Урок музыки - форма организации музыкальной деятельности детей в школе. Урок музыки - урок искусства

Разделы: Музыка


Цель:

Обеспечить профессиональную готовность будущего учителя музыки к организации урока музыки как формы осуществления музыкальной деятельности детей в школе и как урока искусства.

Задачи:

  1. Сформировать систему знаний об особенностях урока музыки как формы осуществления музыкальной деятельности детей в школе и как урока искусства.
  2. Развивать умение применять полученные знания в процессе решения педагогических задач.
  3. Развивать умение осуществлять музыкально-педагогический анализ музыкального произведения.
  4. Формировать устойчивый интерес студентов к профессиональной деятельности учителя музыки.

Тип урока: проблемная лекция.

Методы (методы проблемно-развивающего обучения):

  1. Создание проблемной ситуации.
  2. Самостоятельная работа, основанная на опережающей подаче нового учебного материала (опережающее домашнее задание).
  3. Привлечение студентов к проблемной формулировке темы.

Учебно-дидактический материал:

  1. Схема будущего опорного конспекта.
  2. Раздаточный материал с планом или описанием фрагмента урока музыки для работы в группах.
  3. Хрестоматия к программе по музыке 1-3 класс под редакцией Д.Б. Кабалевского.
  4. Программа по музыке 1-3 класс под редакцией Д.Б. Кабалевского.

Предварительная работа студента:

  • • Познакомиться с типологией урока музыки, представленной Э.Б.Абдуллиным в учебном пособии Э.Б.Абдуллина “Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе”.
  • • Выделить основные моменты организации каждого типа урока.
  • • Проанализировать содержание (цель и задачи) урока № 6 в 4 (3) классе III четверти программы “Музыка” Д.Б. Кабалевского.
  • • Прослушать и определить характер и содержание музыкальных произведений.

Содержание деятельности студентов:

Самостоятельный поиск решений на проблемные вопросы, самостоятельная работа в группах по решению педагогических задач.

Учебно-методическая литература:

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М., 1983. – с. 100-106.
  2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М., 2002.
  3. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., 2001.
  4. Программа по музыке 1-3 класс под редакцией Д.Б. Кабалевского. – М.,1982.
  5. “Музыка в школе”, – 2004 г., № 3.
  6. Хрестоматия к программе по музыке 1-3 класс под редакцией Д.Б. Кабалевского. – М., 1982.
  7. Школяр Л.В. Методика музыкального образования в школе. – М., 2001.

Ход учебного занятия

Перед вами будущий опорный конспект (Приложение 1). В течение урока вы его заполните. Мы начинаем новую тему “Урок музыки – форма организации музыкальной деятельности детей в школе”.

Основной формой организации музыкальной деятельности детей в школе является урок.

Сегодня мы подробно рассмотрим тему по следующему плану:

  1. Сходство и отличие урока музыки от других школьных дисциплин.
  2. Типы уроков музыки.
  3. Художественно-педагогический замысел урока музыки.
  4. Художественно-педагогическая драматургия урока музыки.

Мы обратимся к рассмотрению урока музыки как формы организации музыкального деятельности детей в школе. Но это не полная формулировка темы. Полнее сформулировать тему урока нам помогут те недостатки в проведении урока музыки в школе, которые выделены Р А. Ахмадеевой в статье, опубликованной в журнале “Музыка в школе” (2004 г., № 3):

  • Отсутствие установления на уроке оптимального соотношения в триаде “учитель – ученик – музыкальное произведение”. Главным действующим лицом является не музыка или дети, а учитель и его монолог.
  • Потребность, способность и готовность к продуктивному художественному общению, самостоятельному постижению духовной сущности музыки, неординарные суждения учеников, их собственные впечатления от музыки часто остаются без внимания учителей музыки, не получают развития и логического завершения.
  • Музыкальное произведение в его ценностном значении редко становится объектом для сосредоточенного “вслушивание”, “заинтересованного наблюдения” (по выражению Б.Асафьева) со стороны учителя и учеников.
  • Современный урок музыки не осуществляет высокую духовную миссию искусства.

(Вывод делает педагог, студенты не формулируют. Формулировка темы урока дополняется – “Урок музыки – урок искусства).

