Рейтинг@Mail.ru

А.П. Бородин. Жизненный и творческий путь. Обзор творчества

Разделы: Музыка


Учебная цель: 1) Умение учащихся охарактеризовать значение творчества А. П. Бородина; 2) Знание основных событий творческой биографии; 3) 3накомство с инструментальными и вокальными произведениями.
Воспитательная цель: Развитие интереса к русской художественной культуре XIX века; На примере творческой личности А. П. Бородина формирование стремления к разностороннему развитию личности, воспитание трудолюбия, патриотизма.
Наглядные пособия и ТСО: 1) Фонограмма, магнитофон; 2) Диафильм «Жизнь и творчество А. П. Бородина»; 3) Ноты произведений Бородина; 4) Портреты А. П. Бородина и его современников; 5) Репродукции картин русских художников XIX – XX в.
Раздаточный материал: 1) Хронологическая таблица «Жизнь и творчество А. П. Бородина»; 2) Карточки-конспекты; 3) Карточки литературно-музыкальной викторины; 4) Иллюстрированные карточки музыкального лото; 5) Таблица «Оперы Н. А. Римского-Корсакова»; 6) Тестовые задания «Шехерезада» Н. А. Римского-Корсакова»; 7) «Текст типографщика «Летопись жизни А. П. Бородина»; 8) Вопросы и темы сообщений для беседы-закрепления «Научный конгресс» (номера приложений соответственно).

Ход урока:

I. Организационный момент: 1) Приветствие, перекличка; 2) Беседа о культурной жизни города; 3) Эмоциональная настройка; 4) Обеспечение учащихся наглядными пособиями и раздаточными материалами; 5) Информация о теме и задачах урока.
II. Проверка домашнего задания; повторение ранее изученного материала: 1. Заполнить таблицу «Сказочные оперы Римского-Корсакова» Приложение5; 2. Устный экспресс-опрос «Шехеразада» Римского-КорсаковаПриложение6; 3. Музыкально-литературная викторина «Сказка в русской музыке» Приложение3:

  1. Пушкин, «Сказка о золотом петушке» - Римский-Корсаков, опера «Золотой Петушок», оркестровое вступление;
  2. русская народная былина - Римский-Корсаков, опера «Садко», 1 картина, речитатив Садко;
  3. русские народные сказки – Мусоргский, фортепианный цикл «Картинки с выставки», «Избушка на курьих ножках»
  4. Островский, пьеса - Римский-Корсаков, опера «Снегурочка»,  пролог, ария Снегурочки;
  5. Пушкин, поэма – Глинка, опера «Руслан и Людмила», марш Черномора;
  6. Пушкин, сказка - Римский-Корсаков, опера «Сказка о царе Салтане и сыне его князе Гвидоне», песенка Белочки «Во саду ли, в огороде» (каждый фрагмент сопровождается иллюстрацией).

III. Изучение нового материала: Мы завершили проверку домашнего задания. Хорошо, что вы помните многое из ранее изученного материала. Посчитаем, сколько очков заработал каждый из вас. При дальнейшей активной работе на уроке вы сможете улучшить свои показатели.
Сегодня мы попрощаемся с творчеством Н. А. Римского-Корсакова и узнаем о ещё одном великом русском композиторе. Александр Порфирьевич Бородин – он из самых выдающихся композиторов XIX в. Изучение новой темы будет у нас необычным. Сначала мы отправимся с вами в дом-музей, потом попадём в кинозал, затем в малый зал филармонии, а в конце урока станем участниками научного конгресса.

«В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
«Я поведу тебя в музей»,-
Сказала мне сестра.
Вот через площадь мы идём
И входим, наконец,

В большой, красивый, красный дом,
Похожий на дворец.
Из зала в зал, переходя,
Здесь движется народ.
И вот, вся жизнь Бородина
Передо мной встаёт».

