Уровневая дифференциация: из опыта работы. Урок математики. 6-й класс. Пропорция

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели:

  1. знать определение и свойства пропорции;
  2. уметь пользоваться определением и основным свойством пропорции при доказательстве равенств, решении уравнений и задач;
  3. развивать логическое мышление.

Форма проведения: комбинированный урок с использованием уровневой дифференциации.

Оборудование и материалы: ИПК 4-х вариантов, лист самооценки домашнего задания, индивидуальный лист учета знаний, варианты проверочной работы.

1 час (40 минут)

План урока

I. Организационный момент 1 мин.
II. Проверочная работа 5–6 мин.
III. Вводное повторение 2–3 мин.
IV. Объяснение новой темы 10 мин.
V. Закрепление темы 6–7 мин.
VI. Самостоятельная работа 10 мин.
VII. Корректировка 2 мин.
VIII. Домашнее задание 1 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель проверяет на листе заполнение оценок (самооценки домашнего задания). Ученики настраиваются на работу.

II. Проверочная работа

Учитель раздает индивидуальные проверочные карточки (ИПК) на 4 варианта по схеме:

1 ряд   2 ряд   З ряд
1 2   1 2   1 2
3 4   3 4   3 4
2 1   2 1   2 1
4 3   4 3   4 3

Учитель говорит о критериях оценки:

“Первые три задания – оценка “три” (минимальный уровень); четыре задания – оценка “4” (общий уровень); пять заданий – оценка “5” (продвинутый уровень).

I вар. II вар. III вар. IV вар.
1. Превратить в неправильную дробь:
2. Выполнить действия:

Учитель проверяет первые четыре карточки разных вариантов, далее проверяют эти ребята – консультанты.

Результаты сразу заносит на лист контроля.

Ф.И. ученика Самооценка за д/з Виды обязательных упражнений Итоговая оценка Примечание
“+” “-” “•” “:”
А “3” + + ± - “3” Дополнительные упражнения на тему “умножение и деление обыкновенных дробей”
В

Проводится коррекция знаний: повторяются правила перевода смешанных дробей в обыкновенные и правила действий над обыкновенными дробями. Вопросы задаются тем ребятам и на те правила, в которых они допустили ошибки.

III. Вводное повторение

Учитель: А теперь ответьте на такие вопросы: как называется результат сложения, вычитания, умножения, деления?

(Ответы: сумма, разность, произведение, частное).

– Еще раз обращаю ваше внимание, что на уроках математики мы говорим на математическом языке, языке математических терминов.

IV. Объяснение новой темы “ПРОПОРЦИЯ”

Учитель: А теперь решим такую задачу:

“Роза уплатила 39 рублей за 1,5 кг конфет, Нина 52 рубля за 2 кг конфет. По одинаковой ли цене были куплены конфеты?”

Учитель показывает на альбомном листе краткую запись:

39 руб. за 1,5 кг (карточка 0)
52 руб. за 2 кг

– Как это узнать?

Ученики: 39 : 1,5 = 52 : 2 (26 р.)

Учитель: Прочтите эту запись на математическом языке.

Ученики: Равенство двух частных (как вариант “равенство двух делений”).

Учитель: Так вот, ребята, равенство двух частных – пропорция.

V. Закрепление темы [1]

На доске несколько равенств:

2 : 1 = 6 : 3
3 : 3 = 3 : 2
6 : 3 = 4 : 4
10 : 2 = 25 : 5
5 : 1 = 15 : 3

Учитель: Какие из них являются пропорцией? Объясните.

В буквенном виде пропорция записывается следующим образом:

или ,

где a и d называются крайними членами, а b и c – средними.

Учитель: перемножьте в тех равенствах, которые являются пропорцией крайние члены; теперь средние. Какой сделаем вывод?

Запишите: произведение крайних членов равно произведению средних членов – это основное свойство пропорции.

Свойство можно применять в заданиях, где нужно:

1) доказать, что это пропорция;

2) решать уравнения вида , 2 : х = 6 : 3;

3) решать задачи на две величины:

Например: “Для изготовления варенья из ягод нужно взять 3 кг сахара на каждые 4 кг ягод. Сколько сахара потребуется, чтобы сварить варенье из 10 кг ягод?”

