Учебная дисциплина "Музыкальная литература". Тема: "Истоки поэтичности творческого метода Н.А. Римского-Корсакова в зеркале эпохи"

Разделы: Музыка


Цель: Раскрыть особенности творческого метода композитора и уникальность личности в контексте конкретной социально-культурной обстановки эпохи рубежа веков.

Задачи:

  1. Формировать умения обобщать весь объём пройденного материала по теме до важнейших выводов.
  2. Формировать умения оперативной работы с разными информационными источниками.
  3. Формировать умения аргументировать свою точку зрения на творчество композитора в публичном выступлении.
  4. Развивать умение опираться на результаты учебно-практической и познавательной деятельности
  5. Воспитывать восторженное отношение к красоте, значимости, неповторимости музыкальных произведений.

Оборудование:

  • Интерактивная доска для демонстрации слайдов.
  • Листы-задания для работы в группах.
  • Учебные пособия, дополнительная литература для самостоятельной подготовки.
  • SDплеер.
  • DVDмагнитофон.
  • Рабочие тетради.
  • Тетради с конспектами для самостоятельной работы.

Проблемная ситуация.

Все ли произведения художников эпохи:

а) могут являться историческим документом эпохи;
б) созвучны произведениям композитора.

Художественный стиль – важнейший элемент
культуры, одна из самых совершенных и емких
форм культурной памяти человечества.

В. Медушевский

В течение урока звучат фрагменты из музыкальных произведений композитора, записанные на SDплеере и DVDмагнитофоне. Формулировка темы урока в конце.

По ходу учебного занятия в тетрадях постепенно заполняется опорная схема (Приложение 1), отражающая особенности творческого метода, истоки музыкального вдохновения и черты стиля.

Ход урока

Вступительное слово преподавателя.

Последняя треть XIX – начало XX века представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Это пора стремительного развития и выдвижения новых сил и идей, что связано с переоценкой ценностей, пересмотром утвердившихся представлений и этической оценки.

Постановка учебной задачи. Какую музыку в качестве музыкально эпиграфа вы хотели бы услышать в связи со сказанным и учитывая, что мы закончили анализировать не только творчество Римского-Корсакова, но и композиторов всей “Могучей кучки”?

Ответы студентов. Это будут примеры из оперного и вокально-камерного творчества Мусоргского, как наиболее полно и глубоко отразившего противоречия эпохи, сложность исторических процессов России.

Преподаватель. А если я предложу свой вариант – в качестве визитной карточки композитора Римского-Корсакова послушать следующий фрагмент (звучит оркестровый эпизод сцены Снегурочки и Весны из 4 действия оперы “Снегурочка”)?

Ответы студентов. Эта музыка очень красивая, но она не отражает основные процессы, происходящие в данное историческое время.

Преподаватель.

  • Найдите цитату Б. Асафьева о личности Римского-Корсакова и сформулируйте главную жизненную и творческую задачу композитора (цитата об отношении к искусству как к жизненной задаче и нравственного требования долга и учительства. Рапацкая Л.А. “История русской музыки от древней Руси до “серебряного века”. Москва, Владос, 2001, стр. 215).

  • Определите, есть ли в этом социальный запрос времени?

Ответы студентов. Великие потрясения в России не смогли не отразиться на ее культурном развитии. Идет усиление процесса интеграции России в мировую культуру. В литературе и живописи того времени доминирует одно направление – реализм (отражающий правду жизни), острое чувство гражданственности. Создание Товарищества передвижных художественных выставок и артелей художников (“Бунт 14”) как отклик на исторические события. Желание не только запечатлеть все на полотне, но и донести как исторический документ до зрителя. Широта тематики и многообразие жанров в русском изобразительном искусстве: от произведений сатирических, обличающих, построенных по принципу прямого социального контраста, до произведений философских, поэтических, полных раздумий о судьбах Родины и утверждающих достоинство и красоту человека.

