Формирование общеучебных умений и навыков на уроках обучения грамоте. Урок в 1-м классе по обучению грамоте. Тема "Звуки [к], [к'], буквы К, к"

Разделы: Начальная школа


Успешное обучение начальной школе невозможно без сформированности у ребёнка тех умений и навыков, которые необходимы ему в учебной деятельности. Ещё В.А. Сухомлинский, знаменитый педагог и практик, говорил, что начальная школа должна научить ребёнка учиться.

Планируя цели урока мы уже планируем какие общеучебные умения и навыки будут сформированы на уроке(организационные, интеллектуальные, информационные, коммуникативные).

В первом классе на уроках большое внимание уделяется формированию у учащихся организационным умениям и навыкам. Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места, пользоваться учебными принадлежностями, поэтому необходимо проверять как дети готовы к началу урока.

Очень важным в первом классе является формирование умения понимать учебную задачу, определять последовательность действий. Здесь можно предлагать детям попытаться спланировать работу, ответив на вопрос: " Что будем делать сегодня на уроке?". Предложить перечень этапов урока с заданием выстроить последовательность деятельности на уроке.

Наиболее трудным является формирование интеллектуальных умений и навыков, таких как умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. Использование загадок, игр: "Буквы рассыпались", "Шары", " Кто как голос подает?" и другие, в правилах которых главный вопрос:"Что общего?" или "Чем различаются?" помогают формировать эти навыки, если использовать их систематически.

Уроки обучения грамоте -это комбинированные уроки, поэтому этапы повторения, объяснения нового, закрепления тесно связаны. Дети, получая новые знания на уроках, учатся применять их в практической деятельности: игра "Твердый -мягкий" формирует фонематический слух, работа с пословицами и текстом в учебнике- умение найти нужную букву. Данная работа помогает установить обратную связь и активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Огромную роль в развитии интеллектуальных умений играет словарная работа. Работа над значением пословицы, слова даёт возможность детям пополнить свой словарный запас, познакомиться с такими понятиями как многозначность слова, родственные слова и использовать их в своей речи.

Большое внимание в первом классе уделяется работе с учебником. Рассмотреть иллюстрации, назвать слова с новыми звуками, прочитать слоги, слова, предложения, небольшие тексты - всё это помогает детям ориентироваться в учебнике, овладеть навыком чтения, а следовательно формирует информационные умения и навыки, которые будут необходимы на протяжении всей учебной деятельности.

Очень важным является формирование коммуникативных навыков, а именно умение слушать объяснение учителя, ответы товарищей. Можно предложить детям выполнять в игровой форме "золотое правило": "Один говорит, а другие слушают". Развитие устной речи: умение отвечать на отдельные вопросы, выразительно читать наизусть стихотворные тексты развивает у детей речевой аппарат, память.

Формируя общеучебные умения и навыки не следует забывать о психологическом климате : мажорный тон урока, атмосфера психологического комфорта, поощрение за успешность работы - всё это помогает сделать уроки обучения грамоте яркими и эффективными.

Цели:

  • Познакомить с новыми звуками и буквами, уметь выделять эти звуки из слов, учить читать слоги, слова с изученными буквами, составлять предложения.
  • Развивать фонематический слух, речь, внимание, память, умение сравнивать и обобщать.
  • Воспитывать добросовестное отношение к труду, культуру поведения, интерес к чтению и литературе.

Ход урока

1. Оргмомент (проверка готовности к уроку).

2. Постановка цели урока.

- Давайте посмотрим , что предстоит нам сделать на уроке.( На доске вывешивается план )

  • Вспомним изученные буквы
  • Узнаем новое
  • Почитаем слоги и слова
  • Поиграем и отдохнем
  • Отгадаем загадки
  • Почитаем рассказ
  • Подведем итог

- Что потребуется от вас, чтобы эти задачи были выполнены?

3. Реализация познавательных задач.

Вспомним изученные буквы.

  • Посмотрите на 2 шарика.
  • Что на них написано?
  • Чем различны буквы синего и красного шариков?
  • Докажите, что эти буквы обозначают гласные звуки? (приведите пример).
  • Докажите, что эти буквы обозначают согласные звуки? (приведите пример).

- Ребята, посмотрите в одном шарике знак вопроса. Что это значит?

- Правильно, продолжим занятие.

Узнаем новое.

Загадка.

Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку.

- Что это? (Мак)

- Произнесите слово.