(из ж. “Математика в школе” № 6/1985, стр. 40)

Сахар (кг)

3

х

Ягоды (кг)

4

10

Получается пропорция: ; х = ; х = 7,5.

Ответ: 7,5 килограмм.

Учитель: А теперь попробуйте составить пропорцию из чисел 18, 6, 1, 3.

Дети выполняют задание.

Учитель: Что вы заметили?

Выводы:

  1. крайние и средние члены можно менять местами;
  2. числители и знаменатели можно менять местами.

VI. Самостоятельная работа (на листочках)

  1. Равенство двух … называется … (Ответ: равенство двух частных (отношений) называется пропорцией).
  2. Если пропорция верна, то произведение … (Ответ: произведение крайних ее членов, равно произведению средних)
I вар.

II вар.

III вар.

IV вар.

4. Верна ли пропорция?
12 : 3 = 8 : 2 14 : 2 = 28 : 7 5 : 1 = 20 : 4 10 : 2 = 12 : 3
5. Составьте пропорцию из чисел.
1, 2, 8, 4 1, 3, 6, 2 3, 5, 10, 6 1, 18, 3, 6

3. Решите уравнение:

Ответы:

I вар. х = 5, да, (при составлении пропорций возможны варианты);

II вар. х = 1, нет, ;

III вар. х = 2, да, ;

IV вар. х = 15, нет, .

Примечание: Учитель сразу просматривает работы при помощи ассистентов.

VII. Корректировка по ошибкам

(Возможные виды работ: работа в группах, вызов к доске, проверка по образцу, вопросы.)

VIII. Домашнее задание

№ 598 (1) – на “3”;

№ 598 (1,2) – на “4”;

№ 598 – на “5”.

Примечание: Применение уровневой дифференциации на уроках математики в сельской школе способствует, как сказано в публикациях теоретического и прикладного характера (3–5), продвижению и развитию учеников по своей индивидуальной траектории. Задания на трех уровнях: минимальном, общем и продвинутом составлены с учетом предстоящей после прохождения темы контрольной или самостоятельной работы [2]. Показаны задания, а точнее задачи, где возможно применение пропорций в повседневной жизни и на уроках математики. После выполнения самостоятельной, “срезовой” работы обязательно просматриваются результаты:

а) если удовлетворительную оценку получили более 50%, то при переходе к развивающему модулю – знакомство с новым материалом в расширенном объеме или дополнительный материал, образуются первые группы выравнивания типа НМ “некомпетентный-минимальный”; с ними работают ученики минимального уровня, то есть “троечники”. Время от времени их нужно менять, чтобы они тоже двигались к общему уровню.

Учитель в это время работает с учащимися общего уровня. Дополнительный объем информации должен обеспечивать на общем и продвинутом уровнях в группах типа МО, ОП “минимальный - общий”, “общий - продвинутый”.

б) если же срезовую работу выполнили удовлетворительно менее 50% учащихся, то учитель работает в группах выравнивания типа М с большинством, а остальные объединяются в группы поддержки М.

Несколько советов в заключении:

  1. Не экономьте на бумаге!
  2. Все оценивайте и учитывайте, классного журнала для этого не достаточно.
  3. Не экономьте время на объяснении, если хотите научить всех.
  4. Все детально объясняйте и повторяйте.
  5. Консультантами старайтесь делать всех, пусть по “маленькой” операции.

Следует обратить особое внимание на способ распределения вариантов, как исключающий списывание. “Вокруг любого варианта, нет ни одного с таким же номером”

Используемая литература:

  1. Н.Я. Виленкин и др. Учебник математики для 6 класса. – М.: Просвещение, 2007.
  2. А.С.Чесноков, К.И. Нешков. Дидактические материалы по математике для 6 класса. – 7-е изд. М.: Просвещение, 2007, с. 16; с. 43-44; с. 71-72; с.99–100.
  3. Щипулина Л.И. Разноуровневое обучение или как научить всех и каждого в общеобразовательной школе. Журнал “Завуч”, № 1 1998, с. 71.
  4. Драль Ю.С. Принципы уровневой дифференциации, журнал “Народное образование”, №12 за 1989 г., №1, №3, №4, №5 за 1990.
  5. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996.