаются загадки, стихи, с которыми дети знакомятся на занятии, а так же различные упражнения , направленные на развитие речи ребенка. Нужно отметить, что данная структура конспекта занятия приемлема для всех видов занятий (экскурсий, наблюдений и др.).

Предусмотрена так же форма интегрированных занятий с детьми разных возрастов, которые проводятся с различными специалистами детского сада.

Сетка совместных мероприятий с педагогами детского сада

Дата проведения Мероприятие Ответственные Группа
Сентябрь “Листопад” (комплексное занятие) Педагог доп. обр. по ИЗО, педагог доп. обр. по экологии. Средняя
Октябрь “Что? Где? Когда?”

(экологическое развлечение)

Музыкальный руководитель, педагог доп. обр. по экологии. Старшая, подготовительная
Ноябрь “Филимоновская игрушка” (комплексное занятие) Педагог доп. обр. по ИЗО, педагог доп. обр. по экологии Старшая, подготовительная
Ноябрь “Сказки о животных” (комплексное занятие) Музыкальный руководитель, психолог, педагог доп. обр. по экологии. Старшая, подготовительная
Декабрь “Я люблю свой край” (спортивно-экологическое развлечение ко дню рождения Красноярского края) Инструктор по физкультуре, педагог доп. обр. по экологии Старшая, подготовительная
Декабрь “Зимние фантазии”

(комплексное занятие)

Педагог доп. обр. по ИЗО, педагог доп. обр. по экологии. Подготовительная группа
Декабрь “Зимушка – зима” Музыкальный руководитель, педагог доп. обр. по экологии. Вторая младшая, средняя.
Декабрь “Все, что мы знаем о зиме” Музыкальный руководитель, педагог доп. обр. по экологии. Старшая, подготовительная
Февраль “Путешествие по зимней сказке” Музыкальный руководитель, педагог доп. обр. по экологии Старшая, подготовительная
Март “Птичья физкультура” (Эколого-спортивное весеннее развлечение) Инструктор по физкультуре, педагог доп. обр. по экологии Старшая, подготовительная

Программа “Мы+” рассчитана на детей в возрасте от трех до семи лет.

Во второй младшей группе занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 10–15 минут.

В средней группе занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 15–20 минут.

В старшей группе занятия проводятся 1раз в неделю, продолжительность занятия 20–25 минут.

В подготовительной к школе группе занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 25–30 минут.

Кроме этого для более углубленного усвоения содержания программы проводятся дополнительные факультативные занятия с подгруппой детей 1 раз в две недели в подготовительной группе.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Диагностика природоведческих знаний детей проводится на основе диагностических карточек, разработанных В.Г.Фокиной и О.М.Газиной.

Опираясь на требования к знаниям умениям и навыкам детей, рекомендованными “Программой воспитания и обучения” под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дети второй младшей группы к концу года могут:

  • Знать некоторых домашних и диких животных;
  • Совместно со взрослыми кормить животных, птиц, рыб и поливать растения.
  • Заботиться о чистоте помещения и участка.
  • Знать название своего города.
  • Без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков.
  • Иметь элементарные знания о строении своего тела (части тела) и отдельных органов (глаза, нос).
  • Понимать значение гигиенических процедур и соблюдать правила личной гигиены.

Дети средней группы к концу года могут:

  • Уметь рассказывать о своем родном городе, крае, знать название главной реки края (Енисей) и города (Чулым).
  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними.
  • Знать и называть диких животных, которые встречаются на территории Красноярского края.
  • Знать и называть птиц, которых они наблюдали во время прогулок.
  • Делиться своими познаниями о живом и неживом.
  • Не рвать и не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)
  • Знать о значении овощей и фруктов для здоровья людей.

