Обобщающий урок по теме "Деепричастие" в 7-м классе

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Повторить изученный материал по теме.
  2. Закрепить умение находить деепричастия в текстах и отличать их от других частей речи.
  3. Совершенствовать умение употреблять деепричастия в речи.

Оборудование:

  1. Карточка-ромашка.
  2. Карточки для индивидуальной работы.
  3. Карточки для самостоятельной работы (игра “Вставь словечко”).
  4. Видеозапись сказки А.С. Пушкина “Сказка о попе и о его работнике Балде”

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Сообщение темы и целей урока.

II. Синтаксическая разминка. Игра “Ромашка”

Учитель: Из слов, записанных на ромашке, составьте предложение и запишите его для синтаксического разбора.

(Один ученик выполняет задание у доски.)

Жёлтый клён глядится в озеро, просыпаясь на заре.

– Выпишите из предложения деепричастие и сделайте его морфологический разбор (1 ученик у доски).

III. Фронтальный опрос

– Какая часть речи называется деепричастием?

– Какие признаки глагола есть у деепричастия?

– Какие общие черты у деепричастия с наречием?

– Есть ли общие грамматические признаки у деепричастия с причастием?

– В чём особенность пунктуации в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами?

Выслушиваются ответы детей.

IV. Объяснительный диктант

(В это время индивидуальная работа по карточкам.)

– Запишите предложения, объясняя постановку знаков препинания.

  1. Ночью в полях под напевы метели
    Дремлют, качаясь, берёзы и ели. (И.Бунин)

– Какое изобразительное средство встретилось в этом примере? (Олицетворение.)

  1. То разрастаясь, то слабея, гром за усадьбой грохотал. (И.Бунин)

– Повтор какого звука помогает автору передать звучание грома? (“р”)

– Как называется такой приём? (Звукопись.)

  1. Вьётся речка небольшая,

Средь полей и рощ петляя. (Ю.Вронский)

– Определите стихотворный размер, которым написаны эти строки. (Хорей)

Вывод: деепричастия и деепричастные обороты на письме обособляются.

Русский язык поэтичен. Выразительность, лиричность присуща не только стихам, но и произведения УНТ, в частности пословицам.

V. Выборочный диктант

Из пословиц выпишите деепричастия с НЕ и обозначьте орфограмму.

(Один ученик работает у доки.)

  1. Не зная броду, не суйся в воду.
  2. Не думая, сказку не сложишь.
  3. Не говори “гоп”, пока не перепрыгнешь.
  4. Не убив медведя, шкуру не продают.
  5. Говорить не думая – что стрелять не целясь.
  6. Не взявшись за топор, избы не срубишь.
  7. Не начав, думай – начав, делай.
  8. Не развязав мешок, не узнаешь, что в нём.

Вывод: НЕ с деепричастиями пишется раздельно.

– А бывают ли случаи слитного написания НЕ с деепричастиями?

(Да, когда слово без НЕ не употребляется, например, негодуя.)

VI. Самостоятельная работа по карточкам, игра “Вставь словечко”

– В отрывке из “Сказки о попе и о работнике его Балде” А.С. Пушкина сбежали деепричастия. Верните беглецов на место, обозначьте вид деепричастий.

Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот море кругом ……………,
………. язык, мордку ……….,
Прибежал бесёнок, ………….,
Весь мокрёхонек, лапкой ……,
………..: дело с Балдою сладит.
Глядь, а Балда братца гладит,
………..: “Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! Отдохни, родимый!”

(Слова для справок: высунув, обежавши, задыхаясь, поднявши, мысля, утираясь, приговаривая)

– Прочитайте выразительно восстановленный текст.

– Укажите вид деепричастий.

– А теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием. Просмотр фрагмента сказки.

Пришла очередь и вам рифму подобрать к словам.

VII. Игра “Буриме”

– Придумайте четверостишье, используя для рифмы данные слова-деепричастия: собираясь – улыбаясь, шурша – не спеша (эти слова записаны на доске).

Примеры детского творчества:

  1. Я иду по парку, не спеша.
    Лёгкий ветерок навстречу мне.
    И, тихонько листьями шурша,
    Деревце качается во сне.
  1. Собираясь, улыбаясь,
    В школу мы идём опять.
    Там мы знанья получаем
    И хотим умнее стать.
  1. И каждый день, куда-то собираясь,
    На праздник или просто будний день,
    Иду по жизни, гордо улыбаясь,
    И жить на белом свете мне не лень!

VIII. Подведение итогов урока

Подводя итог урока, давайте вспомним, что мы сегодня повторили:

– морфологические признаки деепричастия;

– знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами;

– правописание НЕ с деепричастиями;

– употребление деепричастий в речи.

Комментирование и выставление отметок.

А в качестве отклика на урок составьте синквейн со словом урок.

Урок
Обобщающий, интересный
Учит, развивает, дополняет
Здесь узнаешь много нового
Знания

IX. Объяснение домашнего задания

– Напишите лингвистическую сказку о деепричастии, используя в ней выразительные средства языка.

X. Резервное задание

– Восстановите деепричастия по данным элементам:

За-……-у-в
У-…….-а-в
Пере-……..-вши-(сь)
При-………-е-в
………..-а-я-сь