Повторительно–обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого"(7-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цели урока:

  1. обобщить знания учащихся о личности Петра I и его реформах; осмыслить значение петровских реформ;
  2. выявить положительные и отрицательные черты данного исторического периода;
  3. продолжить развитие  познавательных способностей учащихся, навыков работы в     группах, работы с историческими источниками;
  4. способствовать патриотическому и нравственному воспитанию, привитию     интереса  к изучаемому предмету.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация (Приложение 1).

Ход урока

1. Вводное слово учителя.

На протяжении ряда уроков изучалась одна из самых интересных и спорных эпох отечественной истории – эпоха Петра Великого. Личность Петра Великого и время, которое мы называем петровской эпохой, вызывают интерес и у историков и у граждан России. 28 января 1725 года, в день смерти  первого русского императора, Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра произнес: «…Кого хороним?.. Петра Великого хороним. Закатилось «солнце земли Русской!». «Солнце земли Русской» – высочайшая оценка. Но уже при жизни высказывались совсем иные суждения: находились люди, которые считали царя виновником многих бед России. Даже поэты по-разному отзывались о нем в стихах:

Сей шкипер был,
Тот шкипер славный,
Кем наша двинулась земля,
Кто придал мощно
Бег державный рулю
Родного корабля.
А. Пушкин

Он молвил: «Мне вас жалко, вы сгинете вконец; но у меня есть палка, и я вам всем отец». А.К. Толстой

Почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, продолжаются они и сегодня. «Мы стали гражданами мира, но перестали  быть в некоторых случаях гражданами России – виною Пётр», – писал  Н.М. Карамзин.

Сегодня на уроке мы вспомним все, что мы знаем о Петре и его деятельности, дадим оценку его деятельности  и выполним задание: выявить положительные и отрицательные черты данного исторического периода.

Урок пройдет в форме игры «Умники и умницы», правила которой мы изменили. Соревноваться будут команды, состав которых мы определим в ходе отборочного тура.

2. Отборочный тур.

Все учащиеся выполняют задания, определяются 9 учащихся, набравших наибольшее количество баллов, из них формируется  3 команды «умников». Все остальные учащиеся класса – «теоретики». Во время игры и команды, и теоретики получают жетоны с баллами, по которым будет произведен подсчет и определены победители игры и отмечены самые активные теоретики. (Задания отборочного тура в приложении 2).

3. Соревнования команд.

3.1. В каждом раунде «умникам» предлагаются 3 темы на выбор. Команды отвечают на вопросы по очереди. Если команда не отвечает на вопрос, он переходит к «теоретикам». (Вопросы игры в приложении 3).

3.2. Работа с источниками. (Приложение 4). Командам предлагаются отрывки из источников и вопросы к ним. Пока они готовят ответы, проводится тур для «теоретиков».

4. Тур для «теоретиков». (Приложение 5).

5. Подведение итогов игры. Определение команды-победителя.

6. Выполнение основного задания урока.

7. Итоги урока. Выставление оценок.

Используемые материалы:

Книги:

  1. Горяйнов С.А., Егоров А.А. История России IX–XVIII вв. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  2. Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI–XVIII вв. – М.: Вентана-Граф, 1995.
  3. Артемов В.В. Рабочая тетрадь по истории Отечества. – М.: Просвещение, 2000.

Материалы Интернета:

  1. Шестакова Н.В. Повторительно-обобщающий урок по разделу «Петр I и его реформы».
  2. Онохина Е.Ф.Нетрадиционные уроки в курсе истории (из опыта работы).

Мультимедийные  пособия:

  1. Библиотека наглядных пособий «История России XVII–XIX вв.».
  2. Уроки Кирилла и Мефодия «История России до XIX века».
  3. Энциклопедия истории России 862–1917.