Анализ стихотворения Г.Р. Державина "Осень во время осады Очакова"

Разделы: Литература


Личностно – ориентированный урок с применением новых информационных технологий

Цели:

  • образовательная: путём совместного поиска выявить некоторые особенности державинской лирики; опираясь на субъектный опыт восьмиклассников, помочь овладеть навыками анализа стихотворения;
  • развивающая: содействовать обучающимся в овладении навыками анализа стихотворения, умением вести диалог и полилог; анализируя стихотворение, развивать умение определять особенности творчества поэта;
  • воспитательная: формировать у учеников потребность к приобретению знаний, толерантность в учебных взаимодействиях.

Тип урока: обучающий.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, карточки – помощники.

Проект урока

I. Организационный момент

1. Создание положительного эмоционального настроя на учебную деятельность.

2. Сообщение темы, цели урока, организации учебной деятельности в ходе урока.

II. Информационная часть

1. Слово учителя: С Г. Р. Державина началась новая русская лирика. Поэт создал единую русскую поэзию, соединил «высокое» и «низкое», сломав искусственные перегородки, и живой русский язык хлынул в поэзию, оказалось, что можно писать обо всём, главное – от души. Его поэзия идёт от сердца. Чувства, переживания, настроения – вот содержание  стихов Державина.

Слайд 1. Портрет Г. Р. Державина. Под портретом надпись: «Державин –  поэт Екатерининской эпохи».

Слайд 2. Портрет императрицы Екатерины II.

2.Реализация домашнего задания.

1. Сообщение первого ученика: В 1787 году Турция начала войну против России, которая длилась до 1791 года. Очаков – турецкая крепость. Осада крепости русскими войсками длилась полтора года. Крепость была взята русскими войсками в лютый мороз в ходе кровопролитного штурма.

Слайд 3. Штурм Очакова.

2. Сообщение второго ученика. Стихотворение написано в связи с осадой Очакова русскими войсками под предводительством Г. А. Потёмкина в 1788 году.

Слайд 4. Г.А. Потёмкин.

Слайд 5. Стихотворение «Осень во время осады Очакова».

Первое название стихотворения: «Осень в селе Зубриловке 1788 в ноябре».

III. Самостоятельная работа

Задание: прочитайте в сносках учебника значения данных слов, запомните их.

Колпик – аист;

Ловецки – охотничьи;

Выжлицы – гончие собаки;

Борей – бог северного ветра (в греческой мифологии).

IV. Чтение стихотворения учителем

V. Выявление степени восприятия стихотворения учащимися

Полилог.

1.Ваше мнение о стихотворении. Какие картины вам запомнились? Попробуйте их нарисовать. Легко ли? (Да.)

2.Какие строки показались самыми значительными, запоминающимися?

3.Какие – то слова вас удивили? Какие? Чем?

4.Как построил Державин стихотворение? (Антитеза: Осень – Зима.) Как вы думаете, почему слова «Осень», «Зима» поэт пишет с большой буквы?

5. Выясним, какие изобразительные средства предпочитает поэт, описывая картины осени и предзимья.

Метод исследования.

Найдите примеры олицетворения. Как вы думаете, с какой целью они употреблены? (Осень «носит», «просит»; Борей: «хмурит», «зовёт»; чародейка: «идёт», «машет», «претворяет»; пустыни и долы «сетуют». Олицетворения помогают передать очарование уходящей осени, картины предзимья, «оживляют» Осень и Зиму (потому – то с прописной буквы написаны), придают описанию выразительность.)

Некоторые слова по поэтической традиции того времени Державин употребляет в церковнославянском варианте – с так называемым неполногласием. Например, мраз – вместо мороз.

Самостоятельная работа: найдите в тексте стихотворения ещё примеры неполногласия и объясните их роль. («Златые», «сребрится», «хладного», «древа».) (Слабые учащиеся пользуются карточками –помощниками.)

Ещё одна поэтическая традиция того времени – употребление усечённых окончаний в прилагательных и причастиях. Например, в первой строке: «румяна».

Самостоятельная работа: найдите в тексте стихотворения примеры усечённых окончаний в прилагательных и причастиях. Назовите их. («Шумящи», «красно – жёлты», «ловецки», «добры», «рассыпан», «голодны», «голы».) Объясните роль.

Полилог.

Пронаблюдайте за использованием эпитетов. Какие закономерности вы обнаружили? (Эпитеты разнообразны. Одни воссоздают картины уходящей осени: «румяна», «златые», «шумящи», «щедрым». Другие рисуют картины предзимья: «седая», «косматым», «хладного», «белый». Эпитеты создают контраст: «златые» - «седая», «щедрым» - «голы», «румяна» - «белый», «щедрым» - «жадной».

Индивидуальная самостоятельная работа. Какие ещё изобразительные средства есть в стихотворении?   Метод поиска. (Сравнение. Метонимия.)

6.Работа над определением особенностей языка, синтаксиса, ритма, рифмы.

Найдите примеры употребления «высокой» и «низкой» лексики. («Взор» - «ест».)

Найдите примеры лексической анафоры.(«Уже румяна Осень носит, Уже стада толпятся птичьи»)

Найдите синтаксическую анафору.

Полилог.

Как вы думаете, с какой целью употреблены повторы? (Усиливают впечатление  от изображаемого. Стихотворение начинается словом «уже», которое повторяется дважды – это говорит о том. Что время Осени проходит. В природе всему своё место: осень сменяет зима… и это вечно. Державин – родоначальник философской лирики.)

VI. Исследовательская работав парах

Задание: Определите размер стихотворения. (Пятистопный ямб. Ямб – любимый размер Державина.)

Слайд 6. Рисунок пятистопного ямба.

VII. Домашнее задание

(На выбор). Выясните историю написания стихотворения  Г. Р. Державина «Снегирь»; подготовьте слайды к уроку – анализу стихотворения «Снегирь».

Подготовьте  чтение наизусть стихотворения «Осень во время осады Очакова».

VIII. Обсуждение итогов урока

Что нового узнали на уроке? Чему научились?

Что понравилось? Не понравилось? Почему?

В какой форме хотели бы провести следующий урок анализа стихотворения Г. Р. Державина «Снегирь»?

IX. Выставление отметок