Урок музыки в 4 классе "Россия — Родина моя. Музыкальная символика"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Цель:

Формирование у обучающихся патриотического отношения к государственным музыкальным символам, песням о родном крае, воспитание чувства сопричастности  к судьбе своей страны, любви к Родине, к родному городу посредством знакомства с государственными музыкальными символами, песнями о родном крае, городе, школе.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с государственными музыкальными символами России,  Кузбасса.
  2. Познакомить обучающихся с песнями местных композиторов и поэтов,  в творчестве которых важное место занимают произведения о Родине, о родном городе.
  3. Приобщить обучающихся к исполнению песен по указанной теме.

Ход урока

Ребята!

Сегодня у нас с вами необычный урок. Еще Конфуций, величайший мудрец древнего Китая, сказал: «Знаки  и  символы управляют  миром....». Мы будем говорить с вами о символах нашей Родины – России, нашей Кемеровской области, доблестного Кузбасса, родного города  Березовского, в котором живем.

Какие символы государства мы с вами знаем?

Ученики: флаг, герб и гимн.

Правильно, молодцы. Эти символы мы с вами знаем: изображения флага России  и герба России очень часто используются в оформлении различных мероприятий, проходящих у нас в городе, мы видим их по телевизору. Но на нашем уроке мы будем сегодня говорить о необыкновенных песнях, песнях, которые являются государственными музыкальными символами России, нашей области, о песнях, в которых воспевается историческая судьба нашей страны, родного края.

Скажите, какая, по вашему мнению, песня является государственным символом любой страны?

Ученики дают ответ: Гимн.

Да, вы дали правильный ответ. Важным символом государства является  Гимн – торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию. Государственные  символы основаны  на  исторической преемственности  и  исторических  традициях; любое надругательство  над  ними  наказуемо  законом. Каждая страна имеет свой гимн. Звучание этой песни строго регламентировано законом.  Современный Гимн России объединяет всех людей нашей страны, всех тех, кто хочет ее процветания. Первое официальное исполнение Государственного Гимна России состоялось  30 декабря 2000 года. Авторами этого произведения являются А. Александров и Н. Михалков. Государственный  Гимн России исполняется  при  вступлении в  должность  Президента Российской  Федерации, на торжественных собраниях.

Вы, конечно же, не раз слышали Гимн России – во время государственных праздников, в передачах ТV.  Он звучит и на наших общешкольных мероприятиях.  Прежде, чем мы прослушаем это музыкальное произведение еще раз, мне хочется спросить у вас – какую окраску должна иметь музыка Государственного Гимна, какие интонации она  будет передавать?

Ответы учеников – «музыка должна быть торжественной», «она звучит мощно», «в музыке слышна гордость за страну», «неторопливо»,  «исполняется с достоинством».

Молодцы. Вы хорошо помните то, о  чем мы говорили с вами во 2 классе, когда впервые познакомились на уроке с Государственным Гимном России. Сейчас я предлагаю вам познакомиться с презентацией, в которой кратко представлена информация о государственной символике нашего государства. Внимание на экран.

Подборка кадров поможет вам полнее понять её, прочувствовать. На слайдах вы еще раз увидите Герб России и её Государственный флаг.

На экране демонстрируется  «Символика России»   (Приложение 1).

А теперь давайте прослушаем Гимн России. (Ученики слушают запись исполнения Гимна России)

Вы очень внимательно прослушали сейчас Гимн России, мы просмотрели с вами слайды презентации, в которых много полезной      информации по истории государственной символики нашей страны. Я уверена, что для вас, дорогие маленькие граждане нашей великой страны, это очень важно знать  и много значит. У нас с Россией общая судьба.

Но наша большая страна состоит из разных областей и краев, в которых много городов, сел, деревень… Интересно было бы вам узнать, а есть ли и у них свои символы? Конечно, есть. Давайте на примере нашей малой Родины, Кузбасса, проследим эти важные для нас моменты. Внимание на экран! (на экран выводятся слайды, на которых представлена символика Кемеровской области)  (Приложение 2).

