Проектная деятельность как форма работы с родителями

Разделы: Работа с родителями


В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие ДОУ с семьей, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей.

Чтобы укрепить сотрудничество детского сада и семьи, специалисты используют разные формы взаимодействия с родителями: организуют встречи, проводят интервью, анкетирование, практикумы, тренинги, разрабатывают памятки. На протяжении нескольких лет для успешного сотрудничества в нашем ДОУ используется метод проектной деятельности, где педагоги, дети, родители выступают равноправными участниками. Эта форма работы подводит родителей к пониманию того, что совместные усилия необходимы, прежде всего, детям для их полноценного, гармоничного развития; совместная деятельность способствует появлению в семье общих интересов, дел; общение родителей с детьми наполняется познавательным, развивающим содержанием.

Проекты социального педагога Серовой Ю.П.

«Что в имени тебе моём»

средние группы

Январь – февраль

1. Тип:

  • творческий;
  • краткосрочный.

Тема: «Что в имени тебе моём».

Участники: педагоги, родители, социальный педагог.

Итог: осознание родителями индивидуальных особенностей ребёнка, умение любить и уважать его таким, какой он есть.

2. Проблема

Для родителей:

  • отсутствие тесных взаимоотношений с детьми;
  • не удовлетворённость своим ребёнком.

Для педагогов:

  • отсутствие интереса родителей к жизни детей в МДОУ.

Для социального педагога:

  • не желание родителей сотрудничать с МДОУ.

Цели:

  • заинтересовать родителей жизнью детей в детском саду;
  • помочь понять своего ребёнка и уважать его положительные и отрицательные качества.

Задачи:

  • побудить родителей проанализировать характер своего ребёнка;
  • углубить знания родителей об истории имени;
  • воспитывать уважение и гордость за своего ребёнка;
  • поощрять взаимодействие родителей и МДОУ;
  • развитие творческих возможностей родителей.

3. Мероприятия

1 этап – подготовительный:

  • беседа с педагогами на группах о задании;
  • беседа педагогов с родителями своих групп;
  • сбор работ о детях.

2 этап – основной:

  • выставка работ «Что в имени тебе моём»;
  • анализ работ членами жюри;

 3 этап – завершающий:

  • награждение победителей;
  • выставка лучших работ в группах;
  • оформление проекта.

В дальнейшем родители могут использовать полученные знания в процессе воспитания детей. Родители,  заинтересованные конкурсом в дальнейшем будут принимать активное участие в жизни МДОУ.

 «Герб семьи»

подготовительные группы

Декабрь – февраль

1. Тип:

  • смешанный (творческо–исследовательский);
  • долгосрочный.

Тема: «Герб семьи».

Участники: дети, родители, педагоги, социальный педагог.

Итог: умение детей создавать гербы.

2. Проблема

Для детей и родителей:

  • скудность взаимоотношений;
  • не умение подчеркнуть индивидуальность и самобытность семьи;
  • утрата древних семейных традиций.

Для педагогов:

  • трудность в организации совместной деятельности детей и родителей;
  • отсутствие знаний у детей по геральдике.

Для социального педагога:

  • не умение выделить семью из общей массы родителей;
  • пристрастие родителей к пагубным привычкам.

Цели:

  • формирование знаний детей по геральдике;
  • создание условий для тесного сотрудничества детей и родителей;
  • создание условий для творческого развития детей;
  • налаживание взаимоотношений между родителями и МДОУ;
  • отвлечение родителей от пагубных привычек.

Задачи:

  • познакомить детей с Российской символикой;
  • развивать творчество у детей и родителей;
  • побуждать интерес к истории своей семьи;
  • воспитывать уважение к членам семьи;
  • поощрять взаимодействие родителей с детским садом;
  • возрождать древние семейные традиции.  

3. Мероприятия:

1 этап – подготовительный.

  • беседа с детьми на тему «Страна, в которой мы живём»;
  • занятие «Герб, флаг, гимн России»;
  • беседа с детьми на тему «Моя семья»;
  • выступление на родительском собрании на тему»Семейные традиции»;
  • консультация с педагогами по работе с родителями;
  • создание «копилки» гербов городов и стран.

2 этап – основной.

  • проведение конкурса «Герб семьи»;
  • сбор гербов на группах;
  • творческая подготовка к презентации.

3 этап – завершающий.

  • презентация гербов перед детьми подготовительных групп;
  • награждение участников проекта;
  • посещение концерта «Новогодние приключения Хрюши и Степашки»;
  • оформление проекта.

