Открытый урок "Предупреждение синтаксико–стилистических ошибок при подготовке к сочинению–рецензии"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

- образовательные:

  • проанализировать виды стилистических ошибок, встречающихся в устной и письменной речи;
  • отработать приемы и способы стилистической правки текста.

- воспитательные:

  • формирование внимательного отношения к авторскому тексту и умения корректного исправления их.

Ход урока

1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ – когда вы готовитесь к экзаменам, у вас возникают вопросы не только по правописанию слов, расстановке знаков препинания, но и по речевому оформлению творческих работ. Сегодня мы познакомимся с вами с рядом стилистических ошибок, которые наиболее часто встречаются в сочинениях и изложениях. Мы работаем над темой “синтаксис простого предложения”, и поэтому проанализируем сегодня только синтаксико-стилистические ошибки.

2. СЛОВАРНО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РАБОТА – сопоставить термины и их лексические значения.

1. Эллипсис. 1. Стилистический прием, используемый для того, чтобы придать высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями.
2. Умолчание. 2. Оборот речи, состоящий в том, что автор сознательно недосказывает мысль, предоставляя право читателю додумать, какие слова не произнесены.
3. Многосоюзие (полисиндетон). 3. Это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста.
4. Бессоюзие. 4. Стилистическая фигура, используемая для интонационного логического подчеркивания выделяемых предметов.
5. Градация. 5. Такое расположение слов, словосочетаний, частей сложного предложения, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего.

3. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

  • Какие стилистические фигуры и приемы вам были известны ранее?
  • Какие слова (сочетания слов) являются ключевыми для идентификации слов с их лексическим значением?
  • Часто ли вы сами используете эти приемы в своих творческих работах, насколько осознанно это происходит?

4. ПРОВЕРКА

  • Эллипсис – это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста.
  • Умолчание – оборот речи, состоящий в том, что автор сознательно недосказывает мысль, предоставляя право читателю додумать, какие слова не произнесены.
  • Многосоюзие (полисиндетон) – стилистическая фигура, используемая для интонационного логического подчеркивания выделяемых предметов.
  • Бессоюзие – стилистический прием, используемый для того, чтобы придать высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями.
  • Градация – Такое расположение слов, словосочетаний, частей сложного предложения, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего.

5. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Определите, какие стилистические приемы использовали авторы в данных отрывках? С какой целью?

  • Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики.
  • Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.
  • Ты не представляешь, это такое известие!.. Как мне теперь?.. Я не могу успокоиться.
  • Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и уходил куда-то в бесконечность.
  • Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.
  • Был тиф, и лёд, и голод, и блокада.
  • Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, что уж барону время умереть.
  • Хоть не являла книга эта ни сладких вымыслов поэта, ни мудрых истин, ни картин, но ни Вергилий, ни Расин, ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека , ни даже Дамских Мод Журнал так никого не занимал.

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

  • Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики. – бессоюзие.
  • Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. – градация.
  • Ты не представляешь, это такое известие!.. Как мне теперь?.. Я не могу успокоиться. – умолчание.
  • Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и уходил куда-то в бесконечность. – многосоюзие (полисиндетон).
  • Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги. – эллипсис.
  • Был тиф, и лёд, и голод, и блокада. – многосоюзие (полисиндетон).
  • Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, что уж барону время умереть. – умолчание.
  • Хоть не являла книга эта ни сладких вымыслов поэта, ни мудрых истин, ни картин, но ни Вергилий, ни Расин, ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека, ни даже Дамских Мод Журнал так никого не занимал. – градация и многосоюзие (полисиндетон)

6. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ СТИЛИСТИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК

Проанализируйте предложения и охарактеризуйте ошибки, допущенные в предложениях.

1. Появилось много романов для женщин зарубежных авторов. Изобразил героя правдиво и эмоционально писатель.

2. Все, кто читали Пушкина, согласятся, что он величайший русский поэт. Ряд стихотворений С.Есенина посвящены русской природе. Особенно мне запомнилось описание степи, состоявшей из ярких эпитетов и образных сравнений.

3. Автор очень ясно и точно рассказывает эти события. Пушкину еще можно было многое написать. Благодаря Гоголя в нашей литературе появилось множество новых жанров.

4. Пушкин, портрет которого стоит на столе у Высоцкого, он единственный его любимый поэт. Пришвин он с огромной любовью описывал природу. Никитин, любитель альтернативной истории, он создал серию интереснейших фантастических романов

A) Болконский был патриотом. Он был предан своей родине.
Б) Название романа “Мертвые души” станет понятно, когда станет очевидным бездушие героев.

5. Педагоги научили нас разбираться и привили нам любовь к живописи, литературе, музыке. Мы познакомились не только с “Вишневым садом” Чехова, а также с его рассказами. Наташа не только любимая героиня Л.Н.Толстого, но и многих читателей.

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

1. Появилось много романов для женщин зарубежных авторов. Изобразил героя правдиво и эмоционально писатель. – НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

2. Все, кто читали Пушкина, согласятся, что он величайший русский поэт. Ряд стихотворений С.Есенина посвящены русской природе. Особенно мне запомнилось описание степи, состоявшей из ярких эпитетов и образных сравнений. – НАРУШЕНИЕ НОРМ СОГЛАСОВАНИЯ

3. Автор очень ясно и точно рассказывает эти события. Пушкину еще можно было многое написать. Благодаря Гоголя в нашей литературе появилось множество новых жанров. – ОШИБКИ В УПРАВЛЕНИИ

4. Пушкин, портрет которого стоит на столе у Высоцкого, он единственный его любимый поэт. Пришвин он с огромной любовью описывал природу. Никитин, любитель альтернативной истории, он создал серию интереснейших фантастических романов. –  МЕСТОИМЕННОЕ ДУБЛИРОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО

5. A) Болконский был патриотом. Он был предан своей родине. Б) Название романа “Мертвые души” станет понятно, когда станет очевидным бездушие героев. – ОШИБОЧНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СКАЗУЕМОГО, НЕУМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СИНОНИМИКОЙ СВЯЗОК

6. Педагоги научили нас разбираться и привили нам любовь к живописи, литературе, музыке. Мы познакомились не только с “Вишневым садом” Чехова, а также с его рассказами. Наташа не только любимая героиня Л.Н.Толстого, но и многих читателей. – НЕДОЧЕТЫ В УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

7. ТЕСТ

1. Найдите предложение, в котором порядок слов специально нарушен для создания комической ситуации.

