Экспериментальные задачи как эффективный прием организации и построения уроков физики

Разделы: Физика


Любая педагогическая деятельность определяется целью. Потому учитель физики, готовясь к уроку, прежде всего определяет, чего он хочет достичь. Сегодня необходимо научить ребят пользоваться знаниями, применять их в различных ситуациях. С осознанием цели и должна начинаться подготовка учителя физики к уроку. Продумывая структуру урока, надо учитывать, что школьники должны действовать с приборами, наглядными пособиями, справочниками.

Опираясь на свой опыт работы, считаю необходимым и возможным «усилить» применение экспериментальных задач на различных этапах урока.

В 7-м классе ребята первый год изучают физику и впервые знакомятся с физическим экспериментом, поэтому перед учителем стоит задача практического ознакомления с одним из основных методов физической науки, стимулирование интереса к предмету.

Покажу это на примере уроков темы «Плотность вещества».

На первом уроке учащиеся знакомятся с понятием плотности. Для организации решения экспериментальных задач нужно подготовить следующие оборудование: набор тел равной массы и разного объема, набор тел разной массы, но одинакового объема, весы ученические, весы демонстрационные, набор разновесов, кубики одинакового объема, но состоящие из разных металлов, ноутбук, проектор, экран, на котором по мере необходимости будут проецироваться нужные таблицы.

Урок начинается с демонстрации тел разной массы, но одинакового объема и тел одинаковой массы, но разного объема. После выяснения различий на качественном уровне задаю вопрос: «Чем отличаются тела?». После ответов учеников. Вывожу формулу плотности, знакомлю с единицами измерения плотности и вместе делаем вывод: плотность – масса единицы объема вещества. Далее работаем с таблицей (таблица на экране) и проговариваем некоторые значения плотности веществ. Например, плотность мрамора 2700 кг/м3. Эта величина означает, что в 1м3 содержится 2700 кг мрамора и т.д. Затем обращаю внимание на то, что плотность зависит от агрегатного состояния вещества, спрашиваю: «Почему?». Обсуждаем этот вопрос вместе, повторяя различия в молекулярном строении твердых, жидких и газообразных тел. Привожу пример оформления задач на нахождение плотности вещества и в качестве закрепления нового материала, предлагаю решить экспериментальную задачу: «Угадать, из какого материала изготовлен металлический кубик на столе».

Объясняю, как геометрическим способом можно определить объем, массу кубиков, ребята находят сами с помощью рычажных веществ, а затем, используя формулу, вычисляют плотность. Сравнивая полученную плотность с табличными данными, определяют из какого металла изготовлено исследуемое тело.

На следующем уроке выполняется лабораторная работа «Определение плотности вещества». Плотность твердого тела уже была определена на прошлом уроке. Ставлю задачу: определить плотность воды и мелкой крупы. Для этого используется оборудование: весы ученические, набор разновесов, мензурка, маленькие пластиковые стаканчики: один с водой, другой с крупой, третий пустой для того, чтобы поставить на правую чашу весов (тогда масса гирь будет равна массе вещества в стаканчике).

Обсуждаем планы выполнения работы и порядок её оформления. Ребята выполняют работу, рассчитывают плотность вещества, а затем анализируют полученный результат. Задаю вопрос: «Как можно проверить результат?». Ученики составляют вывод, находят подтверждение экспериментальным результатом, сравнивая полученную плотность воды со значением плотности по таблице. Затем в качестве дополнительного задания определяем плотность картофельного бруска.

На дом задаю решение количественных задач на нахождение плотности.

За этим следует урок «Расчет массы и объема тела по его плотности». На этом занятии повторяем и закрепляем понятие «плотность вещества», знакомлю учеников со способами расчета массы и объема тела по его плотности, продолжаю формировать умение учащихся работать с лабораторными измерительными приборами.

На уроке применяются то же оборудование, что и раньше: весы ученические, набор тел, имеющих форму куба, состоящих из разных металлов, набор разновесов.

Начинается урок с проверки домашних задач и повторения понятия «плотность». Затем работаем с формулой для расчета плотности и выводим новые формулы для расчета массы и объема тела по его плотности. Решаем количественные задачи по задачнику и за 20 минут до конца урока предлагаю ребятам экспериментально проверить «работу» полученных формул. Задаю вопрос классу: «Как определить массу тела, находящегося на столе, не используя весов, но зная материал, из которого это тело изготовлено и зная его геометрические размеры?» Обсуждаем задачу, получаю правильный ответ и прошу проверить сначала при помощи формулы, затем методом взвешивания (объем тела определяется геометрическим способом).

Следующий вопрос: «Массу тела можно определить с помощью весов, плотность тела известна, как, зная эти величины, определить объем тела?» Обсуждаем вопрос и проверяем «работу» формулы для вычисления объема тела по его плотности и сравниваем полученный результат с данными объема предыдущей экспериментальной задачи.

Используя экспериментальные задачи на уроках, активизируется мыслительная деятельность школьников. Дети ведут наблюдения, планируют физические опыты, предварительно поставив цель, выдвигают гипотезы. Затем, с помощью эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу, самостоятельно ведут поиск и делают выводы.

Учитель, готовясь к уроку, подбирает необходимые оборудования, продумывает проблемные задания, которые направлены на самостоятельное познание нового, т.е. на решение учебных проблем, в частности поиск причин физических явлений, сравнение различных объектов изучения. Ученики могут анализировать свою деятельность и работу своих товарищей, высказывать своё мнение, находить ошибки чужие и свои, участвовать в обсуждениях. Такая форма работы всегда имеет успех и приносит большую пользу, пробуждает интерес учащихся к физике.

Список литературы:

  1. Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова «Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина» «Физика, 7 класс». Издательство «Дрофа» 2002 г.
  2. А.В. Перышкин, «Физика 7 класс» Издательство «Дрофа» 2006 г.