В дальнейшем дети и родители могут составить генеалогическое древо своей семьи и полученные материалы передавать следующим поколениям, тем самым возродить древнюю семейную традицию

Проекты педагога-психолога Кузнецовой Ю.А.

«Давайте познакомимся»

группы раннего возраста

сентябрь-октябрь

1. Тип:

  • творческий;
  • краткосрочный.

Тема: «Давайте познакомимся»

Участники: педагоги, родители, педагог-психолог.

Итог: знакомство с семьями воспитанников, группы раннего возраста ДОУ.

2. Проблема

Для родителей:

  • отсутствие  информации о коллективе группы;
  •  трудности взаимодействия  педагогов и родителей, родителей и родителей в адаптационный период.

Для педагогов:

  • не знание интересов, потребностей, запросов конкретных семей;
  • недостаточность на первом этапе эмоционально-доверительного контакта с родителями, с детьми.

Для педагога-психолога:

  • недостаточный уровень эмоционально-доверительного контакта между педагогами, родителями и детьми группы раннего возраста в период адаптации.

Цель: знакомство с семьями воспитанников, группы раннего возраста и выявление проблем.

Задачи:

  • активизировать родительское участие в подготовке ребенка и семьи к посещению детского сада;
  • познакомиться с семьями воспитанников, с их интересами, увлечениями;
  • стимулировать общение семей друг с другом и коллективом группы;
  • поощрять взаимодействие родителей и МДОУ;
  • развитие творческих возможностей родителей.

3. Мероприятия

1 этап – подготовительный:

  • задание для родителей: « Сделать представление  семьи. (Рубрики: наша семья (состав семьи), наши имена (как зовут ребенка, маму, папу), чем  увлекаемся, что любим делать.  Рассказ  проиллюстрировать фотографиями, рисунками, аппликациями.  Работы можно оформить в виде книжки, фотоальбома или на отдельных листах)»
  • сбор работ о семьях.

2 этап – основной:

  • оформленные работы приносятся в группу и в приемной организуется выставка семейных работ «Давайте познакомимся»;

3 этап – завершающий:

  • награждение участников в различных номинациях;
  • оформление проекта.

Оформленные странички подшиваются в общий альбом группы, который дети могут постоянно рассматривать, показывать гостям группы. На материалах альбома можно проводить  разнообразные мероприятия: занятия и беседы, встречи с интересными людьми.

«Мы растем»

2 младшая группа

сентябрь-октябрь

1. Тип:

  • творческий;
  • краткосрочный.

Тема:  «Мы растем»

Участники: педагоги, родители, педагог-психолог.

Итог: знакомство с  новыми воспитанниками с их достижениями, интересами.

2. Проблема

Для родителей:

  • недостаточный уровень потребности, интереса для творческого самовыражения достижений ребенка;
  • переход в новую группу;
  • трудности взаимодействия с новыми педагогами.

Для педагогов:

  • не знание интересов, потребностей, запросов семей, новых воспитанников;
  • недостаточный уровень эмоционально-доверительного контакта с родителями и детьми на первоначальном этапе.

Для педагога-психолога:

  • недостаточный уровень эмоционально-доверительного контакта между педагогами, родителями и детьми.

Цель: знакомство с  новыми воспитанниками с их достижениями, интересами.

Задачи:

  • получить информацию о новых воспитанниках, их семьях;
  • поощрять положительное отношение к достижениям и интересам окружающих людей;
  • стимулировать общение семей друг с другом и коллективом группы;
  • поощрять взаимодействие родителей и МДОУ;
  • развитие творческих возможностей родителей.

3. Мероприятия

1 этап – подготовительный:

  • задание для родителей: « Сделать представление  о своем ребенке. (Рубрики: рассказать  как растет ребенок,  чему он научился, его достижения, его любимое занятие, любимая игрушка.  Рассказ  проиллюстрировать фотографиями, рисунками, аппликациями.  Работы можно оформить в виде  книжки, фотоальбома или на отдельных листах)»
  • сбор работ.

2 этап – основной:

  • выставка семейных работ «Мы растем»;

3 этап – завершающий:

  • награждение участников в различных номинациях;
  • оформление проекта.

Оформленные странички подшиваются в общий альбом группы, который дети могут постоянно рассматривать, показывать гостям группы. На материалах альбома можно проводить  разнообразные мероприятия: занятии, беседы.