Ребята, возьмитесь за руки. Сейчас вы становитесь экскурсантами дома-музея Бородина. Получите входные билеты Приложение1. Ведите себя тихо и внимательно слушайте, что скажет экскурсовод.
Мы попадаем с вами в первый зал, экспозиция которого рассказывает о детских года жизни А. П. Бородина. 31 октября (12 ноября по новому стилю) 1833 года в Петербурге, в доме №9 по Гагаринской улице родился Александр.
Здесь вы видите работы художников XIX века, изображающими виды Петербурга (город, где родился композитор), а также фотографии самых известных его архитектурных памятников.
Обратите внимание на этот портрет. Это портрет отца композитора. Лука Степанович Гедианов был князем из рода Имеретинских. На этом портрете работы А. И. Деньера он выглядит величаво и невозмутимо.
А здесь изображена мать будущего композитора. Солдатская дочь Авдотья Константиновна Антонова.
По ряду социальных причин Лука Гедианов не мог записать Александра как своего сына, а поэтому его распорядились записать законным сыном дворового человека Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. Но жил мальчик с матерью.
Весной 1839 года Авдотья Константиновна вышла замуж за военного медика в отставке, коллежского советника Х. И. Клейнеке и поселилась вместе с Сашей в собственном доме. Мать дала А. П. Бородину хорошее воспитание. Благодаря её заботам детство мальчика прошло в благоприятной обстановке. Как вспоминал о ней после один из современников Бородина: «...Никаких она педагогических теорий не знала... но обходилась без них прекрасно и отлично вела своего Сашу. Она умела не вредить ему своим баловством; она с необыкновенной чуткостью изучала его нежную организацию и редкую натуру, подмечала в ней и развивала всякое хорошее начинание…» К сожалению, не сохранилось сведений о том, как и когда будущий композитор начал заниматься музыкой. Однако, несомненно, музыкальная одарённость его проявилась рано. Известно, что он любил изображать шарманщика; сам научился играть на фортепиано. Примечательно, что первым произведением Бородина была полька для фортепиано «Элен», написанная в девятилетнем возрасте.
В 1843 году произошли многие перемены в семье Бородина. Умер старый князь Гедианов (отец), подписав перед смертью вольную - Александр Порфирьевич  стал вольноотпущенным. Они с матерью переехали в новый дом, возле военных казарм, где часто звучала духовая музыка. Мать наняла для него учителя по флейте. Вскоре Бородин неплохо играл на многих деревянных духовых инструментах.
Александр начинает обучаться вместе со своим сверстником Михаилом Щеглёвым различным наукам: русский и французский, латинский, английский языки, история и география, математика и черчение. Но два из них вызвали особую любовь – это химия и музыка. Бородин сам проводил дома самые простые опыты в домашней лаборатории и даже мог делать фейерверки. Во время одного из таких экспериментов он чуть не сжег весь дом. Вместе с Мишей они часто играли ансамбли. «Таким образом,- вспоминает Щеглев,- мы знали чуть не наизусть все симфонии Бетховена и других и в особенности заигрывались и восхищались Мендельсоном». Мальчики ходили слушать концерты симфонического оркестра при Павловском вокзале, где слушали произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена, увертюры к операм Вебера, Керубини, Спонтини, Доницетти, Обера, Мендельсона; посещали оперу, переписывали ноты. Для совместного музицирования Бородин сначала делает переложения произведений других композиторов, а после и пишет музыку. В конце 40х годов в журналах Петербурга появляются публикации его первых произведений.
Летом 1850 года Бородин отлично сдает экзамены на аттестат зрелости при Первой петербургской гимназии. Он вступает в пору юности.
Покидая первый зал, вспомним, что мы узнали:
Кем были родители Бородина?
Чем увлекался Бородин в детстве?
Произведения, каких композиторов Бородин играл со Щеглёвым?
В каком городе прошли детские годы Александра?
На каких инструментах играл Бородин в детстве?
Перейдем в следующий зал, экспозиция которого рассказывает о студенческом периоде в жизни Бородина.
