Компьютерные технологии на уроках окружающего мира. Урок по теме "Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: 

  • познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией; 
  • сформировать представление о Вселенной, о размерах и происхождении Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды;
  • развивать познавательный интерес у учащихся.

Оборудование:

  1. ПК;
  2. Мультимедийный проектор;
  3. Презентация  Microsoft Power Point (Приложение 1).

Ход урока

1. Организация учащихся.

Мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие в Космос, во Вселенную (Приложение 1).

2. Сообщение темы урока.

(Слайд 1)

Сегодня на уроке я предлагаю посмотреть вам на мир глазами астронома.

3. Работа над новым материалом.

А кто такие астрономы и что такое астрономия. Как вы думаете?

(Слайд 2)

Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» - звезда и «номос» - закон.

(Слайд 3)

В толковом словаре записано: Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.

Астроном – специалист по астрономии.

Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочётами. Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо, потому что на стенах пещер найдены его рисунки. Гораздо позднее на помощь астрономам приходят приборы. Называются они ТЕЛЕСКОПЫ.

(Слайд 4)

Для наблюдения неба телескоп впервые использовал итальянский астроном Галилео Галилей. В 1609 году он построил несколько телескопов, с помощью которых он увидел кратеры на Луне, пятна на Солнце, наблюдал фазы Венеры и обнаружил, что вокруг Юпитера обращаются четыре спутника.

- Так выглядел телескоп Галилея.

(Слайд 5)

Современные телескопы позволяют астрономам видеть далёкие миры и узнавать о тайнах Вселенной.

А это более современные телескопы, оптические телескопы.

(Слайд 6)

С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос.

Предположительно, Вселенная возникла в результате невообразимо мощного Большого Взрыва, который произошёл примерно 15 миллиардов лет назад.

(Слайд 7)

Во Вселенной бесчисленное множество звёзд

(Слайд 8)

и других небесных тел.        

(Слайд 9)

Вселенная состоит из множества Галактик. Одна из них -Галактика Млечный путь состоит примерно из 200 миллиардов звёзд. И Солнце со своими планетами – только одна из них.

(Слайд 10)

Солнце и движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему.

(Слайд 11)

Сегодня известно, что солнце возникло вместе с планетами свое системы из большого холодного облака газа и пыли. Сначала образовалось сферическое облако, которое , сжимаясь, вращалось всё быстрее. Под действием центробежных сил оно превратилось в диск. Почти всё вещество облака сгустилось в центре этого диска в большой шар. Именно так, по-видимому, возникло Солнце. По краям диска сформировались меньшие небесные тела, планеты  и луны.

Существует и другие гипотезы возникновения Солнца и планет.

(Слайд 12)

Беседа о солнце.

Сейчас послушайте загадку.

Кто-то утром не спеша,
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг.

- Что вы можете сказать о Солнце из этой загадки?

- Солнце имеет форму шара.

- Что ещё вы можете сказать о Солнце? Солнце находится на небе, значит, это небесное тело.

- А для чего нам нужно Солнце? Солнце даёт нам свет и тепло.

Наша жизнь возможна лишь благодаря солнцу. Люди понимали это ещё в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции Солнце называли Гелиос, в Египте – Ра, а наши предки славяне – Ярило.

4. Работа по учебнику  на стр. 6-7.

Продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения нам поможет статья учебника на стр.6-7. Прочитайте её.

(Слайд 13)

Вставим в текст недостающие слова.

Солнце – ближайшая к Земле … (звезда). Это огромное … (раскалённое) космическое тело. Солнце имеет форму …(шара). Диаметр солнца в … (109) раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в …(330 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - …(150 миллионов) километров. Температура на поверхности солнца - …(6 тысяч) градусов , а в его центре - … (15-20 миллионов) градусов.

- Как кратко сформулировать полученные знания о Солнце?

(Слайд 14)

Солнце раскалённая звезда.

Диаметр солнца в 109 раз больше диаметра Земли.

Масса солнца в 330 тысяч раз больше массы Земли.

Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов километров.

(Слайд 15)

5. Работа в рабочей тетради.

Стр. 3.  № 1.

- Прочитайте. Используя текст учебника, дайте определения.

- Что такое астрономия?

- Запишите определение в тетради.

- Что такое вселенная?

- Запишите определение в тетради.

 - Что такое Солнечная система?

- Запишите определение в тетради.

Стр. 3.  № 3.

- Прочитайте. Впишите цифровые данные в этот текст

6. Закрепление изученного.

- Какие новые слова вы узнали?

- Что такое астрономия?

- Каким вы увидели мир глазами астронома?

7. Итог урока.

- Что такое Вселенная?

- Что такое Солнце?

- Что такое Земля?

8. Домашнее задание.

Прочитать текст на стр. 4 – 8. Ответить на вопросы.