1. В универмаге проводится выставка-продажа товаров для мужчин весенне-летнего сезона.
2. В магазины поступили коляски для детей разных цветов.
3. Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.
4. Семь действующих платформ обслуживают несколько сот человек.

2. Найдите предложение, в котором изменение порядка слов ведет к синтаксической ошибке.

1. По утрам лужи покрывает тонкий ледок.
2. Я хотел увидеть вблизи севший самолет.
3. Испанские народные песни впервые услышал я здесь.
4. Достижениями своими гордиться ты можешь.

3. Найдите предложение, в котором нет синтаксической ошибки, связанной с изменением порядка слов.

1. Выдергивал с трудом старик из вязкой тины свой длинный шест.
2. Город с 200-тысячным населением полностью обеспечит молочными продуктами новый завод в Житомире.
3. Ряд стихотворений А.Блока анализируют пять учеников.
4. Посвящается памяти бойцов народного ополчения песня.

4. Найдите строку, в которой нормы употребления слов нарушены в обоих случаях.

1. вопреки распоряжению, оплатите за телефон.
2. скучать по сестре, описывает встречу.
3. согласно договора, заведующий лаборатории.
4. рад встрече, показать о чем-то

5. Найдите предложение, в котором нет нарушения норм согласования.

1. Благодаря осадкам в виде дождя и мокрого снега, выпавшим зимой, в почве сохранилось много влаги.
2. Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате.
3. Все, кто работал на фабрике, жил в поселке.
4. Ряд статей о загадках моря напечатаны в журнале "Природа".

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1. Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.
2. Новый законодательный проект взволновал и обсуждался всеми депутатами Государственной думы.
3. Учитель пошел в направлении шума и увидел разгоряченных спором учеников.
4. По возвращении из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых.

7. Укажите предложение, в котором нет грамматических ошибок, связанных с употреблением однородных членов.

1. Интернет сохраняет и позволяет пользоваться огромной базой данных по разным вопросам.
2. Автор надеялся опубликовать и ознакомить с поэмой читающую аудиторию.
3. Воспоминания знакомят и дают полное представление о жизни писателя.
4. Средства языка помогают выразить самые сложные чувства и донести их до читателя.

8. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1. Многие из тех, кто приезжал в Ялту, побывали в доме-музее Чехова.
2. Одним из интеллигентнейших людей, обладавшими уважением к культуре прошлого, был Д.С.Лихачев.
3. Только по предъявлении доверенности можно одному человеку действовать от имени другого.
4. Об истории создания Третьяковской галереи рассказывается в книге "Лицо времени".

9. Укажите предложение без грамматической ошибки.

1. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.
2. Многие из тех, кто знал Чехова, вспоминал о его лютой ненависти к чванству.
3. Одним их российских обычаев, ценившимся многими старыми москвичами, было устное рассказывание.
4. О своем отношении к классической музыке В.П.Астафьев написал в очерке "Постскриптуме".

10. Укажите ошибку в образовании составного именного сказуемого.

1. Он умный и остер на язык.
2. Закат был удивительно хорош.
3. Печорин был человеком хладнокровным.
4. Она была женщина добрейшая во всех отношениях.

11. В каком примере неверно указан вопрос к зависимому слову?

1. возмущаться (чем?)
2. упрекать (в чем?)
3. беспокоиться (за что? за кого?)
4. порицать (за что?)

12. В каком предложении нет синтаксической ошибки?

1. Я с восхищением следил за самолетами, чудесным творением увлеченных людей, удалявшимися на запад.
2. Пьер похож на Андрея Балконского, а княжна Марья похожа на своего брата.
3. Автор описывает трогательную верность Ирины любимому человеку.
4. Для многих поколений читателей образ этого героя останется примером для подражения.

13. Укажите предложение без грамматической ошибки.

1. Лексические повторы - они средство выразительности в стихотворении Лермонтова "Бородино".
2. Рассказы могут создаваться не только в письменной , но и в устной форме.
3. Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное звучание.
4. О поэме Блока "Двенадцати" споры не утихают до сих пор.

14. Укажите предложение с ошибкой в образовании грамматической основы.

1. Старшеклассники этой школы участвовали и выиграли это соревнование.
2. Н.Некрасов он показывает крестьян неспособными к бунту.
3. Те, кто катался в этот день на лыжах, обморозили не только лицо, а также руки.
4. Художники любуются и одухотворяют природу.

15. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в использовании сочинительных союзов.

1. Героиня романа "Преступление и наказания" является идеалом Ф.Достоевского.
2. Н.В.Гоголя тревожит проникновение в общество чичиковых, несущего воинственную подлость.
3. Тире не только ставится после однородных членов перед обобщающим словом, но и между подлежащим и сказуемым.
4. Один из студентов был удостоен Ломоносовской премией.

8. Библиография:

1. Русский язык. Единый государственный экзамен. – Москва, “Просвещение”, 2007;
2. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – Москва, “Международные отношения”, 1997.