Второй зал – «Годы учения». Первый экспонат, на который я хочу обратить ваше внимание – это прошение от 25 сентября 1850 года о принятии его в число вольнослушателей I курса Медико-Хирургической Академии. С этим заведением будет связана вся жизнь и деятельность Бородина. Её изображение мы можем видеть на этой репродукции. Об этом времени в жизни Бородина один из исследователей пишет: «Медицина увлекла его. ...Переходил с курса на курс в числе наиболее успевающих. Расширялся и его научный кругозор: помимо собственно медицины он с интересом изучал химию, ботанику, зоологию, анатомию, кристаллографию".
Ширится круг художественных интересов Александра. Среди его любимых писателей и поэтов Герцен, Тургенев, Гончаров и Пушкин, Лермонтов. Из иностранных - Ж.Санд, Диккенс, Теккерей... Среди разнообразных предметов в академии всё большее место занимает химия. Он посещает лекции профессора Н. Н. Зинина. Впоследствии для Бородина это будет друг и наставник в жизни и науке. Бородин просит разрешения работать в академической лаборатории.
А. П. Бородин даже во время учебы не оставляет музыки. Он посещает музыкальные вечера. В это время увлекается вокальной музыкой, ведь на кружке у Васильевых исполнялись песни-романсы и дуэты Гурилёва, Варламова, Булахова и др. композиторов. Под таким впечатлением Бородин и сам начинает писать в этом жанре. В середине 1850-х годов появляются такие произведения как - "Что ты рано, зоренька", "Слушайте, подруженьки, песенку мою", "Разлюбила, красна девица", в некоторых из них аккомпанемент поручен фортепиано и виолончели. Бородин посещает музыкальный кружок, где знакомится с русским критиком и композитором А. Н. Серовым.
В марте 1856 года Александр Порфирьевич  с отличием закончил Медико-хирургическую академию. По окончании академии Бородин в числе 4-х лучших выпускников был: определён на службу ординатором во 2-й военно-сухопутный госпиталь, где занимается практической и педагогической деятельностью. Там же во время одного из дежурств он знакомится с молодым Модестом Петровичем Мусоргским. Вспомните, какие произведения Мусоргского вы знаете.
В августе 1857 года Бородин совершает первую зарубежную поездку, на научный конгресс. Вместе с другими учёными он побывал в Берлине, Франкфурте-на-Майне, Париже, и городах. Италии. А уже в марте  Бородин впервые в истории академии защищает диссертацию на русском языке (ранее на латинском). Конференция академии решила откомандировать Бородина за границу "для усовершенствования в науках". 27 октября 1859 года он отправляется в Германию, в город Гейдельберг. В этом городе Александр Порфирьевич  находит много знакомых, приобретает новых друзей. Молодые ученые собираются вместе. Так образовался гейдельбергский кружок, в который входили Менделеев, Сеченов, Бородин и др. учёные. На одном из таких вечеров происходит знакомство с украинской писательницей М. А. Вилинской-Маркович, больше известной под псевдонимом Марко Вовчок, русским писателем Тургеневым. На собраниях кружка обсуждали новые находки в области: науки, литературы, музыки, устраивались музыкально-литературные вечера. На одном из вечеров присутствовала недавно приехавшая пианистка Екатерина Сергеевна Протопопова. Она играла произведения Шопена и Шумана. «Пока я играла,- вспоминает она,- Бородин был у рояля и весь превратился в слух. Он тогда ещё почти не знал Шумана, а Шопена разве только немного больше. Он себя в первый же день знакомства отрекомендовал «ярым мёндельсонистом». Вместе с Протопоповой Бородин совершил ещё несколько поездок по городам Европы. В конце сентября 1862 года они вместе возвращаются в Петербург.
Через некоторое время Александр Порфирьевич  становится профессором Медико-хирургической академии на кафедре химии. А в апреле 1863 года состоялась свадьба Бородина с Екатериной Сергеевной. Теперь они вместе начали посещать музыкальные вечера.
Пройдём в следующий зал – «Музыкальные горизонты».