Преподаватель. Охват жизни композитора – от пореформенных лет, эпохи новаторских свершений “Могучей кучки” до “серебряного века”, периода между двумя русскими революциями. “Новая русская школа” – основа союза – идеология (славянофильство), общие эстетические установки. Роль Н.А. Римского-Корсакова, пропагандиста, просветителя, завершившего многие великие труды А.П. Бородина, М.П. Мусоргского. Движение за сохранение и развитие национальных традиций. Формирование художественной национальной школы. Проблема народности, центральная для эстетики кучкистов решена в творчестве Римского-Корсакова своеобразно, не в социально-обличительном плане (как у Мусоргского), он воспевает народ как носителя прекрасных и вечных духовных ценностей (общее для русского народнического движения – идеализация крестьянства и вера в “особый путь” России). Проблема исторического пути в творчестве писателей А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, публицистов Н.К. Михайловского и П.Л. Лаврова. Реализм как ведущее направление русской художественной культуры второй половины XIX века.

Раскроем истоки творчества, повлиявшие на выбор творческого метода.

Задание № 1. Актуализация знаний.

Практическая работа в группах, выступление одного из группы (3-4 версии). По карточкам составить краткий интересный рассказ о личности Римского-Корсакова, выборочно опираясь на предложенную справочную информацию, добавляя ее своими сведениями, полученными в ходе самостоятельной работы (Приложение 2).

Обсуждение результатов публичных выступлений с точки зрения лаконичности, художественности и полноты раскрытия уникальности личности композитора. Выбор наиболее удачной версии из выступлений студентов.

Выводы. Для мировоззрения композитора характерны созерцательное, спокойное, овеянное пантеистическими настроениями жизнеощущение, эпика и сказочность, яркое чувство природы, глубокая привязанность к ней. Он – философ-созерцатель, в основе творческого метода слияние двух основных тенденций – романтизма и реализма (объединение фантазии и реальности), направление “поэтический реализм”. Многие страницы, рожденные фантазией композитора (и народа!), воспринимаются как некая прекрасная “поэтическая реальность” (былинный Новгород, сказочная Тьмутаракань, Берендеево царство).

Сравнительный анализ сводной таблицы по стилям в искусстве. Отталкиваясь от обобщенного, привязанного к правилам, прийти к индивидуальным характеристикам, свойственным только Римскому-Корсакову. Акцентировать внимание на назначение музыкального искусства в разных стилях, идеях, образах и средствах выразительности (Приложение 3).

Вывод. Как показывает всемирная история искусств, творческие поиски любой переломной эпохи характеризуются как этапы активного, а порой и непримиримого “выяснения отношений” нового и прежнего, устоявшегося. Очевидно, что базисным явлением для культуры этого периода оказалось не противостояние народившегося и традиционного, а их “мирное сосуществование”. Понятие “культурного Возрождения” распространялось на область художественного творчества и сферу философско-мировоззренческих представлений.

Преподаватель. Все ли произведения художников той эпохи созвучны произведениям композитора?

Ответы студентов. Нет, например, полотна И.Е. Репина, В.И. Сурикова в жанре исторической картины передают переломные моменты истории России, воплощают трагические страницы жизни русского народа и созвучны произведениям М.П. Мусоргского.

Преподаватель.

  • Приведите примеры художественно-смысловых параллелей, созвучных произведениям Римского-Корсакова из творчества передвижников (из домашнего задания).

Ответы студентов. А.К. Саврасов “Грачи прилетели”, Открытие в пейзаже поэзии, привнесение живого человеческого чувства и эмоционального отношения к увиденному.

А.И. Куинджи “Украинская ночь”, передача фантастической по красоте картины окружающего мира.

М.В. Васнецов “Аленушка”, “Богатыри”, обращение к образам фольклора и средствам выразительности, соответствующее народно-поэтическим представлениям. Рождение “былинного стиля”.

Вывод. Этих художников объединяет с композитором соединение реалистического видения природы с поэтико-романтическим. Композитор оставался верен идеалам шестидесятников, сохранив до конца дней высокое чувство моральной ответственности перед слушателями, умение воспринимать действительность с оптимизмом.