А сейчас вашему вниманию я предлагаю видеомонтаж, который создан областным телевидением – «Гимн «Рабочая мелодия Кузбасса».

Демонстрируется видеосюжет «Гимн Кузбасса», в котором использованы кадры исполнения гимна Кузбасса  Губернаторским симфоническим оркестром Кузбасса и Камерным  хором  Государственной филармонии Кузбасса.

После просмотра – беседа с учащимися о прослушанном произведении, о видеосюжете.

Красивая музыка, красивые слова. И как точно передает она нам героическую историю Кузбасса. Но есть еще одна песня, которую исполняет наша кузбасская группа «Свободная земля». Называется она «Кузбасс и Россия». Сколько в ней гордости за родной край, любви к Отчизне, уважения к её нелегкой, но красивой судьбе! Давайте познакомимся с ней.

Звучит запись песни «Кузбасс и Россия» в исполнении группы «Свободная земля», на экране – видеосюжет, созданный в школьной видеостудии «Синема».

После прослушивания  ученики рассказывают  о своих впечатлениях, о пережитых во время звучания песни чувствах.

Скажите, ребята, а у нашего города есть своя символика? Вы знакомы с ней?

Ученики отвечают: «есть  герб города», «слышали песни о городе».

Действительно, герб города с изображением березового листка, мы часто встречаем и при оформлении  зданий, и в нашей городской газете «Мой город» (на экране – слайд с изображением герба города Березовский). (Приложение 3)

 А вот знаете ли вы о том, что есть песня, которая уже долгое время считается музыкальным символом нашего молодого шахтерского города? Песня эта называется «Березовский вальс», автором стихов и музыки является Марина Юзвяк, руководитель детской вокальной студии «Плюс», работающей при Городском центре досуга и творчества. Слова этой песни перед вами (при проведении урока используются карточки с текстом песни), (Приложение 4). Я предлагаю вам познакомиться с этой замечательной песней. Давайте прослушаем её, посмотрим видеосюжет, собранный нашей школьной видеостудией «Синема», а затем попробуем исполнить её вместе  с вами, используя фонограмму.

На экране демонстрируется видеосюжет «Березовский вальс».

Ребята прослушивают запись песни, после чего включается фонограмма, и ученики исполняют песню «Березовский вальс» под руководством учителя.

Мы с вами познакомились сегодня с большим количеством песен, которые являются её государственными музыкальными символами -  Гимн России, Гимн Кузбасса; в песнях «Кузбасс и Россия», «Березовский вальс» рассказывается о любви к родному краю, его истории. Но с понятием Родина, малая родина нас связывает еще и наше чувство к родной школе, любимой  школе № 1, которой в 2007 году исполнилось50 лет. Но она всегда юная, веселая, радостная как вы, её ученики. И она, как особая  страна, имеет свой герб и флаг. Над его созданием работали учащиеся и педагоги школы. Их изображение вы видите сейчас на слайде. (Приложение 5). А я предлагаю вам сейчас вспомнить еще одну песню  - «Первосентябрьский звонок», которая всем нам хорошо знакома. Эта песня родилась не случайно: ведь я тоже выпускница нашей школы, закончила 10 классов в 1976 году,  здесь учились и мои дети. Все, что касается жизни школы, мне дорого, как и вам. Итак, я приглашаю вас вместе со мной спеть нашу песню. Музыку и слова я написала вместе с дочерью, Калининой  Дарьей, выпускницей школы 2008 года. Аранжировку мелодии сделал для нас  талантливый музыкант Игорь Денисов, коренной житель нашего города, выпускник МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16».

Все ученики вместе с учителем исполняют песню о МОУ СОШ №1

Дорогие друзья! Спасибо всем вам за активную работу на нашем уроке. Надеюсь, что все, о чем вы сегодня узнали на уроке, оставит в ваших сердцах и душах хороший след, поможет вам понять, как важно любить свою Родину, знать историю её культуры. Желаю вам новых открытий в прекрасном мире искусства! До новых встреч на наших уроках!

(Видеосюжеты, используемые на уроке, можно получить у автора, обращайтесь в оргкомитет фестиваля).