В один из субботних вечеров у профессора С.П.Боткина Бородин встретился с Милием Алексеевичем Балакиревым, известным в Петербурге пианистом, композитором, автором романсов и оркестровых произведений, общественным деятелем. Кроме того, он уже был директором Бесплатной музыкальной школы и руководителем кружка молодых композиторов - «Могучей кучки». Вспомните, кто из композиторов входил в это содружество (Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, +В. В. Стасов). Балакирев знакомит Александра Порфирьевича  с другими участниками кружка и предлагает ему написать симфонию, вводит его в мир музыкальной жизни – предлагает посещать музыкальные вечера, на которых Бородин знакомится с Л. И. Шестаковой, сестрой М. И. Глинки, А. С. Даргомыжским, сёстрами Пургольд, П. И. Чайковским. Тесное и непосредственное общение с талантливыми музыкантами, атмосфера творческого горения и энтузиазма, новые яркие впечатления, идеалы служения русскому искусству,- всё это увлекало Бородина, зажигало его творческую фантазию, рождало новые замыслы.
Уже в 1867 году появляются два крупных произведения – это опера-фарс «Богатыри» и симфония №1.
Вторая половина 1860х годов в жизни балакиревского кружка отмечена увлечением вокальной музыкой. Это увлекло и Бородина. За три года были созданы романсы на собственные слова - «Спящая княжна», «Морская царевна», «Песня тёмного леса», «Фальшивая нота», и вокальная баллада «Море».
С успехом прошла премьера симфонии №1. Александр Порфирьевич  переживает огромный творческий подъём. Он задумывает вторую симфонию. Но более всего ему хочется попробовать свои силы в написании оперы, жанра над которым работают все участники балакиревского кружка. Александр Порфирьевич  попросил Стасова найти для него сюжет, и непременно русский. 18 апреля 1869 года Бородин встретился со Стасовым на музыкальном вечере у Шестаковой. Здесь и началась работа над «делом всей жизни» – оперой «Князь Игорь», в основе которой «Слово о полку Игореве», памятник древнерусской литературы.
Расширялся круг знакомых Бородина. В частности, зимой и весной 1870 года он нередко посещает семью художника К. Е. Маковского, которая в этот период сблизилась с «Могучей кучкой». Здесь вы можете увидеть портрет А. П. Бородина работы К. Е. Маковского.
В 70е годы довольно медленно совершается работа по сочинению, т.к. Бородин очень занят педагогической и общественной деятельностью (например, симфония №2 была завершена только в 1876 году). В 1872 Бородин участвует в организации Первых высших женских врачебных курсов, и начинает там же читать курс химии. А в 1877 году совершает вместе со своими учениками поездку по Германии.
Следующий экспонат свидетельствует об одной важной встрече во время этой поездки. Это фотография, подаренная Бородину самим Ф.Листом, известным венгерским композитором. Находясь в Йене, Бородин посетил концерт из произведений Ф.Листа, на который приехал и сам автор. Узнав по визитной карточке, что к нему приехал Бородин, Лист стремительно вышел к нему навстречу и, протягивая руку, сказал: «Вы написали превосходную симфонию». В 1875 году Лист получил от одного из издателей ряд произведений Бородина. Лист был в восторге от творчества Александра Порфирьевича, а Бородин от произведений Листа.
По возвращении из поездки Бородин был избран академиком МХА, и теперь нёс ответственность не только за лабораторию, но и за всю кафедру химии.
Последнее десятилетие жизни Бородина отмечено неуклонным ростом его композиторской известности. Его произведения исполняются в России и за её пределами.
В 80е годы происходит много новых знакомств. В 1882 с меценатом М. П. Беляевым, и посещение его музыкальных вечеров. В 1885 году отправляется в поездку по Германии и Бельгии, где знакомится с бельгийской музыкальной деятельницей Луизой де Мерси-Аржанто, которая пропагандировала творчество Бородина, а также дирижёром Т. Жадулем, исполнявшим его произведения в Бельгии. В одном из таких концертов прозвучали 1я и 2я симфонии Бородина, а также симфоническая картина «В Средней Азии». Интерес к восточной тематике характерен для русского изобразительного искусства и музыки этих лет. Ряд картин создал русский художник Верещагин. Небольшая оркестровая пьеса