Преподаватель. Необходимо добавить, что его творчество во многом созвучно творчеству одного из основоположников символисткой живописи М.А. Врубеля, художника, вокруг которого разворачивались на рубеже веков жаркие дискуссии. Многие герои словно бы сошли с оперной сцены. Полотна “Царевна Лебедь” и “Тридцать три богатыря” “звучат” как продолжение картин опер “Сказка о царе Салтане” и “Садко”, (демонстрация репродукции “Царевна Лебедь”, звучит лейтмотив Морской царевны из оперы “Садко”).

  • Определите, что объединяет композитора и художника в творческом методе?

Ответы студентов. Их объединяет колористическое мастерство, красочность, тонкая инструментовка. Интерес к цвету как смыслу, наличие лейттембров.

Преподаватель. Объединение фантазии и реальности, отзывчивость к прекрасному нашли отражение в музыкальных пейзажах композитора.

  • Приведите примеры из различных музыкальных жанров.

Ответы студентов. Опера “Садко”, симфоническая сюита “Шехеразада” – многочисленные картины моря (северного, южного), в опере “Снегурочка” – картины зимнего, весеннего и летнего леса и многое другое.

Преподаватель. Передавая голоса природы, он создал новые средства музыкальной выразительности, предвосхитил развитие колористических направлений в XX веке.

Вывод. Таким образом, можно сказать, что живопись Врубеля музыкальна, симфонична; а музыка композитора – живописна, изобразительно зрима. Эстетическая программа Римского-Корсакова совпадает с представителями крупнейших художников нового русского направления, таких как М.А. Врубель, М.В. Нестеров, В.Э. Борисов-Мусатов.

Преподаватель. Н.А. Римский-Корсаков: “Мой род – это сказка, былина и непременно русские”. Какое место понятия: миф, архаика; пантеизм – занимают в творчестве Римского-Корсакова и его мироощущении?

Ответы студентов. Миф – вымысел. Вымыслить – извлечь из суммы реально данного основной смысл и воплотить его в образ (М. Горький).

Обращение к сказочным образам, мифологии и фантастике типично для композитора в передаче общечеловеческих вечных ценностей. Примеры: “Снегурочка”, “Золотой петушок”, “Кащей Бессмертный”, “Сказка о царе Салтане”.

Преподаватель. Структура сказки как повествовательного литературного жанра, типология ее сюжетов, мотивов и образов связаны с прочно устоявшимися традициями. Для нее характерны специфические закономерности, свойственные жанру.

Задание № 2. Включение в систему специальных знаний и повторение (индивидуальная работа – совместное суммирование результатов).

Преподаватель.

  • Перечислите закономерности эпических жанров, исходя из конкретного музыкального произведения, например, проанализированной нами на предыдущих уроках оперы “Снегурочка”.

Ответы студентов. Эпическое начало в неспешности разворачивания музыкального материала (по выражению Гете, если “драма спешит”, то “эпос медлит”).

Большой объем произведения, многоплановость драматургии – параллельное существование 2-х взаимодополняющих линий: лирической и сказочной.

Драматургическая двойственность финала – гибель Снегурочки и торжество Ярилы-Солнца (незыблемость идеи, управление естественным круговоротом природы).

Философская подоплека в образах (например, царя Берендея и т.д.).

Наличие большого количества персонажей, условно разделенных композитором на три группы: реальные, полуреальные, мифические.

Преподаватель. Б. Асафьев: “Снегурочка есть постижение “космоса” через ощущение красоты, сквозь призму народной эстетики”. Время создания характерно всплеском этой тематики в художественной культуре. Римский-Корсаков открыл неисчерпаемые возможности оперы-мифа, воплотившей древнее народное мировоззрение в новой художественной форме. Новый этап в поисках “исканий родной красоты” – отказ от внешнего правдоподобия, опора на повествовательность, созерцательность. Какой смысл мироощущения и миропонимания древних славян извлёк Римский-Корсаков и воплотил в своём творчестве?