Дети старшей группы к концу года могут:

  • Знать название родного города, края, страны, знать, как называется главный город края и страны.
  • Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
  • Знать 2-3 вида травянистых растений, 4–5 видов зимующих птиц.
  • Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
  • Знать о растениях и способах их вегетативного размножения.
  • Знать об обитателях комнаты природы.
  • Знать о повадках диких животных.
  • Знать о помощи человека природе.
  • Иметь представления о значении сна в жизни человека
  • Знать некоторые виды лекарственных растений.
  • Иметь представления о влиянии спортивных игр и упражнений на здоровье детей.
  • Знать и понимать значение железной дороги в жизни людей.

Дети подготовительной группы к концу года могут:

  • Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада, его название, эмблему, гимн.
  • Знать герб, флаг, гимн России, герб и флаг родного города и края.
  • Знать о людях разных национальностей, населяющих наш край, об их обычаях, традициях, фольклоре и труде.
  • Объяснять экологические зависимости; Устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  • Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
  • Иметь представления о различных объектах природы: о растительности леса, луга, сада, поля.
  • Знать о домашних и диких животных и птицах, в том числе о птицах и животных края, Красной книге России и Красноярского края.
  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
  • Проявлять интерес к работе железнодорожного транспорта, знать некоторые железнодорожные профессии, в том числе эколог на железной дороге.
  • Знать правила поведения в условиях путешествия на железнодорожном транспорте (культура и безопасность)
  • Знать о простейших способах использования лекарственных растений.
  • Знать строение своего организма в целом, а так же иметь представление о назначении отдельных его органах и частей.
  • Знать о способах укрепления и оздоровления своего организма.
  • Знать о различных видах спорта, о положительном влиянии спортивных упражнений на организм человека.

Диагностика детей проводится 2 раза в год, в начале и в конце учебного года. На основе диагностики можно проследить результативность программы.

Содержание программы “Мы +”

Содержание программы можно раскрыть через задачи, которые решаются в каждой возрастной группе в течение учебного года.

Задачи экологического воспитания во второй младшей группе

1 квартал

  • Определение состояния погоды: тепло, холодно, идет дождь, дует ветер.
  • Представление о признаках осени: пасмурно, дождливо, листья желтеют, краснеют, падают на землю; об изменениях в поведении птиц; осенних работах в саду и огороде.
  • Различение и узнавание по внешним признакам домашних и диких животных (на примере животных Красноярского края)
  • Проявление интереса к труду взрослых по уходу за животными и растениями.
  • Формирование представлений о строении тела человека.

2 квартал

  • Формирование представлений о зиме (привлечение внимания к неживой природе), отдельных объектах природы (песок, вода, снег, лед) и их свойствах; о строении растений и их потребностей во влаге; о внешнем виде животных.
  • Развивать умения устанавливать простейшие связи между временем года и погодой.
  • Формирование позиции защитника природы и помощника.
  • Познакомить детей с органом зрения – глазом.

3 квартал

  • Уточнение и обобщение первичных представлений о явлениях, происходящих в природе весной: росте растений, их цветении, интенсивности роста животных, появлении детенышей.
  • Различение и называние 1–2 растений, птиц, насекомых, диких животных, обитающих в Красноярском крае.
  • Познакомить детей с органом обоняния.

Задачи экологического воспитания в средней группе

1 квартал

  • Уточнение представлений об осени по существенным признакам сезона.
  • Узнавание деревьев и кустарников, произрастающих в Красноярском крае. Выделение отличительных признаков деревьев и кустов.
  • Различение и называние 2–3 комнатных растений. Представление о поливе как удовлетворении потребностей растения во влаге.
  • Уточнение представлений о домашних и диких зверях Красноярского края о приспособлении их к сезонным изменениям в природе.
  • Закрепление представлений о фруктах и овощах и их значении для здоровья людей.