представляет собой музыкальный пейзаж, обусловленный определённой программой, которую Бородин сформулировал так: «В однообразной песчаной степи Средней Азии впервые раздаётся чуждый ей мотив русской песни. Слышится приближающийся топот коней и верблюдов, слышатся заунывные звуки восточного напева. По необозримой пустыне проходит туземный караван, охраняемый русским войском. Доверчиво и безбоязненно совершает он свой длинный путь под охраной русской боевой силы. Караван уходит дальше и дальше. Мирные напевы русских и туземцев сливаются в одну общую гармонию, отголоски которой долго слышатся в степи и, наконец, замирают вдали». Кроме этой симфонической картины в последние годы были созданы квартеты №1 и №2, а также ряд крупных сцен из оперы «Князь Игорь».
В декабре 1886 года Александр Порфирьевич  начинает сочинение симфонии №3, но из-за болезни не может много писать, а 15 февраля 1887 года он скоропостижно скончался от сердечного приступа.
После его смерти Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов дописали (по материалам автора) и дооркестровали оперу «Князь Игорь». Глазунов записал по памяти и оркестровал 2 части 3й симфонии Бородина.
Пройдёмте в последний зал. Экспозиция этого зала носит название «Творческое наследие А. П. Бородина». Его наследие сравнительно не велико по объему, но отличается высокими художественными достоинствами.
Чтобы понять настоящее и предвидеть будущее, Бородин, как и многие художники XIX века, обращался к прошлому. Для творчества Бородина характерна опора на эпические образы, которые пришли из русской истории и народного эпоса. Ярким выражением этого явилась опера «Князь Игорь». Музыка оперы основана на интонациях народных песен – русских и восточных. Яркими красками написаны народные сцены.
Кроме оперы Бородин обращался к различным жанрам симфонической, камерной вокальной и инструментальной музыки. Здесь вы можете увидеть экспозицию из различных изданий произведений А. П. Бородина.
Творчество Бородина составило одну из наиболее самобытных глав истории музыки и оказало плодотворное воздействие на русских и зарубежных композиторов (А. К. Глазунов, И. Ф. Стравинский, К. Дебюсси, М. Равель и др.). Огромное значение имели традиции Бородина для воплощения народно-эпических образов в русской советской музыке (С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов и др.).
Мы покидаем мемориальный музей Бородина и отправляемся в кинотеатр, где увидим фильм о жизни и творчестве этого композитора. Во время просмотра мы ещё раз повторим то, что уже знаем о Бородине и узнаем кое-что новое.
По дороге на урок я приобрел журнал «Музыкальная жизнь». Здесь также помещён материал о жизни и творчестве Бородина, но мне попался бракованный экземпляр. Посмотрите на эту страницу. Это «Летопись жизни А. П. Бородина». В типографии наборщик рассыпал часть текста, выпали отдельные слова. Нам нужно найти нужные слова и дополнить ими текст Приложение7.
IV. Продолжение изучения Симфония №2, квартет №2, романсы. Ребята, вы просто молодцы, вы отлично справились с задачей. И сейчас мы с вами отправляемся в малый зал филармонии, где будут звучать фрагменты из произведений А. П. Бородина. Усаживайтесь на свои места, и мы начнем наш концерт.
«Главные качества его таланта – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединённая с изумительной страстностью, нежностью и красотой» - так сказал о Бородине один из корифеев русской музыкальной мысли XIX века В. В. Стасов.
В 1869 году композитор начал работу над симфонией №2, названной впоследствии друзьями композитора «Богатырской», а завершил в 1876. Впервые она прозвучала в 1877 году под управлением Э. Ф. Направника.
Симфоническое наследие Бородина составляют три симфонии (№3 окончили Римский-Корсаков и Глазунов) и симфоническая картина «В Средней Азии».
А. П. Бородин – создатель нового – эпического -  направления развития русского классического симфонизма.
Эпичность отразилась и на драматургии цикла – картинные сопоставления замкнутых контрастных эпизодов, повествовательность в изложении тем и варьированное их развитие, характерное для русской народной музыки.