- Сколько слогов в этом слове? Сколько звуков вы произнесли?

- Произнесем последний звук в слове. Какой это звук? Докажите.

- Сколько предметов обозначает слово мак ?

- Измените слово так, чтобы оно обозначало много предметов.

- Произнесите слово. (маки)

- Сколько слогов в этом слове?

- Произнесите второй слог. Сколько звуков вы произнесли?

- Произнесем только первый звук в этом слоге. Какой это звук? Докажите.

- А теперь сравним новые звуки [к] [к,].

- Что общего?

- В чем различие?

- Вспомните, каким цветом обозначаем мягкий звук , твердый звук.

Игра "Твердый-мягкий".

- Я буду называть слова, если вы в слове услышите твердый звук, то показывайте синюю карточку, если мягкий - зеленую.

Кино, куст, нитки, катер, белки, краски.

- Почему показали 2 карточки? Произнесите эти звуки.

Обобщение: звуки [к], [к,] обозначают буквой К . Вот эта буква.

Сигнальщик держит два флажка.

С флажками он - как буква К.

- Почему я показала две буквы?

- Найдите в кассе буквы, покажите их.

- Что вы узнали о букве К..

- Давайте теперь поместим букву К на ленту букв.

Задание.

- Найдем новую букву в словах. У вас на столах карточки с пословицами.

Возьмите простой карандаш и обведите букву К в кружок.

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

- Что же будем делать дальше? Правильно.

Почитаем слоги и слова.

ак ка нка кас ко-са
ок ко нко кос ко- сит
ук ку нку кус ко-са-ри
ик ки нки кис

- Прочитайте слоги,

  • где звук [к]- твердый
  • где звук [к,]- мягкий.

Поиграем и отдохнем.

Физкультминутка (музыкальная).

Отгадаем загадки

- Пока мы отдыхали слово рассыпалось.

Давайте соберем его правильно.

На доске: К С А З И К ?

- Ребята, а вы любите сказки?

- К нам пришел гость - встречайте, а кто он отгадайте?

(Выходят дети в костюмах и читают стихи-загадки)

Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поет,
Только мышь его боится:
Угадали? Это : ( Кот).

Из какой сказки Кот? Кто автор этой сказки?

(на доске "Кот в сапогах" Шарль Перро)

Кот: Я пришёл не один. Со мной мои друзья. Кто они отгадайте?

Девочка хорошая по лесу идёт,
Но не знает девочка,
Что опасность ждёт.
За кустами светится
Пара злющих глаз:
Кто-то страшный встретится
Девочке сейчас.
Кто расспросит девочку
О её пути?
Кто обманет бабушку
Чтобы в дом войти?
Кто же эта девочка?
Кто же этот зверь?
На загадку можете
Отвечать теперь! (Красная Шапочка).

Из какой сказки Красная Шапочка? Кто автор этой сказки?

(на доске "Красная Шапочка" Шарль Перро)

 Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался : (Колобок)

Из какой сказки Колобок? Кто автор этой сказки?

(на доске "Колобок" русская народная сказка)

- Кот, Красная Шапочка, Колобок .

- Что общего в именах этих сказочных героев?

- Выполним задание: откройте азбуку, рассмотрите иллюстрацию.

- К какой она сказке?

- Найдите слова, в которых есть новые звуки.

(кот, кони, король, карета, коса, косари, камень, одуванчик)

- Давайте составим к рисунку предложения .

Кот побежал впереди кареты.

Сколько слов в этом предложении? Начертим схему этого предложения.

Он увидел косарей.

Сколько слов в этом предложении? Начертите схему этого предложения самостоятельно. ( Проверка)

- Кто такие косари?

- Что они делали на лугу?

(Косари, косить, коса- это родственные слова)

Физкультминутка:

Представьте, что вы косари.

Как они работают?

Коси, коса

Пока роса!

Почитаем рассказ.

Чтение рассказа по цепочке в азбуке

- Как звали мальчиков?

- Что они делали?

- Найдите слова с новыми звуками.

Подведём итог.

Игра "Кто как голос подаёт?"

- Как квакает лягушка? (Ква-ква)

- Как кукует кукушка? (Ку-ку)

- Как мы зовём кошку? (Кис-кис)

- Какие звуки есть во всех словах? ([к] [к,])

- Какой буквой обозначаются эти звуки? (буквой К к)

- Что узнали о букве К?

Молодцы! Вы хорошо поработали! Всем спасибо!