Открытый урок по физике в 7-м классе. Тема: "Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил"

Разделы: Физика


Структура урока представлена следующими этапами :
1. организационный момент ;
2. подготовительная разминка к восприятию нового материала;
3. объяснение нового материала ;
4. закрепление изученного и контроль знаний;
5. подведение итога урока.
Считаю, что при таком построении возможно получить базовые знания. Совмещение подготовительной разминки перед практической частью с самой практической работой расширяет понятие «силы». На протяжении всего урока можно проследить такую логику:

  • разминка предупреждает ошибки в практической части. Данный этап урока отрабатывает базисный минимум;
  • изучение нового материала закладывает основы анализа, во время которого ученики не только слушали, но и умели анализировать и делать из этого соответствующие выводы;
  • при проведении практической работы старалась выявить знания детей, но тут же вела работу на закрепление навыков Материал для урока отобран так ,чтобы данный урок обеспечил развитие знаний ,умений и навыков предыдущих уроков. Говоря о последующем изучении материала, этот урок расширяет понятие «силы» и дает задел на далекое будущее, на расчет равнодействующей силы с применением теоремы Пифагора и теоремы косинусов.

Оборудование:
1 динамометры;
2 набор грузов.

Цели урока:
1) Ввести понятие равнодействующей сил. Получить правила для ее нахождения, применять их к решению задач;
2) Продолжить формирование математического и физического мышления, логики;
3)Воспитание уважительного отношения друг к другу при работе в группах, умение слышать товарища, чувство сопереживания.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Подготовительная разминка для восприятия нового материала:
а) Какой физический смысл мы вкладываем в понятие «сила»? (сила-мера взаимодействия тел.)
б) Что характерно для нее, как для физической величины? (числовое значение, направление, точка приложения.)
в) Каким прибором измеряется?
(динамометр)
г) Единицы измерения?
(Ньютон)

III. Объяснение нового материала.
В большинстве случаев, с которыми мы встречаемся в жизни, на тело действует не одна сила, а сразу несколько. Например, тело подвешенное на пружине(см.рис.)
В этом и других подобных случаях можно заменить действие нескольких сил, одной равноценной по своему действию этим силам Вот тема нашего урока и называется «Равнодействующая сила».
Вывести детей на самостоятельную формулировку равнодействующей сил .А теперь сравним с определением данным в учебнике.(1)
Обратимся к опыту:
Опыт по рис 74(1)

а) б)
Вывод из опыта: R= F1+F2

Опыт по рис76(1)

а) б)
Вывод из опыта R= F2-F1

Может ли равнодействующая сил равняться нулю? Когда? Как это скажется на движении тела?

IV. Закрепление материала: работа с карточкой

V. Подведение итога урока.
Домашние задание: §29 упр11(1,2,3)

Приложение

ЛИТЕРАТУРА:

1. Перышкин А. В. Физика.7кл.:Учеб. для обшеобразоват.учреждений.-7е изд., стереотип .-М.: Дрофа .2003.-192с.:ил.
2. Чеботарева А.В. Самостоятельные работы учащихся по физике в 6-7 классах: Дидакт. Материал. Пособие для учителя. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 158с., ил.