В симфонии отражены различные образы: архаичной богатырской силы, героики, лирического пейзажа, обобщённый образ родины.
На основе бесед с автором В. В. Стасов написал программу к симфонии, которая явилась ключом к пониманию музыки симфонии.
Итак, первая часть – «Собрание богатырей» начинается энергичной темой главной партии, которая проводится у всей струнной группы оркестра, в то время как валторны и фаготы подчёркивают остановки на выдержанных нотах. Краткие выразительные мотивы чередуются с тяжёлыми «втаптывающими» ударами. Вслед за первым отрезком этой темы, рождающим представление о богатырской поступи витязей и о могучих ударах доспехов о землю, в верхнем регистре слышится радостный, оживлённый отклик деревянных духовых инструментов, будто солнце заиграло на золочёных шлемах и щитах. Первая часть это экспозиция былинных и лирических образов. В побочной партии звучит мелодия очень близкая к русским народным песням. В центральном разделе (разработке) развитие музыкальных образов приводит к большему нарастанию, и в репризе темы звучат полнозвучно и торжественно. Завершается часть унисонами первой темы.
Богатырские образы возникали и в творчестве многих художников XIX-XX века.
Вторая часть – Скерцо представляется как картина богатырских игр и забав, часто встречающихся в русских былинах.
Третья часть симфонии Andante в Des-dur можно назвать богатырской эпической песней. Она воспринимается, как повествование народного сказителя Баяна о славных битвах и подвигах древних витязей. Аккорды арфы имитируют игру на гуслях.
Четвёртая часть это народно-жанровый финал. Упругие, стремительные по характеру, темы главной и побочной партий связаны с жанром плясовой. Бойкая, лихая пляска богатырей на пиру. Переменный размер. Интонации из различных тем симфонии сочетаются в одновременном звучании или сливаются в новые мелодии. Развёртывается картина народного празднества, венчающего славные подвиги, искрящаяся бурным весельем и богатырской удалью.
Кроме симфонического жанра Бородина привлекала и камерно-инструментальная музыка. В основном она лирического характера. Мы прослушаем фрагмент 3й части из квартета №2. Это ноктюрн. Трепетное чувство выражено вдохновенной мелодией, она удивительно пластична, со множеством мелизмов. Музыка передает картину ночного пейзажа.
Следующим номером нашей концертной программы прозвучит романс А. П. Бородина «Спящая княжна», написанный на слова самого композитора. В этом романсе сочетаются сказочные и эпические образы. Мерное покачивание аккомпанемента, повтор интонаций в вокальной партии связывает романс с жанром колыбельной, и придает музыке черты повествовательности, а постоянно повторяющиеся секунды создают эффект сказочности.
Наиболее значительный из лирических романсов Бородина – элегия «Для берегов отчизны дальной» - написан в 1881 году под впечатлением смерти М. П. Мусоргского. Его музыка передаёт чувство глубокой сдержанной скорби, вызванное тяжёлой утратой. Романс написан по стихотворению А. С. Пушкина, рассказывающему о горечи расставания поэта с любимой. Вокальная партия изложена в напевно-декламационной манере, в ней преобладают секундовые и терцовые интонации, на фоне пульсации диссонирующих аккордов и мелодизированного баса.
В средней части, где говорится о несбывшихся надеждах на счастье и об ином, прекрасном крае, музыка временами как будто светлеет. Мелодия становится менее скованной. Завершается романс речитативной фразой в сочетании с диссонирующими аккордами сопровождения, придающими её трагического звучания.
V. Закрепление. Вы сегодня очень много узнали о жизни и творчестве А. П. Бородина, а значит, сейчас сможете участвовать в научном конгрессе Приложение8. Где выступите со своими небольшими сообщениями. Слушая можно дополнять и исправлять неточности.
А сейчас мы поиграем с вами в музыкальное лото. Возьмите ваши карточки Приложение4. Во время звучания музыкального фрагмента, вы находите эту тему в карточке и отмечаете её порядковый номер фишкой Приложение9.

Приложение2