Урок–игра на тему "Знатоки Олонхо"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • В игровой форме проверить и закрепить ранее полученные знания об олонхо по темам: “Якутский эпос олонхо”, “Покровитель лошадей Джесегей Айыы”, “Герои олонхо”, “Олонхо. Срединный мир”, “Три мира олонхо”, “Нижний мир”, “Верхний мир олонхо”.
  • Расширить познания детей о Вселенной - Верхнем мире, Срединном мире, Нижнем мире, о героях олонхо, населяющих Верхний мир, Срединный мир, Нижний мир.
  • При помощи предлагаемых перед игровым туром вопросов провести фронтальную проверку знания.
  • Способствовать дальнейшему формированию нравственных понятий как доброта, взаимопомощь, благодарность, любовь к родителям.
  • Развивать познавательный интерес у детей к эпосу олонхо.
  • Оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала народа cаха, склонностей, способностей, помощь в якутском самоопределении, самореализации в семье, школе, окружающем мире.

Оборудование: Юла, буквы из разрезной азбуки, картины, изображения, рисунки учащихся трех миров, героев олонхо, карточки с подсказками, ручки, бумаги, якутские узоры Иэйиэхсит богини Верхнего мира (за правильный ответ), призы.

Подготовительная работа:

  1. Подготовить буквы на магнитной основе.
  2. Подготовить вопросы для игроков и зрителей.
  3. Подготовить призы для игроков.
  4. Подготовить игру “Поле чудес” (юла).

Ход мероприятия

I. Беседа

 

– Сегодня у нас необычный урок, а урок-игра “Поле чудес”, посвященная к теме олонхо.

Олонхо – это древняя былинная история народа саха о героических подвигах. Нам нужно выбрать первую тройку игроков. Участниками первого тура станут те, которые правильно ответят на три вопроса.

Вопросы:

  1. Как называется царство черных сил, демонов всякой разной нечисти? - Нижний мир был царством черных сил. Черные силы нижнего мира всегда хотели поработить Срединный мир. В нижнем мире живут злые духи – абаасы.
  2. В каком Мире живут Боги Айыы? – Олонхо – древнее поверье народа cаха. Наша Вселенная в те далекие времена создалась из трех миров. В Верхнем мире властвовали Боги Айыы, высшие небесные силы. Верхний мир – небо, там живут добрые духи.
  3. Кто защищал Срединный мир от злых духов, всякой разной нечисти? - Срединный мир – это Земля, где живут люди. У Срединного Мира были свои защитники – могучие богатыри. Такие как Ньургун Боотур, Могучий Эр Соготох, Элэс Боотур, Эрчимэн Бэргэн и т.д.. Мы хотим быть похожими на этих богатырей, такими же умными, сильными, ловкими.

Богатыри

Дети, ответившие на эти вопросы, становятся участниками первого тура.

Тур 1. “Житьё-бытьё Срединного мира”

Задание: Напиток этот вкусен и полезен, содержит много витаминов С, Р, В, обладает чудодействием, исцеляет, очищает организм, дает энергию. В те далекие времена называли напиток “живой водой” (кумыс – национальный напиток народа саха)

         

Первый игрок вращает юлу. Если названной буквы в слове нет, то право следующего хода переходит к другому игроку, пока не разгадывают слово. Если игрок подряд правильно угадывает три буквы, то выносят два чорона, в одном из них находится приз. Чорон – это деревянная посуда для питья кумыса. Игрок, угадавший слово, выходит в финал, получает узор “Иэйиэхсит”. Все игроки получают приз.

Вопросы для участников второго тура:

  1. Как зовут творца мира? – Юрюнг Айыы Тойон – творец мира.
  2. Чему учат олонхо? – Олонхо учили отличать добро и зло. Олонхо учит быть добрым, побеждать зло, быть благодарным, помогать друг другу, уважать слабых, пожилых. Любить своих родных и Родину, чтобы дети с малых лет учились жить.
  3. Как называют человека, который исполняет олонхо? – Олонхосутами. Они очень талантливые, яркие люди. Обычно они в те далекие времена были простыми бедными крестьянами – скотоводами. А в наше время талантливейших олонхосутов много. Мы тоже учимся с раннего детства подражать и сказать олонхо. В I классе в районном фестивале олонхо всем коллективом стали призерами фестиваля, а Маша Трофимова заняла IV место. Она знает олонхо Сергея Васильева “Эрчимэн Бэргэн” и сказывает наизусть 145 слов олонхо.

img5.gif (50448 bytes)

Тур 2. “Герои олонхо”

Задание: Где жили Нюргун и Айтал – Куо? – в Верхнем мире

                   

Подсказка: Так описывается их страна. Там царили спокойствие, богатство, гармония.

Игрок, угадавший слово, становится участником финала и ему вручается узор “Иэйиэхсит”. Все участники второго тура награждаются призами.

Вопросы для участников третьего тура:

  1. Как описывается Земля, в которой жили древние якуты?
  2. Дополните отрывок: Добрый конь так и радовался … своего хозяина, что побежал еще быстрее. (Новой победе.)
  3. Задание: Отгадайте кроссворд (вывешивается кроссворд на формате А3)
  1. Нюргун – он славный богатырь, стремительный – быстрый, ловкий. А как переводится богатырь? (Боотур.)
  2. Как звали сестру Нюргуна? (Айтал-Куо.)
  3. Место для привязывания лошадей у древних якутов? (Коновязь.)
  4. Как называют Гнедого коня Нюргун? (Скакун.)
  5. Как звали хозяина болота? (Ап Хара.)
  6. Как называют людей, которые благодарят за добро, помощь? (Благодарные.)

Тур 3. “Красавица Земля”

Задание: Поднявшись на высоту птичьего полета, мы увидим родные места наших героев олонхо. Он лежит в самом центре Срединного мира. Такой широкий, что грозный, быстрокрылый сокол, летит изо всех сил, за тридцать дней не может долететь с одного края на другой.

Подсказка: Его окаймляют зеленые леса. Шелест шелковистых берез ублажает слух. С небес льется пение жаворонка. В лесах полно дичи. В озерах серебрится крутобоковая рыба. Не надышишься медовым пьянящим воздухом. (алас)

       

Игрок, угадавший слово, становится участником финала и получает узор “Иэйиэхсит”. Все игроки получают призы.

Финал

Задание: Олонхо является вершинным достижением фольклорной классики народа саха. В одном олонхо содержится от десяти до нескольких тысяч слов в определенном порядке.

Подсказка: Певец олонхо знал их и сказывал наизусть целыми ночами. Современная наука еще не раскрыла секрета записи такого огромного количества информации в мозге человека – биоматериале. Этим будут заниматься науки будущего, кибернетика и биогенные технологии. Итак, в одном олонхо содержится от десяти до скольки тысяч слов? (До ста.)

     

Финалист награждается призом.

В итоге изучения данной программы учащиеся выполняют проектные работы. Например, доклад ученика 2-го класса Иванова Лёвы на тему “Жаворонок” (см. Приложение) выполнен с целью изучения темы “Животный мир Срединного мира”, занял призовое место в Чугуновских региональных чтениях.