Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Формы и методы работы социального педагога с учащимися и родителями по формированию негативного отношения к ПАВ

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей, Классное руководство, Социальная педагогика


В последние годы мы наблюдаем, значительный рост подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, поэтому важность работы по их профилактике среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной даже для людей, далеких от наркологии.

Встает вопрос о том, где и как проводить профилактику. Не оставляет сомнений факт, что местом проведения профилактической работы должна являться, в первую очередь, средняя общеобразовательная школа. Школа предоставляет удобную возможность охватить профилактикой все возрастные группы учащихся, она служит хорошей базой для проведения мероприятий по работе со специфическими группами, имеющими повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами (дети с отклоняющимся поведением, отстающие в учебе или с вероятностью "выпадения" из социальной среды).

 Сегодня школа - это, пожалуй, одно из немногих воспитательных пространств, где сохранилась возможность воздействовать на убеждения и позицию молодежи. Именно работники системы образования - социальные педагоги, школьные психологи классные руководители и учителя-предметники, - могут быть основными проводниками профилактических программ, реализуемых на базе школы.

 Можно ли строить работу с подростками, не только повышая их образовательный уровень, прививая любовь к труду, но и формируя у них стойкую антиалкогольную и антинаркотическую позицию, способность в любой, даже самой неблагоприятной среде, принять сознательное решение и отдать предпочтение здоровому образу жизни?

Безусловно, для эффективности проводимой работы и в целях грамотного ее осуществления необходимо заручиться всесторонней методической и практической поддержкой со стороны специалистов-превентологов, врачей и психологов наркологических диспансеров, работников системы здравоохранения.

Главная проблема, от понимания которой зависит, будет ли найден ответ на вопрос о том, что делать, чтобы предотвратить рост детской и подростковой наркомании, токсикомании и алкоголизма, - это выяснение того, почему подросток начинает экспериментировать с алкоголем, наркотиками и другими веществами, и каковы факторы риска.

Презентация.

Слайд 2

Согласно классификации ВОЗ,

К внешним (социальным) факторам риска относятся:

  • плохо организованная среда без установленных правил, четкой дисциплины, должных требований к действиям ребенка;
  • слабые социальные связи (нет ощущения принадлежности к какой-либо социальной группе);
  • несоблюдение семьей или друзьями норм социального поведения;
  • попустительское отношение семьи и ближайшего окружения к насилию, злоупотреблению психоактивными веществами, негативному поведению и т.д.;
  • приобщение в раннем возрасте к "первичным наркотикам" (алкоголь, табак), наличие друзей, злоупотребляющих психоактивными веществами или являющихся жертвами насилия в семье;
  • отсутствие интереса к учебе и работе;
  • употребление родителями вызывающих зависимость веществ, легкий доступ к наркотикам.

Внутренними (или психологическими) факторами риска названы следующие:

  • ощущение собственной незначимости и ненужности;
  • недостаточный самоконтроль, недостаточная самодисциплина;
  • неспособность выражать свои чувства и реакции на себя самого, на других и на ситуацию;
  • неспособность здраво рассуждать и делать здоровый выбор в жизни;
  • непонимание того, что решения имеют последствия;
  • непонимание и неприятие социальных норм и ценностей;
  • низкая самооценка и неуверенность в себе.

ВОЗ принята классификация профилактики, предусматривающая первичную, вторичную и третичную.

Слайд 3.

     Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. Это работа с популяцией условно здоровых людей, а также с так называемой группой риска наркотизации. К этой группе относятся молодые люди, в ближайшем окружении которых есть потребители наркотиков. Также в группу риска входят экспериментирующие с психоактивными веществами; имеющие генетическую предрасположенность к психическим и наркологическим заболеваниям, находящиеся в неблагоприятных семейных или социальных условиях люди.

Ввиду опасности формирования зависимости даже после однократного приема ПАВ (особенно у детей и подростков), первичная профилактика приобретает приоритетное значение. При этом важно отметить, что, согласно современному пониманию природы наркотической зависимости, "воротами" приобщения к наркотикам является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и табака.

При первичной профилактике эффективность воздействия составляяет 60-70%

      Вторичная профилактика злоупотребления психотропными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ и предполагает работу с людьми, употребляющими ПАВ, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости.  

При вторичной профилактике эффективность воздействия составляет - 30-40%

Третичная профилактика злоупотребления ПАВ (или реабилитация наркозависимых) проводится среди больных наркоманиями и токсикоманиями и направлена на предотвращение рецидивов заболевания. То есть, реабилитация предполагает проведение комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного наркоманиями, включая алкоголизм, и возвращение его в семью, в ОУ, к общественно полезной деятельности.

При третичной профилактике эффективность воздействия составляет- 3-5%.

Слайд 4

Профилактические программы в школе должны соответствовать ряду правил:

1. Просветительские программы необходимо вести на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.

2. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.

3. Предоставляемая информация должна быть уместной и давать знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества.

4. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики в моменты стресса, изоляции и жизненных неудач.

 5. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (возраст, пол, убеждения).

6. Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотической деятельности

В антинаркотической работе следует избегать:

  • использования тактики запугивания;
  • искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия;
  • разового характера действий, направленных на профилактику, так как такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам;
  • ложной информации, даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы;
  • упоминаний о культурных предпосылках употребления наркотиков;
  • оправдания употребления наркотиков

В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с наркоманиями проводится путем использования различных профилактических моделей и методов психолого-педагогического воздействия. В самом начале проведения первичной профилактики химической зависимости необходимо выяснить степень информированности о вредных привычках, наркотиках у подростков в группе, с которой проводится работа, выяснить их отношение и наличие личного опыта. для этого можно использовать анкетирование и провести следующие анкеты:

Анкета "Что мы знаем о курении", опыт курильщика

Анкета "Личный опыт школьника относительно одурманивающих веществ"

Степень информированности подростков можно выявить и в процессе свободной беседы. Взгляды молодежи на злоупотребление психоактивными веществами и его профилактику заслуживают особого внимания.

Анализируя сегодняшнюю наркологическую ситуацию в детско-подростковой среде, можно с уверенностью сказать, что в обществе, где имеются экономические, политические, социальные, педагогические, медицинские и другие проблемы, встреча с психоактивными веществами для подростка - реальность.

Единственным выходом для него может стать обучение социально-психологическим навыкам: ответственности за свое поведение, постановке целей, критическому мышлению, положительному взаимодействию с окружающими, поведению в стрессовых ситуациях и ситуации выбора, принятия решений, развитию положительного самосознания и положительной "Я-концепции". Наличие этих жизненных навыков позволяет отказаться от употребления любых психоактивных веществ и сделать выбор в пользу здорового образа жизни.

Как же это воплотить в жизнь?

Вопрос о выборе методов и конкретных приемов психолого-педагогического воздействия является одним из центральных вопросов, связанным с проведением работы по профилактике наркозависимости с детьми разного возраста.  Наибольший эффект может принести комбинированное использование элементов различных методов психологического воздействия. Методы превентивного обучения включают в себя как традиционные, так и используются активные методы обучения в группе.

Слайд 5

Вы видите, что в школе проводятся классные часы социальными педагогами, классными руководителями, фельдшерами школы.

Слайд 6

Активно используются просмотры видеоматериалов. В школе имеется небольшая, собранная своими силами видеотека.

Профилактическая работа должна быть нацелена на все формы злоупотребления табаком, алкоголем, различными группами наркотических и