2 квартал

  • Расширение представлений о явлениях неживой природы зимой.
  • Установление связей между живой и неживой природой.
  • Различение хвойных и лиственных деревьев края.
  • Уточнение представлений о жизни диких животных (в том числе Красноярского края) зимой: пища, способы добывания, условия жизни.
  • Закреплять умение узнавать, сравнивать и называть комнатные растения.
  • Расширять представления детей о зубах и их функциях.

3 квартал

  • Уточнение представлений о признаках весны, особенностях состояния деревьев.
  • Расширение представлений о жизни диких животных Красноярского края весной, о птицах края, их образе жизни, размножении, поведении; о насекомых.
  • Упражнение в навыках посадки растений.
  • Развитие наблюдательности, осторожного и доброжелательного поведения во время игры в природе.
  • Развивать умение заботиться о своем здоровье ( соблюдение гигиенических навыков, одежда по погоде, понимание значения зарядки и физкультурных занятий.

Задачи экологического воспитания в старшей группе

1 квартал

  • Обобщение представлений о лете. Формирование об осени как о времени года. Освоение представлений о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха).
  • Конкретизация представлений о функциях растений (питание, дыхание, движение, рост и развитие) на примере растений разных экосистем (природных зон Красноярского края)
  • Познакомить детей с органами дыхания: дать понятие, как воздух путешествует по организму.
  • Закрепить представление детей об овощных культурах и их пользе.
  • Дать первоначальное представление о значении железной дороги в жизни людей.

2 квартал

  1. Систематизация представлений о зиме.
  2. Формирование представлений о приспособлении зверей, птиц, рыб, насекомых к зимним условиям.
  3. Формирование представления о средах обитания: наземной, воздушной, водной.
  4. Познакомить с реками, протекающими по территории города Ачинска.
  5. Понимание детьми роли человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоении правил поведения в ней.
  6. Развитие интереса к профессиям железнодорожников, в том числе познакомить с профессией эколога на железной дороге.
  7. Познакомить с несколькими видами лекарственных растений.

3 квартал

  • Обобщение представлений о характерных признаках весны.
  • Системы представлений о местах обитания домашних животных, диких зверей, насекомых, обитающих в различных природных зонах Красноярского края.
  • Обобщение представлений о том, что все живые существа, растут, развиваются, размножаются.
  • Конкретизация представлений о том, что растения вырастают из семян.
  • Формирование представлений о способности человека и живых существ чувствовать состояние среды (температуру, влажность, наличие пищи, освещенность).
  • Познакомить с органами дыхания человека.

Задачи экологического воспитания в подготовительной к школе группе

1 квартал

  • Систематизация знаний об осени, взаимосвязь живой и неживой природы.
  • Дать понятие Вселенная, Космос, Солнечная система, планеты, определение места планеты Земля в Солнечной системе. Местоположение нашей страны, города, края на глобусе и карте.
  • Расширение представлений об использовании человеком факторов природной среды: Солнца, воды, воздуха для удовлетворения своих потребностей. Понятие охраны окружающей среды.
  • Расширить и закрепить знания детей о человеке (питание, дыхание, чувства, размножение и развитие).
  • Систематизация и обобщение знаний о человеке, об отличии человека от растений и животных.

2 квартал

  • Систематизация и обобщение представлений о типичных зимних явлениях в неживой природе, о зависимости живой природы от неживой.
  • Расширение представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре; о приспособлении человека к жизни в суровых условиях.
  • Развивать творчество и фантазию детей, желание смоделировать поезд в соответствии с новыми экологическими требованиями.
  • Расширять знания о микробах, бактериях, вирусах и путях их попадания в организм человека.

3 квартал

  • Систематизация и обобщение представлений о типичных весенних явлениях в природе.
  • Представление о жизни океанов, тропиков, субтропиков, пустынь.
  • Расширение знаний о жизни живых существ в условиях разных экологических систем Красноярского края.
  • Расширение и уточнение представлений о признаках роста и развития живых организмов (увеличение тела, фазы жизненного цикла).
  • Познакомить детей с органом осязания – кожей.