Итак, выделенные недостатки указывают на то, что многие учителя не берут во внимание, что урок музыки – это урок искусства. Поэтому в процессе рассмотрения урока музыки как формы организации музыкального образования детей в школе мы рассмотрим урок музыки с педагогической и с художественной точки зрения, выделив особенности организации урока музыки как урока искусства. Рассмотрение урока музыки с этих позиций связано с сочетанием в нем как педагогического, так и художественного. Именно это сочетание наталкивает нас на выявление сходства и отличия урока музыки от других школьных дисциплин. Активизируя собственный опыт музыкального обучения в школе, а так же опыт, полученный в процессе практики наблюдения уроков музыки в школе, постарайтесь выявить сходство и отличия урока музыки с другими школьными дисциплинами.

(Студенты выявляют).

I.

а) Сходство урока музыки с другими школьными дисциплинами:

  • Предмет “Музыка” входит в учебный план и подчинен общей цели образования среднего общего образования.
  • Преподавание в школе урока музыки строится на основе общедидактических принципов и методов.
  • В основе построения лежит учет психолого-педагогических особенностей школьников.
  • Организация урока: продолжительность урока, типы урока, класс – имеет один и тот же состав учащихся определенной возрастной группы.
  • При наличии разных форм работы урок должен быть целостным.

б) Отличие урока музыки от других школьных дисциплин:

  • Цель урока музыки конкретизируется в формулировке – формировать музыкальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры школьника.
  • Урок музыки строится на специфических принципах и методах музыкального образования.
  • Урок музыки включает различные виды музыкальной деятельности
  • Познание музыки на уроке происходит на основе единства эмоций и разума, единства художественного и технического.

Частный вывод.

Итак, сходства нацеливают нас на восприятие урока музыки как школьного предмета, а отличия – на восприятие его как урока искусства.

Обратимся к уроку как школьной дисциплине. При планировании урока музыки должны быть представлены основные компоненты образовательного процесса (тема, задачи, методы, виды деятельности, определен тип урока, т.е. место, которое он занимает в той или иной теме). Более подробно со всеми компонентами мы познакомимся в теме “Планирование урока музыки”, а сегодня остановимся на особенностях организации различных типов урока музыки. Вашим домашним заданием, было, познакомится с типологией урока музыки представленной Э.Б.Абдуллиным в учебном пособии Э.Б.Абдуллина “Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе”. Выделите основные моменты организации каждого типа урока.

(Студенты раскрывают особенности организации каждого типа урока).

II. Типы уроков музыки (по типологии Э.Б. Абдуллина):

а) Урок введения в тему –
б) Урок углубления темы –
в) Урок обобщения темы –

Сейчас вам предстоит работа в группах.

(Деление на 3 группы)

Каждой группе предлагается план или описание фрагмента урока музыки (Приложение 2).

Задача:

Внимательно изучите и проанализируйте его. Выделите три основных момента в организации содержания деятельности детей на уроке и попытайтесь определить тип урока музыки.

III. Художественно-педагогический замысел урока музыки.

Теперь обратимся к рассмотрению особенностей урока музыки как урока искусства. Рассматривая урок музыки как урок искусства, многие педагоги-музыканты сравнивают его с музыкальным произведением и театральным действом (спектаклем).

“ Урок музыки – художественно-педагогическое действо, он строится по законам искусства, по законам художественной драматургии”. Т.В. Челышева

“Создание художественной целостности школьного урока (музыки) адекватно театральному процессу”. С.Л. Старобинский

В этой связи правомерным является проведение аналогии спектакля со школьным уроком музыки. Проанализируем таблицу.

(Студенты проводят анализ таблицы).

Что нужно для постановки спектакля Что нужно для постановки урока музыки
Пьеса, режиссерский сценарий, сценические условия, Тема урока, учительский сценарий, необходимые условия проведения урока.
Кто нужен для спектакля Кто нужен для урока музыки
Актеры, зрители, режиссер, декораторы, гримеры и т.д. Ученики (не знающие содержания будущего урока, но участвующие “на равных” с учителем), учитель (актер, сценарист, режиссер, художник-дизайнер).
От чего зависит успех спектакля От чего зависит успех урока
От восприятия зрителя, от его возможностей к сопереживанию, его понимания авторского замысла, режиссерского прочтения, актерского воплощения От восприятия детей, от их возможности к сопереживанию, от их понимания учительского замысла, его режиссерской и актерской убедительности.

Как любое художественное действо имеет свой замысел, так и урок музыки имеет свой художественно-педагогический замысел. Главными действующими лицами художественно-педагогического замысла урока музыки являются: Дети, Музыка, Учитель. Учитель находится в сотрудничестве с детьми. Учитель музыки должен помочь ребятам эмоционально глубоко проникать в музыкальное произведение, находить широкие связи музыки и жизни в процессе восприятия и исполнения музыки. “Проживай, сочувствуй, сопереживай вместе с композитором и детьми!” – призывает Т.В. Челышева.