Вывод. Основой проблематики творчества Римского-Корсакова является стремление воссоздать художественный строй древнерусского и народного искусства. Бесконечность бытия. Гармония человека и природы. Величие мира. “Народ” в его идеальных чертах.

Преподаватель. Анализируя высказывание Асафьева, постижение мира Римский-Корсаков осуществляет через “ощущение красоты”. Каковы основные образы большинства произведений композитора?

Ответы студентов. Позитивные, возвышенные. Характерно: лиризм, теплота + высокая грандиозность, философская значимость.

Преподаватель. Как эта “красота” осуществляется композитором в конкретных средствах выразительности?

  • Приведите примеры из истоков, питающих его музыкальный язык и являющихся одним из коренных признаков его стиля.

Ответы студентов (совместное суммирование результатов).

Использование цитат, реконструкция их из элементов, сохранившихся в поздних образцах.

Введение народных речитативов, пастушьих наигрышей, эпических напевов.

Введение церковных песнопений (знаменная тема Ярилы, поминание Масленицы).

Песенность, романсовость, ариозность (как основа музыкальных характеристик героев).

Воздействие ораториального стиля старых мастеров (в кульминационных массовых сценах опер).

Обряды годового цикла, календаря.

Вывод. Приведение всего к единству стиля – тайна, которую никто не может разгадать (несмотря на подробный анализ, схемы, данные автором в “Летописи моей музыкальной жизни”). Главное – неповторимость по художественной гармонии, свежести и чистоте воплощения идеала прекрасного (ощущение красоты через призму народности).

Рефлексия деятельности. Подведение итогов совместных размышлений.

Цель композитора, его творческого метода – в воссоздании народного мышления; отказ от характерной для XIX века социальности, историчности, повествовательности в решении русской темы. Движение к вечным формам национальной красоты. Новый образ России – не страдающей, стонущей, нищей, а страны с великим прошлым и будущим.

Формулирование студентами темы урока (“ В поисках красоты”, “Проблемы красоты и гражданского долга художника”, “Реализм и романтизм: взаимовлияния в стиле композитора”, “Художественность как основа творческого метода представителя поэтического реализма Н.А. Римского-Корсакова” и т.д.). Подтверждение лучших предложений ходом размышлений на уроке.

Краткая аннотация источников, которые были использованы при подготовке и в работе на уроке (преподаватель выделяет свои любимые и рекомендует новые, в том числе публикации в периодике).

Эпилог. Демонстрация репродукций К.А. Васильева, созданных с 1973 по 1976 годы (Приложение 4. “Встреча у окна”, “Ожидание”, “Плач Ярославны”, “Человек с филином”).

Преподаватель.

  • Выявить общность в мировоззрении художников (живших в разных веках) и творческом методе как его результате. Современны ли нашей эпохе эти полотна? Нужно ли современному человеку понимать символику древнерусского искусства?

Ответы студентов. В наш век, век активизации всех процессов (научно-технических, прежде всего) этот художник дает нам понятие об истинной красоте в насыщенном, духовном плане. Он – истинный романтик, его искусство, как и музыка Римского-Корсакова, не подвластно тлену времени, потому что возрождает в нас через обобщенные образы древней Руси, мифы и легенды оптимистическое, позитивное, нравственное начало.

Преподаватель. Эти художники помогут восстановить притупленный у цивилизованного человека высший дар – способность читать книгу природы и понимать ее язык. Проникать духовным взором в тайны мироздания и внутренне преображать людей. Искусство постоянно возвращается к своим истокам, воссоздавая все снова, и в этом новом возрождая жизнь. Наследие – как спасающая сила! Достоевский Ф.М.: “Тяга людей к прекрасному – залог духовного здоровья нации”. Каким произведением вы бы хотели завершить урок?

Ответы студентов. Из творчества Римского-Корсакова: “Полет шмеля” и “Три чуда” из оперы “Сказка о царе Сартане”, увертюра “Светлый праздник”, а из творческого наследия М.П. Мусоргского – “Рассвет на Москве-реке” из оперы “Хованщина”.

Задание № 3. Контроль. Письменное выполнение тестового задания (Приложение № 5).