IV. Художественно-педагогическая драматургия урока музыки.

Художественно-педагогическая драматургия урока музыки предполагает выстраивание урока в определенную последовательность с целью раскрытия его художественно-педагогического замысла. “Урок, – как отмечают Осеннева М.С., Безбородова Л.А., – должен быть выстроен как цельная динамичная композиция”.

“У этой композиции, – отмечает Терентьева Н.А., – есть своего рода завязка проблемы, ход её решения, кульминация, самая яркая точка урока, когда на максимально высоком эмоциональном напряжении дети делают для себя неожиданные эстетические открытия, и, наконец, развязка, где подводятся итоги”.

Таким образом, художественно-педагогическая драматургия предполагает следующие этапы:

  1. Завязка урока – вход в класс под музыку. Звучание музыки может выполнять несколько функций:
  • вход – как возможность повторения изучаемого произведения;
  • вход – как ввод в тему, атмосферу урока;
  • вход – как организующее начало;
  • вход – как включение в музыку. Это тихий вход без приветствия. Дети тихо садятся по знаку учителя;
  • вход – как ввод в интонационную атмосферу эпохи или какого-либо композитора.

Выделение, сообщение главной темы-проблемы, постановка основных задач урока.

  1. Развитие урока, подготовка кульминации. Предполагает постановку проблемной ситуации, проблемных вопросов. На этом этапе используются методы “размышления о музыке”, “проблемных ситуаций”
  2. Эмоционально-смысловая кульминация.
  3. Развязка, выводы, подведение итогов урока. Обобщение содержания урока, оценка работы учащихся.

Вашим домашним заданием было:

  1. Проанализировать содержание (цель и задачи) урока № 6 в 4 (3) классе III четверти (Приложение 3).
  2. Прослушать и определить характер и содержание музыкальных произведений (Приложение 3).

На основе домашнего задания попытаемся выстроить художественно-педагогическую драматургию данного урока музыки, выявив определенную последовательность музыкальных произведений в зависимости от их содержания, постепенного решения задач урока.

(На доске обозначены этапы драматургии урока: завязка – развитие – кульминация – развязка).

Для начала в выстраивании драматургии необходимо определить самую яркую точку – кульминацию. Обычно это самое эмоциональное произведение и в нем заключена вся суть художественно-педагогического замысла урока, содержания темы урока. Обычно кульминация располагается в середине или во второй части урока. Давайте определим наиболее эмоциональное произведение, в котором заложен самый глубокий драматический смысл.

(Студенты относят к кульминации произведение Д.Б. Кабалевского “Вариации на японскую народной тему”)

Далее важно (выявить) завязку урока и его развязку. Определите, что служит завязкой урока, этапом художественно-педагогической драматургии, на котором выделяется проблема урока.

(Студенты относят к завязке урока вход на урок под произведение И. Дунаевского “Летите, голуби” и слушание песни М. Блантера “Катюша” на японском языке, японскую народную песню “Вишня”. Обосновывают свой выбор).

На основе какого произведения можно подвести детей к определению основных итогов урока, которое поможет обобщить и вывести на новый уровень знания детей, т.е. к этапу развязки урока?

(Студенты относят к развязке урока исполнение песни Ан. Александрова “Нас много на шаре земном. Обосновывают свой выбор”).

Постарайтесь определить из оставшихся музыкальных произведений, какое произведение соответствуют этапу развития урока.

(Студенты относят к развязке урока разучивание и исполнение японской народной песни “Вишня”. Обосновывают свой выбор”).

Вывод по учебному занятию:

Сегодня нами выявлены основные особенности организации урока музыки. Определены сходство и отличие урока музыки от других школьных дисциплин. Выявлены особенности организации урока музыки как урока искусства.

Знание учителем музыки специфических особенностей организации урока музыки позволит выстроить процесс постижения ребенком музыкального искусства на законах искусства и тем самым интересно и увлекательно ввести ребенка мир прекрасного, в мир музыки.

Домашнее задание:

Составить художественно-педагогическую драматургию урока 1(2) класса, 1 четверти, 6 урока по следующему плану:

  1. Определить тему четверти, тему урока.
  2. Прослушать и проанализировать музыкальный материал.
  3. Выбрать три точки художественно-педагогической драматургии (кульминацию, завязку, развязку) и связующие разделы.